«Смысл», как предмет внутренних рассуждений, появился у меня вполне закономерно на фоне доминирующего мнения либерально-мыслящей части российского населения о том, что в условиях фактического диктата одной партии, деятельность немногочисленных оппозиционных депутатов не имеет того самого «смысла» и реальной результативности… В связи с этим в своем окружении приходится слышать, что «вы там ничего не решаете», «депутаты лишь зря штаны просиживают и зря едят свой хлеб».

Трудно не согласиться с этой общественной точкой зрения, потому что очевидно, что принцип избрания депутатов по партийным спискам сильно изменил состав представительных органов власти в России - в парламенты пришли скорее уже не «политические бойцы», а в большей мере назначенцы от партий. И это изменение в избирательной системе и дало тот самый перекос в системе разделения и баланса властей в пользу исполнительной.

Конечно, если не брать в расчет конституционное требование наличия института народных избранников, то город, да и вся страна сможет какое то время, опираясь только на исполнительные органы, решать почти все вопросы городского (государственного) управления, что, в общем-то, и происходит в современной России. Но насколько это управление окажется эффективным и будет отражать реальные потребности людей? Насколько общество без реального разделения властей сможет сохранить свою устойчивость в долгосрочной перспективе?..

Депутат всегда был и должен оставаться в наших условиях посредником между гражданами и управляющей элитой. А в идеале именно депутаты и должны формировать ту самую «управляющую элиту». Но современные реалии, основанные на преобладающей общественной инертности населения, привели к совершенно другому политическому ландшафту. И если мы не всегда наблюдаем гражданскую активность у населения, то эта активность у депутата должна быть по определению.

И, переходя от этих теоретических размышлений, хочу поделиться своим полученным практическим опытом.

В первые месяцы исполнения депутатских обязанностей были разочарования тем, что у меня нет реальной возможности повлиять на уже сверстанный кем-то бюджет на 2011 год, и тем, что на ежемесячных приемах населения я не наблюдал ожидаемых многочисленных очередей. Народ перестал ходить к своим депутатам. «Раз они ничего не решают, то чё к ним ходить-то?».

Оптимизм в свою депутатскую миссию вселяли лишь существующий закон о местном самоуправлении, устав города, ну и, конечно же, мое идеалистическое желание изменить жизнь к лучшему, замешанное на полувековом опыте личной жизни.

За год депутатства удалось сделать не много, но все же хочется поделиться своим опытом - в надежде получить обратную связь и рекомендации тех, кто видит свои более результативные технологии осуществления муниципального народовластия.

Первое открытие - это то, что депутатство – великолепный и возросший шанс быть услышанным. Тебя слушают и мэр, и коллеги-депутаты, и средства массовой информации, и представители делового сообщества. Это значительный ресурс, и его надо использовать. Вопрос лишь в том, что и где говорить и как добиваться тех самых изменений, о которых говоришь.

Для начала я избрал предметом, так сказать, «политической борьбы», создание в Казани развитой велосипедной инфраструктуры. Эта тема грела меня еще до депутатства и, главное, я знаю, как это сделать, и меня это вдохновляет (типа буду сам пользоваться велодорожками и детям в наследство останется). Вот тут и сгодился депутатский мандат, потому что «депутат-велосипедист» - это пока еще экзотика в наших политических широтах, и это сразу привлекло внимание многочисленной вело-общественности города. Появились публикации на тему отсутствия в «спортивной столице России» элементарных велодорожек и уважительного отношения к велосипедистам, как к равноправным участникам дорожного движения. В поддержку данной темы впервые в Казани этим летом был проведен велофестиваль «Казань-велосфера 2011». И как результат родилось поручение президента Рустама Минниханова проработать меры по созданию в Казани сети велосипедных дорожек. Процесс, так сказать, пошел.

Мне, как депутату, за этот год пришлось участвовать в многочисленных объездах подразделений милиции, ГИБДД, следственных изоляторов, медицинских учреждений, школ, детских лагерей, молодежных клубов и т д. «Картинка» города и проходящих внутри его процессов значительно и расширилась, и углубилась. Я повстречался с огромным количеством ранее не знакомых мне проблем и людей, которые их решают. Появилось желание помочь некоторым из них, видя в них энтузиастов своего дела. Не все из них просят денег (которых, как я понял, у депутатов нет), порой достаточно выслушать и дать рекомендации.

Проводимая «антикоррупционная» компания вызвала желание оградить директоров наших средних школ от повальных обвинений в связи с начавшейся в республике компанией по пресечению сбора денег с родителей в школах. Для многих директоров это вынужденная мера, вызванная недостатками финансирования самых неотложных нужд (учебники, протекающие крыши, отсутствие в штатных расписаниях охранников и т.д.). Мои предложение скорейшей разработки регламента работы школ с внебюджетными источниками финансирования, надеюсь, снимут остроту этой проблемы.

Мое подключение к проблеме застройки исторической части Казани вызвало к жизни и такую форму депутатской работы, как организация встреч в рамках «круглого стола» представителей исполкома с представителями делового сообщества города. Очень хотелось довести до руководства города, что проблема застройки исторической части города имеет не только архитектурно-историческую и правовую точку зрения, но и инвестиционную. Очень надеюсь, что все 7 рекомендаций круглого стола, озвученные мною на сессии городской Думы, будут учтены властями. По крайней мере, внимание мэра к проблеме существования «казанского Черкизона» в центре города уже привлечено - и надеюсь, что вопрос переноса рынка разрешится до старта всемирных студенческих игр.

Свою основную миссию - создание безопасных условий проживания в нашем городе - мне еще придется решать в союзе со своими коллегами по комиссии по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению. Проблем тут, так сказать, «выше крыши». Переименование милиции в полицию пока еще, по моему мнению, ничего ни населению, ни самой полиции не дало.

Диалог с силовыми органами придется еще выстраивать. Надеюсь, что в программу социально-экономического развития города удастся ввести индикаторы состояния общественного порядка и уровня удовлетворенности населения города своей безопасностью, доверия к деятельности всей правоохранительной системы города. При этом я поставил перед собой трудную, но вполне выполнимую задачу создания условий и механизмов вовлечения населения города, бизнеса, общественных организаций в профилактику правонарушений, превращения здоровой части нашего общества в тот самый источник безопасности, который бы активно создавал тот самый общественный порядок, который нам одна только полиция никак дать не сможет.

Для этого предстоит создать систему стимулирования всех здоровых гражданских инициатив, начиная от создания удобного и поощряемого обществом механизма информирования и пресечения самими гражданами любых криминогенных явлений. Молодежные формирования правоохранительной направленности «МОСПО», движение «Мы» с антикоррупционной программой «Ни дать - Ни взять», интернет-блоггеры, частные охранные предприятия, объединения предпринимателей все больше и больше начинают действовать на ранее лишь государственно- монопольном поле борьбы с различного рода правонарушениями. Глубоко убежден, что профилактика преступности начинается с жесткого и бескомпромиссного пресечения самых малозначительных антиобщественных проявлений и административных правонарушений. Любая безнаказанность и попустительство в вопросах соблюдения правил дорожного движения, соблюдения чистоты на улицах города, мелкого хулиганства, уличного вандализма являются благоприятной средой появления правового нигилизма среди граждан и, как правило, рождают более серьезные преступления. Казань вполне можно сделать территорией «Диктатуры закона и правопорядка», о котором с завистью говорят наши туристы по возвращении из Германии, Финляндии и столь полюбившегося чиновникам Сингапура. Тем более создание безопасной среды является необходимым условием проведения Универсиады и других планируемых городом событий мирового и европейского масштаба.

Итоги первого года пребывания в качестве депутата я назвал бы для себя сдержанно-оптимистичными. При наличии некоторого игнорирования и «прохладного» отношения отдельных должностных лиц в городе к депутатским запросам и инициативам, можно и нужно добиваться восстановления авторитета и влиятельности института народного избранника при решении вопросов своих избирателей. А эта ситуация, честно говоря, сложилась и в том числе благодаря инертности самих депутатов, которые «упустили» власть из своих рук. Конечно, у любой принципиальной и настойчивой позиции есть оборотная сторона медали в виде созданных напряженных отношений с должностными лицами. Но кто сказал, что депутат должен быть «белым и пушистым»? Уверен, что если делать правильно правильные вещи и с добрыми намерениями, то люди тебя всегда поймут и поддержат. У меня еще впереди 4 года, что бы проверить правильность этой мысли.

С наилучшими пожеланиями,

Ильдус Янышев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции