ГЕНДИРЕКТОР КАМАЗА, ВОЙДЯ В СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ИЖАВТО, ПОДТВЕРДИЛ СВОЮ РЕПУТАЦИЮ МЕНЕДЖЕРА ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Вчера стало известно, что Сергей Когогин вошел в состав совета директоров ОАО "ИжАвто". Конвейер этого предприятия, где собирались Kia, простаивает с апреля прошлого года. В августе оно было признано банкротом, и вошло в орбиту Ростехнологий. Сейчас в срочном порядке формируется команда управленцев, которая будет спасать положение. В новый совет директоров вошли Сергей Чемезов (Ростехнологии), Рубен Варданян (Тройка Диалог) и другие известные персоны. Среди них – легендарный президент Renault и Nissan Карлос Гон. 

СПАСЕНИЕМ ИЖАВТО ЗАНЯТЫ СБЕРБАНК И РОСТЕХНОЛОГИИ

В августе 2009 года ИжАвто был объявлен банкротом. К этому моменту его долги достигли, по данным из разных источников, от 11,3 до 14,7 млрд. рублей.

Особенно быстро они начали расти, когда в кризис упал спрос на автомобили. В Ижевске надеялись, что предприятие купит АвтоВАЗ, однако, в феврале 2009 года тольяттинский гигант, изнемогающий под грузом собственных проблем, отказался это сделать. Затем из-за девальвации подорожали сборочные комплекты, которые компания покупала у корейцев из Kia, и уже в апреле на ИжАвто остановилось производство, а в мае с простаивающего завода была уволена половина персонала.

Сейчас на заводе числятся три тысячи человек, которые либо заняты на общественных работах в Ижевске, либо находятся в частично оплачиваемых отпусках.

За спасение компании вынуждены взяться кредиторы и государство. Фактически они и становятся владельцами завода. Так, Сбербанк уже имеет на руках решения судов в свою пользу по кредитам на сумму 5,7 млрд. рублей. В конце декабря глава правительства Удмуртии Юрий Питкевич сообщил, что Сбербанк начал оформление находящихся в залоге у банка 51% акций ИжАвто на счет своей "дочки" - "Сбербанк-Капитал". Кстати говоря, серьезный кредит ИжАвто брал и у "АК БАРС" Банка (помнится, летом прошлого года называлась сумма примерно в 1-1,5 млрд. рублей). Так что не исключено, что "АК БАРС" Банк также сможет рассчитывать на долю процентов в 10 в проекте.

Другим совладельцем ИжАвто становятся Ростехнологии. Через принадлежащий госкорпорации "Ижевский машиностроительный завод" ("ИжМаш") они в конце декабря стали владельцем около 25% акций "ИжАвто".

Интересно, что незадолго до всех этих событий группа СОК, контролируемая самарским олигархом Юрием Качмазовым, продала 74% акций ИжАвто менеджменту завода в обмен на автомобили, выпускаемые предприятием на сумму $200 млн. То есть, увидев надвигающиеся проблемы, Качмазов поспешил лихо выйти из падающего бизнеса. Закономерно, что в начале лета эта ситуация стала предметом внимания Счетной палаты. Проверка проводилась на предмет выявления признаков фиктивного банкротства, но, увы, нарушений выявлено не было. Олигархия, как видим, все еще сильна в стране...

ПОЖАРНАЯ КОМАНДА

Итак, очевидно, что контроль над ИжАвто в конечном счете получает команда  Чемезова. Напомним, что под контролем возглавляемой им госкорпорации "Ростехнологии" находятся КАМАЗ и АвтоВАЗ. Причем важную, можно сказать, ключевую роль в ней начинает играть Когогин. Не исключено, что ИжАвто в конечном счете войдет в создаваемый Ростехнологиями холдинг "Росавто" (он должен объединить АвтоВАЗ, КАМАЗ и ряд других предприятий), который, как сообщалось, возглавит Когогин.

Надо отметить, что решения принимаются довольно быстро. Вчера стало известно, что перед новым годом был избран новый состав совета директоров ИжАвто. В него вошли:

- Рубен Варданян (председатель совета директоров группы компаний "Тройка Диалог")
- Игорь Завьялов (заместитель генерального директора ГК "Ростехнологии"),
- Николай Карагин (председатель профкома ОАО "АвтоВАЗ"),
- Карлос Гон (президент и генеральный директор компаний Renault и Nissan),
- Сергей Когогин (генеральный директор ОАО "КАМАЗ"), 
- Патрик Пелата (вице-президент Renault, член Совета директоров ОАО "АвтоВАЗ") 
- Сергей Чемезов (генеральный директор ГК "Ростехнологии"), 
- Ричард Огдон (руководитель отдела управления рисками и капиталом группы компаний "Тройка Диалог", член совета директоров ОАО "АвтоВАЗ"),
- Сергей Скворцов (управляющий директор Группы компаний Тройка Диалог). 

Кроме того, самарский губернатор Владимир Артяков вошел в число аффилированных лиц ИжАвто.

Обратим внимание читателей на наличие в списке Карлоса Гона (президент и генеральный директор компаний Renault и Nissan). Это поистине легендарная фигура в современном мировом автопроме, спасшая в свое время от серьезных проблем вначале группу Renault, а потом Nissan. Именно его стараниями сегодня французы и японцы из этих групп живы, здоровы и борются за свои доли рынка. Как известно, АвтоВАЗ пару лет назад стараниями Ростехнологий продал группе Renault свой блок-пакет. С тех пор Карлос Гон отчасти стал своим в России. И тот факт, что он дал согласие войти в совет директоров ИжАвто – это сигнал того, что там затевается что-то серьезное. Так что Когогин попал в хорошую компанию во всех смыслах этого слова...

На КАМАЗе не комментируют избрание Когогина в совет директоров ИжАвто. Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев вчера сообщил газете «БИЗНЕС Online», что это решение акционеров ИжАвто и он ничего более по этому поводу сказать не может.

Интересно, что в середине декабря со ссылкой на неназванный источник федеральной gazeta.ru (входит в издательский дом "Коммерсантъ") предположила, что модель управления ИжАвто может оказаться копией той, что сегодня существует на КАМАЗе: Чемезов – председатель совета директоров, Когогин – генеральный директор.

Конечно, пока все это гадания на кофейной гуще, но Когогин, попавший в совет директоров ИжАвто, куда вошли вышеназванные персоны федерального и мирового уровня, подтвердил свой особый менеджерский статус в Татарстане. Других востребованных менеджеров в Татарстане на таком уровне (федеральном) пока нет.

 

БИЗНЕС Online

Справка

ИжАвто до остановки завода входило в пятерку крупнейших российских производителей легковых автомобилей. Предприятие выпускало автомобили Иж-27175, ВАЗ-2104, собирало машины Kia Spectra и Kia Sorento. Мощность завода составляет 220 тысяч автомобилей в год.