ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ ЧЕЛНИНСКОГО АВТОГИГАНТА ПОДЕЛИЛСЯ ПЛАНАМИ НА 2010 ГОД

Несмотря на то, что ощутимого увеличения спроса в 2010 году на рынке коммерческих автомобилей ждать не приходится, на КАМАЗе приняли решение об увеличении зарплаты работников на 30%. Видимо руководство челнинского автогиганта решило, что дальше одними общественными работами и соответствующей доплатой за нее в сумме 4300 рублей удержать квалифицированных работников не получится. О планах КАМАЗА на этот год вчера на пресс-конференции рассказал первый заместитель генерального директора – исполнительный директор ОАО "КАМАЗ" Юрий Клочков.

ЛИЧНЫЙ ЭФФЕКТ В 100 МЛН. РУБЛЕЙ

В своем вступительном слове Юрий Клочков отметил, что удар кризиса по КАМАЗу во многом удалось смягчить благодаря применению лин-технологий:

– КАМАЗ сегодня является лидером в России в применении этого инструмента, что позволило нам в 2009 году увеличить экономический эффект в 2,6 раза.

"Производственная система КАМАЗ", созданная на основе опыта Тойоты, в абсолютных цифрах дала эффект в 1,6 миллиарда рублей. Это очень серьезная сумма для нас и в 2010 году мы эту работу будем продолжать. Все руководители, начиная от мастеров и заканчивая директорами, берут на себя проекты. Я лично для себя взял проект, который должен дать экономический эффект в 100 миллионов рублей и поднять качество автомобиля, не изменяя его себестоимости.

Кроме того, мы перестраиваем систему управления предприятием. Предыдущая, заложенная еще 30 лет назад, устарела, потому что сегодня количество модификаций на КАМАЗе перевалило уже за две тысячи. Поэтому нам нужно изменить планирование, сократить срок изготовления машин до четырех недель и так далее. Для этого мы выбрали информационную систему SAP. В четвертом квартале 2010 года мы должны перейти на опытно-промышленную эксплуатацию этой системы, а с 1 января 2011 года ввести ее уже в рабочем режиме. Это тоже позволить снизить издержки.

Кроме того, будем дальше продолжать оптимизацию нашей структуры. В 2010 году применим опыт закупок нашего партнера Даймлера, который мы за последние полтора года изучили досконально. Также постепенно обновляем модельный ряд, в том числе идем к новой кабине. Будем повышать качество автомобилей через качество компонентов. В 2010 году стоит задача произвести 28 тысяч автомобилей. Если раньше поставки на экспорт достигали 25%, в этом году стоит задача сохранить 20%, – отметил Клочков.

"ЗА 30 ЛЕТ КАМАЗ ПОТРЕПАЛСЯ СИЛЬНО"

Пожалуй, главной новостью, прозвучавшей на пресс-конференции, стало сообщение о том, что средняя зарплата на КАМАЗе в 2010 году вырастит с нынешних 12 тыс. рублей до 16 тыс. руб.

– Перед нами стоит задача поднять зарплату до 16 тысяч рублей, несмотря на то, что в первом квартале у нас пока сохраняется смешанный рабочий режим – четырехдневная рабочая неделя в сборочных конвейерах и пятидневная в КАМАЗ-Металлургии, – сказал Клочков. – В январе и феврале 2009 года мы собрали ровно в два раза меньше автомобилей, чем соберем в этом году. Сейчас заказы идут более-менее равномерно, а это значит – стабильность, социальные гарантии. Оптимизация численности персонала – больной вопрос. Как таковых сокращений не будет, но в любом случае будем повышать производительность труда, но при этом не будем увольнять тех сотрудников, которые активно участвуют в мероприятиях "Производственной системы КАМАЗ".

Объем программы общественных работ будет не меньше, чем в 2009 году. (Напомним, что в 2009 году всего по Челнам общественными работами было охвачено 81 тыс. человек, сколько из них камазовцы – не уточнялось. Прим. "БИЗНЕС Online") За 30 лет работы КАМАЗ потрепался сильно, поэтому еще есть много мест, где нужно наводить порядок. Надеюсь, этот год позволит нам окончательно привести заводы в нормальное состояние.

Еще в 2009 году мы приняли решение, что в августе 2010 года все вместе пойдем в отпуск. Август выбран не случайно, потому что все европейские предприятия отдыхают в этом месяце. По опыту проведения эксперимента в 2009 году могу сказать, что, конечно, не все пойдут в отпуск, например, будут работать специалисты службы продаж, определенные ремонтные работы проведем, в любом случае не менее 25 процентов персонала будет занято. Мы расписали их так, чтобы эти люди уходили в отпуска в течение года равномерно. Это позволит снизить довольно много затрат, поскольку в августе на время отдыха отключим энергоносители и прочее, – сказал Клочков.

Он также прокомментировал контракт между литейным заводом (КАМАЗ-Металлургия) и РЖД. Напомним, что речь идет о литье для изготовления в общей сложности 134 тысячи анкеров и 300 тысяч монорегуляторов. Эти чугунные детали служат для соединения шпал с рельсами.

– Я надеюсь, что по данному контракту в общей сложности наработаем на 1 миллиард рублей. В рамках развития продукции диверсификации наша задача активно войти на строительство ТАНЕКО, где мы должны получить заказов на сумму порядка полумиллиарда рублей. А в целом стоит задача набрать заказов на непрофильную для КАМАЗа продукцию минимум на сумму 3,5-5 миллиардов рублей, – сообщил исполнительный директор КАМАЗа.

Равиль Сабиров,
фото автора