РАЗОРИВШИЙСЯ АВИАПЕРЕВОЗЧИК ВЫЯСНЯЕТ ОТНОШЕНИЯ С ТАТАРСТАНСКИМИ АВИАСТРОИТЕЛЯМИ В СУДЕ

В процесс ликвидации КрасЭйр, разорившейся в конце 2008 года, оказался втянут казанский партнер авиаперевозчика – ЗАО "КАПО-Туполев". Татарстанское предприятие еще в начале 2008 года заключило договор на выполнение ремонта пассажирского лайнера Ту-214. Казанцы, получив аванс в 8 млн. рублей, должны были выполнить работы на 21 млн. рублей. Но, узнав о начале краха КрасЭйр, они подстраховались и выполнили ремонт лишь на сумму аванса. Теперь представители ликвидируемой компании считают, что КАПО-Туполев не выполнил условия сделки и требует вернуть аванс.

8 ПОЛУЧАЕШЬ, 13 ВКЛАДЫВАЕШЬ

В конце прошлой недели Арбитражный суд РТ начал рассмотрение иска компании "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр") к ЗАО "КАПО-Туполев" о взыскании 8 млн. рублей аванса, выплаченных за ремонт пассажирского лайнера Ту-214. Напомним, самолеты этой марки производятся только в Казани на КАПО им. Горбунова.

Как стало известно на заседании суда, 25 февраля 2008 года стороны заключили договор о проведении контрольно-восстановительных работ и программы оценки техсостояния самолета. Общая сумма контракта составляла 21 млн. рублей. Согласно договору, КАПО-Туполев после получения аванса в размере 8 млн. рублей в течение 50 дней должен был завершить весь объем работ. КрасЭйр, в свою очередь, после подписания акта приемки должен был выплатить остальную сумму.

"В июле 2008 года аванс был перечислен, но весь объем работ выполнен не был. Поэтому считаем, что КАПО-Туполев свои обязательства не выполнил, и требуем вернуть аванс. Представленный акт выполненных работ не имеет силы, поскольку подписан только ответчиком", - озвучил позицию КрасЭйр ее представитель Максим Деревягин.

Представители казанского предприятия считают, что утверждение о неосновательном обогащении не имеют основания, так как все средства были перечислены по договору подряда и использованы по назначению. В качестве доводов суду были представлены три огромных кипы различных актов выполненных работ, подписанных, в том числе, и представителями авиакомпании.

ПОДСТРАХОВАЛИСЬ

Елена Латыпова, представляющая интересы КАПО-Туполев, в качестве еще одного довода привела судебное разбирательство между КрасЭйр и собственником самолета -"Финансово-лизинговой компанией" (ФЛК).

"Предметом судебного разбирательства в красноярском арбитраже стали лизинговые платежи. Стороны спорили о том, что нужно ли платить лизинговые платежи, если самолет находится в ремонте. Тогда никто не оспаривал факт ремонта лайнера", - пояснила юрист.

На вопрос представителя КрасЭйр, почему казанская компания не выполнила весь объем работ и не подписала акт, другой юрист компании Абрамченко заявил, что уже в сентябре 2008 года стало ясно, что красноярская авиакомпания испытывает финансовые трудности.
"Поэтому в КАПО-Туполев посчитали, что вкладывать деньги в компанию, которая находится на грани разорения нецелесообразным, и мы выполнили объем работ на сумму аванса", - подытожил юрист.

ТРИ ЮРИСТА И БУХГАЛТЕР

Сейчас, по словам казанской стороны, самолет находится на базе КАПО, его летные характеристики не восстановлены, и он никем не востребован.

В качестве одной из мер примирения судья Люция Фасхиева предложила представителю КрасЭйр выехать на предприятие и ознакомиться на месте с объемом выполненных работ.

"Выехать не сможем из-за тяжелого материального положения компании. Сейчас идет конкурсное производство. У нас в компании осталось три юриста и бухгалтер. Технических специалистов нет", - заявил Деревягин.

Суд принял решение дать возможность ответчику предоставить истцу всю техдокументацию по выполненным работам и возобновит рассмотрение дела 18 февраля.

КРАСНОЯРСКИЕ КРЕДИТОРЫ В КАЗАНИ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», сейчас в татарстанском арбитраже рассматривается еще одни иск, связанный с банкротством КрасЭйра. Крупнейший кредитор красноярской авиакомпании - Сбербанк РФ (Восточно-Сибирский Банк, Красноярск) требует взыскать у некоего казанского ООО "Орбита" заложенное имущество разорившегося перевозчика - три авиационных двигателя НК-86А.

Напомним, что проблемы КрасЭйр, входившего в альянс AiRUnion (контролировался братьями Борисом и Александром Абрамовичами), начались осенью 2008 года. В результате прекращения полетов авиакомпании по всей стране тысячи пассажиров застряли в аэропортах. Задержки сопровождались забастовками персонала, которому по несколько месяцев не платили зарплату. 12 декабря 2008 года краевой арбитражный суд ввел процедуру наблюдения в отношении КрасЭйр, а в июле 2009 года лизинговая компания "Ильюшин финанс" подала заявление о признании авиакомпании банкротом и введении конкурсного производства.

По сообщению федеральных СМИ, выставленное на торги имущество банкрота оказалось невостребованным. Так, в октябре из 152 выставленных лотов на общую сумму 622 млн. рублей реализовано лишь 13 — на 3,5 млн. рублей. Причем популярностью пользуются лишь финансовые обязательства КрасЭйр и долевое участие в капитале третьих компаний. Здания, самолеты Ил-86, Ту-154М и авиадвигатели, находящиеся в залоге у Восточно-Сибирского банка Сбербанка, остаются невостребованными. По данным газеты "Ведомости", долг КрасЭйр перед банком — 1,28 млрд. рублей, а стоимость имеющихся залогов составляет 510,8 млн. рублей.

Арслан Минвалеев

Справка

"Красноярские авиалинии" (KrasAir) — до 2008 года одна из крупнейших авиакомпаний России, базирующаяся в Красноярске (аэропорт "Емельяново"). С июня 2005 года до конца 2008 года авиакомпании работали под единым брэндом AiRUnion, созданным в результате объединения пяти авиакомпаний: "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа", "Сибавиатранс". До последнего времени государству принадлежало 51 % акций "КрасЭйр", около 40% было у структур генерального директора KrasAir Бориса Абрамовича (также контролирует 49% "Домодедовских авиалиний", 70% "Омскавиа", около 40% "Самары" и 100% "Сибавиатранса").

В 2008 году авиакомпания столкнулась со значительными финансовыми сложностями и прекратила выполнение полетов. 3 февраля 2009 года был аннулирован сертификат эксплуатанта авиакомпании. 6 июля 2009 года арбитражный суд Красноярского края признал "Красноярские авиалинии" банкротом по заявлению лизинговой компании "Ильюшин финанс" и ещё двух компаний, а также объявил конкурсное производство. Ожидается, что имущество "Красноярских авиалиний" войдёт в состав создаваемой авиакомпании "Росавиа".  

ЗАО "КАПО-Туполев" – создано в августе 1997 года при участии КАПО им. Горбунова, АНТК им Туполева, фонда НИОКР и Инвестиционно-финансовой корпорации РТ. Предполагалось, что будет главным лизингодателем самолетов Ту-214 производства КАПО им. Горбунова.