ГЕНДИРЕКТОР КАМАЗА ОСВАИВАЕТ КИТАЙСКУЮ СТРАТЕГИЮ НЕПРЯМЫХ ДЕЙСТВИЙ 

Вчера шеф КАМАЗа Сергей Когогин пришел в Госдуму РФ, чтобы поделиться с депутатами своим видением развития отечественного автопрома. Свою речь он построил на двух китах - проблемах экологии и безопасности на дорогах. Если отбросить пафос и вникнуть в суть предложений Когогина, то становится ясно, что одна из главных целей выступления гендиректора КАМАЗа – кроме заботы о населении – это борьба с главными конкурентами – китайскими автопроизводителями и подержанными импортными грузовиками.

 ВЗГЛЯД В ПОСЛЕЗАВТРА

Если говорить языком протокола, то генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин выступил на парламентских слушаниях в Госдуме РФ, посвящённых вопросам законодательного обеспечения развития автомобильной промышленности России. В слушаниях приняли участие также вице-спикер Госдумы Олег Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов, председатель экспертного совета по автопрому при комитете Госдумы по промышленности Александр Хинштейн, а также более 200 представителей исполнительной и законодательной власти, руководителей российских и зарубежных производителей автомобильной техники, экспертов автомобильного рынка. От Татарстана в слушаниях принимал мэр Челнов Ильдар Халиков.

Заметим, что Когогин выступал не только как генеральный директор КАМАЗа, но и как председатель объединения автопроизводителей России.

В распоряжении "БИЗНЕС Online" оказались основные тезисы выступления генерального директора КАМАЗа. Мы с ними и познакомим наших читателей.

Вначале главный рулевой КамАЗа отметил, что начиная со второго квартала 2009 года в мире наметился рост продаж автомобильной техники. В России подъем прогнозируется в 2010 году. Но после возобновления роста перед российскими автопроизводителями встанут вопросы нового качества.

– Негативное воздействие автомобильного транспорта на экологическую обстановку и безопасность дорожного движения достигло угрожающих масштабов, – отметил Когогин. – Общее количество вредных веществ, выбрасываемых автомобилями в России, ежегодно составляет от 16,5 до 20 млн. тонн. Замена устаревшего парка на "зеленые" автомобили, соответствующие требованиям ЕВРО-4 и ЕВРО-5, позволит сократить количество выбросов в 4-5 раз.

По его словам, темп обновления автомобильного парка в России составляет 3,9% в год. В США – 5,5%, в Японии – 7,5%. Поэтому, считает Когогин, государственная политика должна быть направлена на стимулирование более активного обновления парка.

– В настоящее время российское законодательство не в полной мере ориентировано на это, существуют даже обратные примеры в некоторых регионах, – отметил Когогин.

В это время на экране в пример приводился Приморский край, где ставки налога на новые автомобили существенно выше, чем на машины старше 10 лет.

Для достижения обозначенных целей, по мнению гендиректора КАМАЗа, необходимо снижать уровень вредных выбросов дизельных двигателей, разрабатывать гибридные силовые агрегаты, двигатели, работающие на альтернативных видах топлива. Он также предложил законодательное введение более строгих норм техрегулирования, принятие госпрограммы финансирования НИОКР и дифференциацию размеров платежей транспортного налога в зависимости от экологических характеристик и срока службы автомобильной техники.

Затем Когогин привел устрашающие цифры:

– Ежегодно в стране происходит 200 тысяч ДТП, в которых гибнут более 28 тысяч человек и получают ранения более 270 тысяч человек. Экономический ущерб от аварий на российских дорогах составляет 2,7 процента ВВП или около 380 миллиардов рублей. Тут есть только один выход – стимулирование к кардинальному повышению безопасности автомобилей, – считает Когогин.

Он рассказал об опыте Германии, который показывает, что установка на грузовой автомобиль системы АСС (круиз-контроль) уменьшает количество лобовых столкновений с участием грузовых автомобилей на 28%, наездов сзади – на 67%; установка системы LGS (система контроля движения по полосе) дает уменьшение количества несчастных случаев, когда грузовой автомобиль сходит с полосы направо или налево, на 49%.

Одной из самых эффективных мер, по мнению Когогина, является законодательное ограничение на ввоз и эксплуатацию коммерческого транспорта, сроки эксплуатации которого существенно превышают сроки амортизации.

– Необходимо уже сегодня смотреть в "послезавтра", чтобы окончательно не потерять отечественную автомобильную промышленность и обеспечить потребителей качественной и экологичной техникой, – резюмировал своё выступление Когогин.

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО КОГОГИНУ?

Как сообщил «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью ОАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев, в своем выступлении Когогин постарался убедить депутатов в том, что необходимо повышать законодательные требования к безопасности и экологичности автомобилей.

– По мнению Сергея Анатольевича, если сегодня на законодательном уровне не ставить подобные цели, то есть обязывать применять новые систем безопасности, то мы никогда не сможем снять вечную проблему травмоопасности наших дорог. В докладе было сказано, что нужно уже сейчас вырабатывать эти требования, чтобы лет через пять ввести их в действие, – рассказал Афанасьев. 

...Бесспорно, вопросы, поднятые им на вчерашних слушаниях в Госдуме, – безопасности и экологичности – архиважные. Но вот меры, которые предлагает для их решения Когогин, в случае принятия их в виде законодательных актов, в конечном итоге будут играть против главных конкурентов КАМАЗа – китайских автозаводов и подержанных импортных грузовиков. Но в этом есть и другая сторона – в конце концов, придется и самому КАМАЗу приложить немалые усилия, чтобы его продукция начала в полной мере соответствовать требованиям, которые выдвигает Когогин.

Равиль Сабиров