Важно отметить, что, даже если мы будем рассматривать варианты партнерств, мы будем продолжать работать и над собственным поиском. Что касается традиционного поиска по интернету, то нужно признать, что Rambler в свое время сделал стратегический просчет. Но технологии поиска постоянно развиваются, и у пользователей возникают новые потребности. Важна скорость и удобство решения их задач. Поэтому мы видим возможности роста для нашего поиска в принципиально новом подходе к организации информации и ориентируем нашу поисковую команду на эксперименты. Не говорю, что это наш путь, но посмотрите, например, на Cuil.com. Кроме того, наличие собственных поисковых технологий позволяет улучшить качество многих сервисов.

— А какие варианты партнерств рассматриваете? Пытаетесь опять договориться с Google или "Яндексом", Microsoft?

— Мы встречаемся с разными поисковиками, но рассказывать о каких-то договоренностях пока рано. Если мы пойдем на партнерство, то это должен быть качественный продукт, который сразу даст большой рывок для нашей аудитории. Я не исключаю, что Rambler, как и Mail.ru, будет сотрудничать с другим производителем поиска и параллельно развивать свой собственный. Если дойдет до конкретных договоренностей, выберем того, у кого условия лучше.

— Со следующего года поиск от Google появится на портале Mail.ru. Как вы относитесь к этой сделке, учитывая, что в прошлом году сделку между Rambler и Google заблокировала ФАС?

— Нужно подчеркнуть, что в прошлом году ФАС запретила продажу "Бегуна", это, в общем, не связано с установкой чьего-то поиска. Просто тогда, насколько я понимаю, из-за этого запрета не сложилась вся сделка. Но вообще, мне сложно комментировать — я в компании с весны 2009 года.

КАК RAMBLER ПЕРЕЖИВАЕТ КРИЗИС

— На чем же теперь сфокусируется Rambler? Сколько и во что готова инвестировать компания?

— Мы поставили себе задачу расти быстрее, чем интернет, и увеличить долю аудитории портала. Для этого нам нужны активные пользователи, для которых интернет — это инструмент, позволяющий разнообразить каждодневную жизнь, делать ее легче и удобнее. Эти люди все время в авангарде событий, все время в движении. Привлечь эту аудиторию, как нам кажется, могут качественные и технологичные сервисы.

Именно с этой точки зрения мы и рассматриваем проекты. Мы инвестируем в те проекты, которые могут нам дать рост аудитории, а это прежде всего поиск и коммуникационные сервисы: почта и мессенджер, агрегатор социальных сетей, фото и видео. Так, за этот год мы модернизировали около 40 процентов серверного парка. Сейчас мы работаем над улучшением почты, вводим новый функционал.

Следующий важнейший сервис — новости, портальные и проекта Lenta.ru, за которые мы в этом году получили премию рунета. Мы будем развивать их дальше, предоставляя читателям более глубокий и разносторонний обзор основных событий. Опять же — более качественный сервис.

Кроме того, мы перерабатываем ряд сервисных проектов — например, "Недвижимость": теперь он будет ориентирован не только на покупку и продажу недвижимости как таковую, а будет помогать отвечать на вопрос, где лучше жить, с учетом особенностей инфраструктуры, природы…

— Как Rambler переживает кризис? Продолжает ли падение рынок интернет-рекламы, как ощущает себя Rambler на фоне остальных? Каковы ваши прогнозы на 2010 г.? Снижаете ли вы цены на рекламу?

— Рекламный рынок стабилизировался, и в 2010 году в рублевом выражении мы, как и большинство экспертов, ожидаем небольшой рост рынка. У Rambler очень сбалансированный портфель доходов от контекстной и медийной рекламы — примерно 50 на 50, как и на рынке в целом, что обеспечивает нам устойчивое положение. Кроме того, важное преимущество Rambler — качественная аудитория портала. Эти факторы позволяют нам добиваться эффективной монетизации даже в условиях кризиса. Что касается цен, то сейчас ведутся активные переговоры по прайс-листам на следующий год. Надеемся, что у основных игроков хватит благоразумия направить свои усилия на развитие рынка.

— Вы проработали в Rambler девять месяцев, можно ли уже говорить о результатах?

— Да, первые результаты есть: в ноябре впервые мы росли быстрее, чем интернет в целом, и быстрее крупнейших порталов рунета. Конечно, когда ты на протяжении нескольких лет теряешь долю рынка, довольно сложно ее быстро восстановить, но мы надеемся, что это первые признаки разворота. Кроме того, мы провели ревизию проектов. Неперспективные проекты закрыли. Сфокусировались на главном: новостях, коммуникациях, поиске, сервисных проектах. Впрочем, важнее цифр — создать в компании атмосферу, которая способствовала бы генерации новых идей и новых продуктов.

"Ведомости"

Справка

Всего 3,7%  поисковых запросов в русскоязычном интернете приходилось на Rambler в ноябре 2009 г. Лидерами этого рынка были "Яндекс" (58,7%) и Google (23,3%), еще 10% было у Mail.ru (использует поисковик "Яндекса").