А ведь когда-то, ещё во времена СССР, чиновничий корпус ездил исключительно на машинах производства ГАЗа, и при этом никто массово не бился, не опаздывал на важные совещания по причине хронических поломок, да и вообще особо не жаловался. Что же произошло с нашими управленцами за какие-то два десятка лет? Выходит, собирать граждан с государственными триколорами в руках на массовые мероприятия мы можем, а вот поддержать рублём (причём бюджетным) отечественного производителя - не торопимся?

Хотя известно, что выбор в пользу родного автопрома со стороны государственных служащих – это нормальная европейская практика, превратившаяся в негласную традицию. То есть немецкие чиновники ездят исключительно на «Opel» или «BMW», а французские – на «Pegout» или «Renault». И это вовсе не означает, что одному из министров французского правительства не хочется приобрести, допустим, «Bentley» или «Lamborghini». Дело в другом: этот человек понимает, что если за его назначение напрямую или опосредованно проголосовал избиратель, то он всем своим стилем жизни обязан защищать национальные интересы своей страны, в том числе и её экономики.

Так кто же мешает российской государственной элите пересесть хотя бы на иномарки отечественной сборки? Тем более, всё идёт к тому, что российский автопром в скором времени может и вовсе прекратить выпуск собственных марок автомобилей, тот же ГАЗ, например, намерен полностью перенаправить свои мощности на сборку Chrysler Sebring. Вопрос, похоже, риторический для времен нынешних, ибо во времена прошлые даже импортным моделям, получавшим «прописку» в нашем производстве, давали звучные русские имена, благодаря чему немного доработанные «FIAT»-ы становились «Жигулями»…

Впрочем, ситуацию с автомобилями ещё хоть как-то можно понять – в этом деле мы практически никогда не ходили в лидерах. И чиновники тоже люди, им хочется ездить с комфортом, хотя вопрос на какие средства всё-таки остается открытым.

Но вот, например, совсем недавно в СМИ прошла информация о том, что на организацию питания спортсменов и гостей Универсиады-2013 претендует крупная французская компания, которая уже сегодня обслуживает камазовские заводы, готовя по 22 тысячи обедов в год. Если честно, у меня подобная информация вызвала некоторое недоумение: мы что, уже и обеды готовить разучились, раз приходится нанимать для этого зарубежные фирмы? И что тогда мы умеем делать сами, кроме как гнать за границу нефть и газ?

В связи с этим мне хочется поговорить о патриотизме, точнее, о патриотизмах: декларируемом и настоящем. Первый, насколько я понимаю, - это размахивание флагами во время футбольных матчей и калинка-малинка на Трафальгарской площади. Второй – когда деньги, заработанные в России, не выводятся в оффшоры, не поддерживают европейского производителя и американскую финансовую систему, а остаются в стране, помогая родной экономике. По уму, второй патриотизм – самый правильный и действенный. Но на деле, у нас активно развивается первый, благодаря чему даже московский финал «Евровидения», срежиссированный в стиле русской сказки, готовился силами знаменитого канадского цирка Дю Солей.

В итоге мы имеем весьма неутешительное соотношение импорта и экспорта в современной России - приблизительно 70 к 30, и это при самых оптимистических раскладах. После чего удивительно слышать, как различные государственные деятели начинают сокрушаться - почему у молодого поколения россиян напрочь отсутствует такое понятие как патриотизм? Но откуда ему взяться? Если даже придя в магазин игрушек, ты видишь полки, забитые куклами и трансформерами китайского производства. В нашем детстве с игрушками, как и со многим другим, было не густо, но мы бегали по дворам с пластмассовыми автоматами, имитирующими оружие наших дедов, прошедших Великую Отечественную и гордились своей страной, которая всех врагов победила. Что мешает нынешним предпринимателям вместо того, чтобы массово ввозить в страну китайских «Bratz» и «спайдерменов», поставить в одном из умирающих моногородов фабрику игрушек, дать людям рабочие места и выпускать витязей, казаков, «чудо-богатырей» Суворова и героев-панфиловцев? Почему бы владельцам торговых сетей вместо того, чтобы заполнять свои прилавки молочной продукцией из прибалтийских стран, где наших с вами соотечественников на законодательном уровне считают гражданами второго сорта, не дать преференций отечественному производителю тех же сыров, сливок, молока и йогуртов? Тем более что такой подход находит отклик у людей. Согласно итогам объявленной каналом «ТНВ» акции «Покупай татарстанское» спрос на продукцию, произведенную в республике, вырос на 10%. И это только за небольшой период проведения этого медиа-почина.

Мне кажется, идя на стадионы с лицами, разрисованными в цвета державного триколора, мы вряд ли достойны называть себя патриотами. Хотя бы потому, что команды, за которые мы болеем, процентов на пятьдесят, а порой и больше, укомплектованы игроками из других стран, выступающих не за конкретную страну, регион, город, а за солидный гонорар.

Но я вижу настоящий патриотизм, например, в деятельности предпринимателя, вернувшего народу истинный вкус когда-то любимого всеми напитка «Байкал». Вопреки конкуренции со стороны заморских кол, отвоевавших себе лучшие места в торговых сетях. Более скромные патриоты пытаются производить текстильную продукцию, зная что владельцам магазинов проще удовлетворить спрос аналогичным товаром импортного производства. Эти маленькие фирмы умирают тысячами, не выдержав конкуренции в заведомо невыгодной бизнес-среде. Но именно такие энтузиасты должны жить, чтобы жила наша огромная страна. А для этого каждый из нас должен стать подлинным, а не декларативным патриотом. «Голосуя» рублем за своего производителя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции