ДЛЯ ВОЗВРАТА К ДОКРИЗИСНОМУ УРОВНЮ ЕМУ НЕОБХОДИМО НЕ МЕНЕЕ 4-5 ЛЕТ
Главный тренд ушедшего года для туристического рынка РТ – тотальная экономия клиентов на отдыхе, сокращение числа игроков и новые попытки Казани привлечь часть турпотока. В каком состоянии рынок туристических услуг завершил 2009 год и каковы прогнозы по нему на ближайшее время? В этой теме разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

РАСТЕТ ЛИ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ?


По словам замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Анатолия Березинского, в прошлом году наблюдалась общая динамика снижения как по въезду, так и выезду туристов, которая составила около 20-25%. Причем эти цифры применимы как в целом к России, так и к Татарстану. Зато, как сказал Березинский в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», несколько увеличился внутренний туризм. Люди стали больше ездить в Сочи, Самару, Казань.
С этим мнением не согласен руководитель турагентства "Пирамида-тур" Айдар Бакиров, который считает, что отечественным туристическим центрам пока нелегко конкурировать с зарубежными: "По моим ощущениям, больше отдыхать в России люди не стали. Наоборот, доля внутреннего туризма сокращается, ведь по соотношению цены и качества российские курорты зарубежным пока не конкуренты. При этом могу сказать, что Казань в этом плане отличается в лучшую сторону. Чувствуется, что столица Татарстана понемногу начинает восприниматься как туристический центр".


О том, что турпоток сократился, свидетельствует и падение объемов пассажирских авиаперевозок. Так, международный аэропорт "Казань" за первые 9 месяцев прошлого года сократил количество обслуженных пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,7% - до 496 тыс. человек.

СРЕДНИЙ КЛАСС ЭКОНОМИТ НА ПУТЕВКАХ

С точки зрения продаж турпутевок, самое большое падение спроса возникло на дорогие сегменты. Это, прежде всего, Западная Европа, в которую туристический поток из Татарстана уменьшился почти наполовину. Конечно, существует определенная категория населения, которая как раньше отдыхала на курортах Италии, Испании и Франции, так и сейчас не отказываются от этого. Но в большинстве своем средний класс экономит.

"Те, кто раньше ездили в Европу, в прошлом году отдыхали в Египте и Турции либо в Европе, но, останавливались в более дешевых гостиницах. Многие же из тех, кто раньше по ценовым причинам предпочитали турецкие и египетские берега, вовсе отказались от заграничного отдыха", - говорит гендиректор компании "Персона Грата", президент ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов.

ПЛЮС ВОСЕМЬ ОТЕЛЕЙ ЗА ГОД

Интересно, что согласно статистике, несмотря на кризис, платные услуги населению в сфере туризма и гостиничного размещения остались практически равны объему 2008 года, а, возможно, и превысили их, так как на сегодняшний день есть статистика только за 11 месяцев прошлого года. Гостиницы Татарстана в январе-ноябре 2009 года заработали 1,59 млрд. рублей. Если брать весь 2008 год - это цифра составила 1,62 млрд. Туристических услуг населению в 2009 году оказано на сумму 817,4 млн. рублей, в 2008 - на 847, 5 млн., сообщил Березинский. Он же отметил следующий позитивный факт:


- Отрадно, что к 147 средствам размещения, которые мы имели на территории Татарстана, в прошлом году прибавилось еще несколько. Только в Казани в 2009 году открылись восемь новых гостиниц. Это положительная тенденция, которая говорит о том, что, несмотря на кризис, предприниматели вкладывают средства в развитии туристической  инфраструктуры. Я думаю, что к Универсиаде 2013-го года мы придем с хорошими условиями по размещению туристов.

