КОНЧИНУ ГАЙДАРА ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ИЗВЕСТНЫЕ ТАТАРСТАНСКИЕ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

 

В свое время именно Гайдар подписал документ, давший возможность Татарстану продавать нефть на экспорт напрямую, тем самым косвенно дав возможность заложить нынешнюю экономическую основу республики. По словам тех, кто по долгу службы в 90- е годы контактировал с Гайдаром, в те годы, будучи премьером, он во многом влиял на происходящие в РТ экономические процессы. Политики и предприниматели Татарстана сегодня рассказали «БИЗНЕС Online» об отношениях, которые связывали Гайдара с Казанью, и высказали свою оценку его деятельности.

 

Шамиль Агеев - председатель правления торгово-промышленной палаты РТ:

- С Гайдаром я познакомился в 1984 году. Тогда он приехал в Казань по линии общества "Знание", будучи зав. отделом журнала "Коммунист". Целый день мы общались, и позднее также поддерживали контакты. Уже тогда он произвел своими выступлениями очень своеобразное, противоречивое впечатление. Он сильный политик и экономист, очень хороший человек, но не со всем, что он делал, я бы согласился. Жаль, что он ушел от нас, это большая утрата для страны.

 

Равиль Муратов - первый заместитель премьер-министра РТ:

-Мы работали с институтом Гайдара. Светлая голова. Я очень сожалею, что он ушел так рано – 53 года, разве это возраст? Конечно, Гайдару достались сложные годы. Везде били, колотили, критиковали. Переживал он, между прочим, из-за всего этого сильно.

Трудно ему было решиться на те меры, которые тогда ему пришлось предпринять. Но он был очень сильным экономистом и финансистом, и человеком с чисто государственным подходом. Всегда отстаивал то, что считал нужным, всегда был откровенен. Ему удалось очень много сделать. Мы же все помним, какой ассортимент товаров был в магазинах, как можно было ходить с деньгами, но невозможно что-то купить. Формирование системы рыночной экономики, безусловно, решило все эти проблемы. И с жильем, и с одеждой, и с машинами, и все остальные. Работай. Заработал – значит, иди и покупай. Может быть, это, конечно, привело к массе других проблем, которые мы раньше не ощущали, но это сладкое слово "свобода"… Безусловно, шесть степеней свободы нам никто не даст, да, наверное, это и не надо, но то, что мы имеем – это уже большое достижение в жизни общества. Он стоял у истоков всех этих происходящих событий и, оставаясь уже не настолько четко в публичной политике, оказывал существенное влияние на формирование экономики, на поддержание имиджа России, на инвестиционные программы.

С Татарстаном у Гайдара всегда были очень хорошие отношения. Всегда мы получали поддержку, понимание. И когда нам надо было провести более глубокий финансово-экономический анализ, он нас тоже поддерживал, помогал. Это был Человек с большой буквы.

 

Павел Сигал - вице-президент ОПОРЫ РОССИИ, генеральный директор ЗАО "Альтон", лидер партии "Правое дело" в РТ:

- Я скорблю. Считаю, что Гайдар сыграл выдающуюся роль в истории России. Все уже забыли, что, когда он стал премьер-министром, у нас в стране золотовалютных резервов было 200 миллионов долларов и запас еды на три дня. Взять в такое время ответственность за разваливающуюся страну – это был подвиг. Гайдар и его команда, конечно, сделали очень много. Их незаслуженно оболгали, оклеветали. Трудности, которые потом рухнули на простого обывателя, были поставлены в вину Гайдару и его команде. Я считаю Гайдар – один из самых выдающихся людей нашего времени. Я горд, что был лично с ним знаком. К сожалению, не так близко, но мы встречались, общались…

 

Мухаммат Сабиров - премьер-министр РТ  в 1989 – 1995 годах:

- У нас с Егором Тимуровичем Гайдаром, когда он возглавлял правительство России, было несколько очень важных встреч. Его тогдашний настрой был – поддерживать разумные предложения от Татарстана. Гайдар решил одну из основных, я считаю, наших проблем, – это самостоятельная продажа республикой нефти за рубеж. В то время тонна нефти стоила порядка 20–25 долларов, но тогда это были огромные деньги. Республике из них не доставалось ни копейки, хотя Россия продавала нашу нефть за рубеж. И я обратился к Гайдару с просьбой, чтобы частью нефти республика распоряжалась сама, экспортировала за рубеж напрямую. В правительстве РТ подготовили такой документ, и мы с Гайдаром его подписали. Это со стороны российского премьера был смелый шаг.

 

Интересный эпизод произошел после подписания этого документа. Я снял с руки свои чистопольские часы и протянул Гайдару. Он даже испугался: да вы что, Мухаммат Галлямович, это что – взятка?! Я говорю: "Егор Тимурович, это же мои собственные часы, чистопольские, татарстанского производства, дарю их вам от всей души!". Он принял эти часы и глазами забегал по столу, увидел шариковую ручку, протянул мне: "От меня, это та самая ручка, которой я подписал ваш документ…".

 

Должен сказать, что возможность продавать часть своей нефти очень выручила республику в начале 90-х годов, помогла удержать цены на товары первой необходимости и смягчить для татарстанцев шоковую терапию.

 

Я очень сожалению, что Егор Тимурович ушел из жизни. К нему относятся по-разному, о нем говорят и пишут по-разному, но, по крайней мере, Татарстану он оказывал большую помощь. Я привел только один пример, а таких примеров, хотя Гайдар и недолго работал председателем правительства, было много.

 

Марсель Шамсутдинов - управляющий группой компаний "РАЙДЭН", член политсовета партии "Правое дело" в Татарстане:

- Умер светлый ум нашей страны. Гайдар был одним из основателей правой партии. Он – один из реформаторов, который в начале 90-х годов вывел страну из глубокого пике – плохо ли, хорошо ли, но – вывел. И в этом его большая заслуга. Он проявил в то тяжелое время году огромное гражданское мужество. Что-то тогда никто из советских тяжеловесов не решился встать за руль разболтанной до предела экономики, а Гайдар – взялся. И спас Россию.

 

Ринат Билалов

Елена Чернобровкина