МЭР ЧЕЛНОВ ПРЕДЛАГАЕТ СПАСАТЬ ЭКОНОМИКУ ГОРОДА С ПОМОЩЬЮ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

Сегодня мэр Челнов Ильдар Халиков озвучил идею, которая, по его мнению, способна стабилизировать ситуацию в автограде. Он предлагает рецепт, о котором в Челнах не вспоминали уже лет десять – ускоренное развитие малого бизнеса. В "нулевые" годы в городе делали ставку на КАМАЗ, однако, спад на автомобильном рынке заставляет искать новые пути спасения. Впрочем, на поверку они вполне могут оказаться не столь уж и новыми – попытки восполнить провал с помощью малого предпринимательства предпринимались в автограде в 90-е.  

 

 

ТЕРПЕНИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗГРАНИЧНЫМ

 

В челнинский мэрии сегодня состоялось первое в 2010 году совещание с хозяйственными руководителями, на котором глава Челнов Ильдар Халиков обозначил задачи на 2010 год. Проблема №1 – безработица. Быстро решить ее, по мнению мэра автограда, можно за счет развития предпринимательства.

 

– Ситуация очень непростая. Мы благодарны людям за понимание и низкий поклон каждому челнинцу, за то, что нам вместе удалось пройти 2009 год без серьезных социальных потрясений, но терпение людей не может быть безграничным, – сказал Халиков. – Исполнительному комитету города придется решать серьезнейшую проблему, которую нам оставил кризис 2009 года, – проблему безработицы. Среди всех вопросов и задач, которые есть на сегодня, я бы поставил ее на первое место. На сегодня насчитывается 14 тысяч официальных безработных. Как минимум в два раза больше количество людей, не имеющих и ищущих работу. Это огромная цифра для полумиллионного города, – сказал мэр автограда.

 

Халиков высоко оценил работу своих подчиненных по принятию "мер снижения социальной напряженности", отметил, что в Челнах и в 2010 году активно будут заниматься организацией общественных работ, опережающим обучением и т. д. Напомним, что в прошлый понедельник Василь Шайхразиев провел расширенное заседание исполкома города по вопросам организации общественных работ. Тогда прозвучало, что в 2009 году в данной программе приняли участие около 81 тыс. человек, что позволило привлечь в город 719 млн. рублей федеральных средств. На первые три месяца 2010 года уже заключено договоров на общую сумму 674 млн. рублей. Это означает, что программой будет охвачено свыше 115 тыс. человек.

 

"НУЖНО ХВАТАТЬСЯ ЗА ВСЕ, ЧТО ТОЛЬКО ВОЗМОЖНО"

 

– Но все это кратковременные меры, которые не позволяют человеку быть уверенным в завтрашнем дне, – отметил Халиков. – Нам нужны рабочие места на долгосрочный период. Добиться этого можно только комплексными мерами. Как показывает опыт других городов и стран, наибольшего эффекта за короткое время можно добиться за счет развития малого бизнеса, потому что крупное предприятие за год не создашь. Человек, у которого есть предпринимательская жилка, должен знать, куда он должен прийти, какую помощь и где ему окажут органы власти, – считает мэр автограда.

 

По его мнению, еще более быстрого эффекта можно добиться, содействуя расширению бизнеса средних и крупных предприятий.

 

– Нужно понимать, что когда мы говорим о реконструкции больницы скорой медицинской помощи, это означает около 700 рабочих мест. Выигрыш Челныводоканалом гранта международного банка реконструкции и развития в размере 25,8 миллионов долларов на модернизацию водопроводных сетей позволит по минимальной оценке создать около 2000 рабочих мест. То же самое касается капитального ремонта жилья. Как город автомобилей и автомобилистов мы должны иметь пальму первенства по созданию бизнеса по утилизации автомобилей. Нам дан шанс и нужно максимально воспользоваться той поддержкой, которая оказывается моногородам, – подчеркнул Халиков.

 

– В исполкоме должна быть отдельная городская программа по обучению. Это касается и информатизации, и новых технологий и т. д. Уверяю вас, на наших челнинских предприятиях есть чему поучиться. Нам не нужно никуда ездить, достаточно изучить опыт целого ряда заводов КАМАЗа, Челныводоканала, РАССТАЛа и некоторых других предприятий. Нужно провести семинары на этих предприятиях с участием руководителей, показывать их опыт на месте, на конкретном живом примере. Тогда восприятие совершенно другое и в девяти случаях из десяти это дает огромный эффект, исчисляемый десятками процентов и живых денег. Еще раз подчеркиваю, нужно принять комплекс мер, которые в конечном итоге должны способствовать появлению новых бизнесов, новых рабочих мест. Нужно хвататься за все, за что только можно. Мы должны сделать все, чтобы в 2010 году эта страшная цифра – 14 тысяч безработных – существенно уменьшилась, – подвел итог Халиков.

 

НОВАЯ СТАРАЯ ИДЕЯ

 

Надо заметить, что сама по себе идея спасения экономики автограда с помощью малого бизнеса не нова. В 90-е годы, когда КАМАЗ столкнулся сначала с параличом производства после пожара на заводе двигателей, а затем – со спадом производства из-за резко уменьшившегося спроса. Напомним, что за весь 1998 год на КАМАЗе было произведено всего 4 тыс. автомобилей. В тот период наблюдалось заметное охлаждение между властями города (мэром тогда был Рафгат Алтынбаев) и КАМАЗом, вызванное тем, что автогигант испытывал большие проблемы с уплатой налогов в бюджет города. Накал конфронтации лучше всего иллюстрирует трагикомический эпизод, когда служебный автомобиль Халикова (в ту пору он был главным финансистом КАМАЗа) был остановлен ГИБДД и тут же арестован судебными приставами в счет налогов автогиганта в местный бюджет.

 

В то время Алтынбаев активно пропагандировал идею развития городской экономики за счет малого бизнеса и развивал мысль о том, что городу необходимо уходить от зависимости от КАМАЗа.

 

В 2000-х годах, после его ухода с поста мэра конфронтация между КАМАЗом и властями Челнов сошла на нет. В частности, новый мэр Рашит Хамадеев то и дело публично повторял лозунг "Город – это КАМАЗ, КАМАЗ – это город!". Тем более, что дела на КАМАЗе шли все лучше – параллельно с общим оживлением экономики в стране.  И вот теперь видно, что Челны после тучных 90-х снова встают перед проблемой затыкания брешей в городской экономике, возникших по причине резкого спада на КАМАЗе. Наверное, направление, в котором видит выход Халиков, единственно возможное, однако, пока не видно конкретики. Воспринимается ли в Челнах малый бизнес по-прежнему как некое приложение к КАМАЗу (модель технопарка "КИП -Мастер" ) или как некое самостоятельное направление? Готовит ли город долгосрочную программу своего развития с учетом этих новых высказываний? На эти вопросы ответа пока нет.

 

Равиль Сабиров

Ринат Билалов