СПОРТ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА

Возрастающую роль спортивной составляющей в туризме и ее влияние на развитие всей отрасли подчеркивает и руководитель турагентства CompanionSP Сергей Пасечник: "Думаю, что если бы сборная России вышла в финальную стадию чемпионата мира по футболу, то в этом году мы бы отправили в ЮАР порядка 50-ти болельщиков. Ведь в данном случае это отличная возможность - совместить спортивный туризм с посещением интересной страны. Пока ни одного тура в ЮАР на чемпионат мира мы не продали, но думаю, что здесь будет тенденция к более позднему бронированию. Вообще спортивный туризм сейчас - это еще только развивающаяся сфера. Сейчас формируется класс активных болельщиков, есть известные команды, но пока только футбольный "Рубин"  дает хорошую тему для поездок".

РАВНЕНИЕ НА ЕЛАБУГУ

Впрочем, футбол футболом, но в туризме, прежде всего, важны культурно-историческая составляющая и развитая инфраструктура. В этом плане кризис не помешал сохранить хорошие показатели Елабуге, которая является одним из самых динамично развивающихся туристических центров в Татарстане. Город, население которого составляет чуть более 70 тыс. жителей, в прошлом году посетили около 200 тыс. туристов.

Помимо Елабуги, разработкой программы развития туризма стали заниматься еще 14 районов Татарстана, среди них - Арск, Зеленодольск, Верхний Услон, Высокая гора, Мамадыш, Чистополь, Свияжск, Болгары. Экономическая ситуация стала не единственной причиной снижения туристической активности населения. На это оказывали влияние и некоторые другие факторы. Так, по словам директора по развитию гостиницы "Фатима" Мадины Сабиржан, после крушения "Невского экспресса" большая группа школьников из Санкт-Петербурга отменила свои каникулы в Казани.

АУТСАЙДЕРЫ УХОДЯТ

Кризис - это время для проверки истинного показателя профессионализма для бизнесменов и с этой точки зрения он не повлиял радикально на работу крупных игроков рынка. К примеру, CompanionSP открыл дополнительный офис по продаже индивидуальных программ, а также представительство в Набережных Челнах.

По словам Мифтахова, большие проблемы, вплоть до закрытия, были у тех компаний и предпринимателей, для кого туризм не был основным бизнесом. Крупные же компании, вполне успешно работающие на туристическом рынке, пострадали не так сильно. По его мнению, в этом году не стоит ждать резко улучшения ситуации, а для восстановления докризисных объемов может потребоваться до 4-5 лет.


Бакиров и вовсе считает, что кризис пошел даже на пользу, отсеяв явных аутсайдеров: "Кризис и общий спад на туристическом рынке пошел на пользу большинства сильных и профессионально работающих компаний. По крайней мере, у нас не было уменьшения количества продаж путевок, наоборот, наблюдался небольшой прирост клиентов. Видимо, произошел отток клиентов из слабых и закрывшихся фирм, а их клиенты перераспределились".

КУДА ДВИЖЕТСЯ РЫНОК? УЗНАЕМ ВЕСНОЙ

Что касается планов на этот год, то, по мнению большинства специалистов, прошлогодний спад должен прекратиться. "Думаю, что мы достигли определенного дна на туристическом рынке и в этом году ситуация вряд ли изменится коренным образом, - считает Мифтахов. - Резких взлетов или падений уже быть не должно. Все будет зависеть от основных экономических показателей. Скорее всего, основные тенденции нынешнего туристического года будут понятны уже в марте-апреле. Основными популярными направления останутся все те же Турция и Египет. Туда из Казани как летали, так и будут летать. Летом планируется восстановить прямые перелеты в Израиль. Эта программа заработала в прошлом году, но затем подверглась сокращению. Есть планы по Чехии, ведь Прага - это один из самых недорогих турцентров в Европе с отличной культурной составляющей. Ближе к началу сезона возобновятся прямые рейсы в Испанию и Хорватию, а вот ситуация с итальянским направлением остается пока не понятной", - считает президент ассоциации туристических агентств РТ.

Тимур Касимов