ВЛАДЕЛЕЦ СЕТИ "САПСАН" ЗАКРЫВАЕТ АВТОСАЛОНЫ В НИЖНЕКАМСКЕ, АЛЬМЕТЬЕВСКЕ СЫКТЫВКАРЕ, ЧЕБОКСАРАХ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ЯДРО БИЗНЕСА В КАЗАНИ

Одна из крупнейших в республики сетей автосалонов "Сапсан" (группа Таттранском) уже год ведет отчаянную борьбу с банками за свой бизнес. "Сапсан" должен им весьма приличную сумму в 2,3 млрд. рублей. Владелец сети Ильдар Зиннуров рассказал «БИЗНЕС Online» всю правду о кризисе на автомобильном рынке, о том, что сподвигло его наконец-то позакрывать свои салоны в других регионах и почему он вынужден идти на юридические уловки с некоторыми несговорчивыми банками.

ВОЙНА ЗА ВЫЖИВАНИЕ

На фоне продолжающегося падения автомобильного рынка (за год он обрушился на 50%) группа "Таттранском" (сеть автосалонов "Сапсан") ведет самую настоящую войну за выживание. В Арбитражном суде РТ идет несколько громких разбирательств между компаниями, входящих в группу "Таттранском" и крупнейшими кредиторами автодилера – банками ВТБ, Абсолют и группой "МДМ –Урса". Непогашенные кредиты перед этими банками составляют около 600 млн. рублей. Предметами спора стали залоги. Банки через суд пытаются взыскать заложенные автосалоны в Кирове, Казани и Нижнекамске, а также десятки гектаров городской земли, которой владеет компания.

Надо отдать должное владельцу группы Ильдару Зиннурову, который публично не раз уже рассказывал о ситуации в своем бизнесе. Напомним, что в августе в интервью газете «БИЗНЕС Online» Зиннуров рассказал о результате своих усилий по реструктуризации задолженности группы "Сапсан". Тогда среди кредиторов бизнесмен назвал около десяти банков, включая Сбербанк, ВТБ, "АК БАРС" Банк, группу "МДМ-Урса". По словам Зиннурова, с большинством из них удалось договориться о пролонгации кредитов на пять лет.

Но с тремя наиболее "несговорчивыми кредиторами" Таттранскому не удается решить проблемы долга до сих пор. Причем и банки, и сама заемщик ведут борьбу в арбитраже в очень жестком стиле. Наше издание рассказывало недавно об одном из процессов, где участвуют дочки "Таттранскома" и группа "МДМ-Урса". В этих разбирательствах возникли самые неожиданные повороты.

Так, автодилер даже предпринял шаги по выводу активов из-под залога и настаивал на признании недействительным полномочий директоров и подписей руководства , подписывавших залоговые документы. Аналогичные приемы группа "Сапсан" применила и в отношении двух других банков - ВТБ (заявленная в суде просроченная задолженность составляет более 200 млн. рублей) и Абсолют банк (около 200 млн. рублей).

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к владельцу Таттранском холдинга Зиннурову, который откровенно рассказал, в каком положении сейчас находится его компания и как она намерена выходить из создавшейся ситуации.
 

БАНК ПОДОБЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ОРГАНИЗМУ

- Ильдар Зиганшевич, сейчас в арбитражных судах к компаниям группы "Таттранском" рассматриваются иски трех банков на 600 млн. рублей. Получается, что урегулировать задолженность вам не удалось? 

- Банк можно уподобить человеческому организму, у которого есть свои органы зрения, слуха, обоняния, мышцы, глаза, печень. Каждый отвечает за какую-то сферу и выполняет свою функцию. Так, вот с МДМ-банком мы подписали два соглашения о реструктуризации кредитного портфеля, который до начала переговоров насчитывал около 800 млн. рублей. Первое было подписано месяцев пять назад. Но у них изменилось видение, и через полтора месяца мы подписали новое соглашение. От банка его подписал старший вице-президент МДМ банка Леонов, а со стороны нашего холдинга - я. После подписания соглашения должна была начаться его поэтапная реализации.

Но после слияния УРСА банка и МДМ там до сих пор идет реорганизация. Есть определенные проблемы и нестыковки между службами. Например, один вице-президент в Новосибирске, другой в Москве. Сейчас они утрясают и согласовывают все друг с другом. Вопросы решаются, но очень медленно. Поскольку команды "отбой" не было, то юридическая служба банка продолжает свою работу. Этим и объясняются судебные процессы.

Вообще, я считаю, что вопрос с МДМ решен. Остались технические моменты. Наши залоги перекрывают кредитную массу. На днях разговаривал с Леоновым. Он обещал, что через день-два приедут люди в Казань, чтобы еще раз убедиться, что все нормально. Между нами нет негатива.

К СОЖАЛЕНИЮ, С БАНКОМ "АБСОЛЮТ" ДОГОВОРИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО

- Корреспондент «БИЗНЕС Online» на одном из судебных заседаний по иску МДМ-банка столкнулся со странными действиями вашей группы по оспариванию доверенностей, полномочий и подписей по кредитным договорам.

- Как я уже говорил, что с тем же МДМ-банком у нас странная ситуация. С одной стороны, старшим вице-президентом МДМ-банка подписано соглашение о реструктуризации, а с другой стороны идут судебные тяжбы. Поэтому объективно нам приходится использовать технические ходы. В противном случае может быть принято судебное решение в ущерб компании.

- Как обстоят дела с кредитами Абсолют банка и ВТБ?

- В предыдущем интервью вашему изданию я говорил, что есть некоторые банки, где отношения у нас не урегулированы. Это ВТБ и Абсолют банк. Что касается Абсолюта, то здесь у нас небольшой кредитный портфель - около 200 миллионов рублей. Но, к сожалению, с этим банком договориться невозможно. Я общаюсь с коллегами по отрасли, которые также не могут договориться с ним. Их нельзя назвать какими-то агрессивными, они достаточно приятные в общении люди. Но Абсолют принадлежит бельгийскому банку (входит в одну из крупнейших финансовых групп Европы – группу Кей-Би-Си (KBC Group) – ред.) и, по сути, это его российский филиал. Материнский банк не дает никаких полномочий на реструктуризацию. У нас также есть залоги, которые перекрывают наш кредитный портфель в Абсолют банке. В банке заложены земельные участки несколько гектаров и автосалон в Кирове.

Мы со своей стороны неоднократно предлагали реструктуризировать долги и дождаться времени, когда отрасль начнет подниматься. Но как признаются сами банкиры, головному банку проще списать задолженность, чем реструктуризировать.

ЗАБЕРУТ ЗАЛОГИ. А ЧТО БУДУТ С НИМИ ДЕЛАТЬ?

- А с ВТБ какая ситуация?

- Кредитный портфель в ВТБ у нас около 400 млн. рублей. Отношения с банком у нас нормальные, можно сказать хорошие. Здесь у нас также кредит полностью обеспечен недвижимостью. Казанский филиал ВТБ не обладает полномочиями решать вопросы по реструктуризации. Этим в банке занимается специальный долговой центр ВТБ, но его коллектив невелик и занят работой с многочисленными московскими заемщиками. Пока они не могут разобраться с ними. Мы ездили и встречались с представителями долгового центра. Там вроде есть понимание, но нам говорят, что "у нас очередь и ваш номер 16-й". Чем может закончиться? Ну, заберут залоги. И что они будут с ними делать? Думаю, рано или поздно найдем общий язык.

По сути, эти залоги не влияют на бизнес. По кредитам ВТБ у нас заложена земля площадью 7 га и один из автосалонов в Нижнекамске. Мы решили, что будем закрывать часть неэффективного бизнеса. Закроем те подразделения, которые убыточны и тянут группу на дно. Это Нижнекамск, Альметьевск, Сыктывкар, Чебоксары. Салоны будем закрывать путем погашения кредитов в банках. Соответственно, таким образом, уменьшим свой кредитный портфель, по нашим расчетам, миллионов на пятьсот.

- Какова кредитная нагрузка на компанию сейчас?

- Общий кредитный портфель группы 2,3 млрд. рублей. Из них реструктуризировать удалось 675 млн. рублей, подписано соглашений на реструктуризацию 1,1 млрд. рублей, не урегулирована задолженность на сумму около 600 млн. рублей.

В ГРУППЕ РАБОТАЛО 2 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ТО СЕЙЧАС 1,2 ТЫС.

- Какие антикризисные меры группа предпринимает?

- Мы верили, что кризис будет не таким затяжным, но он уже длится 15 месяцев. Продажи продолжают падать ежемесячно. Так, ноябрь упал относительно октября, октябрь упал относительно сентября. Даже в декабре, когда традиционно случается предновогодний бум, его нет.

И это несмотря на то, что цены на нефть восстановились. Согласно ожиданиям маркетологов компании "Форд", рост начнется только во втором полугодии 2010 года.

Что касается антикризисных мер, то реализуем программу по оптимизации издержек. Прежде в группе работало 2 тысячи человек, то сейчас 1,2 тысячи. С другой стороны мы намерены улучшать линейку наших брэндов. Мы отказались от дилерства SsangYong, еще до кризиса от Daewoo. Сейчас ведем переговоры с новыми марками. Раскрывать подробности пока не буду. Также нам удалось решить проблему оборотных средств. Мы вернули доверие банков. Мы прокредитовались в "АК БАРС" БАНКе на 150 млн. рублей и АКИБАНКе на 50 млн. Мы обслуживаем эти кредиты.

Арслан Минвалеев,
Ринат Билалов