«НАШ ТОСКАНИНИ»

 Музыка Пуччини – одна из самых сложных для дирижирования. Но во время показа «Мадам Баттерфляй» к оркестру нельзя было предъявить ни одной претензии. За дирижерским пультом можно было видеть, как всегда собранного и элегантного, главного дирижера театра Рената Салаватова. Маэстро, в чьей биографии работа во многих топовых театрах мира, назовем только два из них – Мариинский и Королевскую оперу в Стокгольме, где он был главным дирижером, провел спектакль так, что смог раскрыть все музыкальные краски сложнейшей оперы. Солисты и хор, это было видно, чувствовали себя более чем комфортно. Когда дирижирует «наш Тосканини», как в шутку называют Рената Салаватова в театре, возникает ощущение, что он вместе с певцами проживает судьбы их персонажей. Он был в таком же смятении, как бывает Пинкертон в последнем акте, он страдал вместе с верной Сузуки и умирал вместе с Чио-Чио-сан. У Рената Салаватова чудные, необычайно пластичные руки, кажется, что музыка льется с кончиков его пальцев. Не случайно, и певцы, и солисты балета так любят, когда место за дирижерским пультом занимает маэстро Салаватов.

«ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК»

Хотелось написать, что «Мадам Баттерфляй» - один из самых стильных спектаклей Михаила Панджавидзе, но это было бы неправдой. У Панджавидзе просто нет не стильных спектаклей. Их тандем со сценографом из Новосибирска Игорем Гриневичем – сотрудничество двух художников, остро чувствующих время, с одной стороны, и уважительно относящихся к классике, с другой. Увы, в современном оперном искусстве эти качества сейчас все реже и реже совпадают. Зеркальный пол, золотое деревце, бесшумно скользящие ширмы – вот хрупкий мирок, в котором живут персонажи оперы. В него врывается со своими проклятиями Бонза, его омывает ливень – предвестник беды, и стоят словно обереги многочисленные зонтики. Михаил Панджавидзе поставил спектакль про утраченные иллюзии, ценой которых стала жизнь. Впрочем, рассматривать спектакль нельзя в отрыве от его ориентальной составляющей. Не случайно, предваряющий показа оперы вступительным словом Эдуард Трескин напомнил публике слова Редъярда Киплинга, говорившего, что «запад есть запад, восток есть восток, и вместе им не бывать».

ТЕНОР, КОТОРЫЙ ПЕЛ БАСОМ

Успех постановки во многом определил выбор исполнительницы главной партии Сишенг И. Обладательница голоса, изобилующего множеством драматических оттенков, соединила себе Запад с Востоком – она родилась в Китае, но училась и сейчас работает в Германии. Удивительно, но в ее трактовке Бабочка – Баттерфляй – не сломлена в последнем акте. Она не проигрывает – Чио-Чио-сан достойно уходит с жизненной сцены. «Достойную смерть выбирает тот, кто не может достойно жить», - эти ее слова могут быть ключевыми к пониманию образа и эпиграфом к спектаклю Михаила Панджавидзе. Хорош был в фестивальном спектакле и Пинкертон – Дмитрий Полкопин из Московского Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Удивительна история этого тенора – поначалу он пел…басом, В течение жизни голос изменился, и сейчас Полкопин – обладатель нежнейшего тенора. Его Пинкертон – вовсе не коварный соблазнитель. Просто он – человек иной культуры, он заключает временный брак с Баттерфляй, полагая, что претензий к нему быть не может. Но угрызения совести ему не чужды, пример тому – его финальные выход, когда герой раздвигает ширмы и видит, что мать его сына, о котором он даже не подозревал, находится уже в иной реальности… Искренний порыв Пинкертона запоздал.

«БУДЕМ ПОМОГАТЬ ТЕАТРУ!»

Когда спектакль закончился, публика аплодировала стоя. На сцену вынесли огромную корзину цветов от Президента РТ. После того, как умолкли овации, глава республики с супругой прошли за кулисы, где пообщались с труппой, режиссером и главным дирижером и директором театра Рауфалем Мухаметзяновым. А исполнительница главной партии получила подарок от главы республики. Особого внимания удостоился трогательный малыш Милан Салахов – исполнитель роли сына Чио-Чио-сан Рустам Минниханов отметил, что республика становится привлекательной для мировых звезд культуры. «О нас часто говорят как об индустриальной, нефтяной республике, как о спортивном регионе. Но мы не должны забывать культурную составляющую, - считает Р.Минниханов. – И, конечно, такие фестивали дают возможность жителям Татарстана увидеть мировых звезд». Президент уверен: мы должны развиваться разносторонне, и у нас есть для этого все возможности. Поэтому он намерен поддерживать все мероприятия, в том числе и культурные. А если учесть, что у нашего Президента слова не расходятся с делом, что можно предположить: нас ждут множество интересных событий в мире культуры. И если Казань кто-то и дальше будет позиционировать только как спортивную столицу, мы вполне можем сказать: неправда ваша!

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции