В ТОП-11 РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ ПО РАСХОДАМ БЮДЖЕТА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ СТОЛИЦА РТ ЗАНЯЛА 9 МЕСТО, ПРОПУСТИВ ВПЕРЕД НИЖНИЙ НОВГОРОД, УФУ И ЧЕЛЯБИНСК

Бюджет Казани тратит в расчете на каждого жителя в десять раз меньше, чем бюджет Москвы и почти в шесть раз – меньше, чем Санкт-Петербург. К такому выводу можно прийти, если изучать рейтинг бюджетов городов-миллионников РФ. При этом, насколько позволяет судить уплачиваемый в казну Москвы и Казани налог на доходы физлиц, суммарные доходы населения столицы РТ значительно - в 100 раз! - ниже заработков москвичей. Понятно, что финансовые потоки в Москве имеют иной масштаб, но все же дисбаланс слишком велик. 

На начало 2009 года в России было 11 городов с численностью населения более 1 млн. человек. Самыми большими в стране являются городские бюджеты двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Рост экономики до кризиса позволял им жить на широкую ногу. В 2002-м–2008-м расходы московской казны увеличивались в среднем на 28% в год, причем начиная с 2005-го рост этот постоянно ускорялся.

У Санкт-Петербурга в тот же период расходы прирастали в среднем на треть ежегодно. Остановить гонку удалось только кризису: в бюджете Москвы на текущий год расходы запланированы на 12% меньше, чем в 2008-м. Питерская мэрия намерена сократить их на 4,5%. Тем не менее по уровню расходов в расчете на одного жителя оба лидера остаются недосягаемыми для других городов с более чем миллионным населением. Так, Москва тратит в десять, а Санкт -Петербург – почти в шесть раз больше, чем такие крупные региональные центры, как Челябинск, Казань, Омск и Самара.

Этот отрыв в бюджетном благополучии объясняется не только большим масштабом экономики, но и различием налоговых баз. Во-первых, Москва и Питер, будучи не просто городами, а субъектами федерации, располагают более серьезными источниками поступлений. Они получают часть налога на прибыль: для официальной столицы России это около трети всех доходов, для северной – примерно одна пятая. Еще одна дорогостоящая привилегия городов-регионов – налог на имущество организаций.

Например, ожидается, что в московскую казну по итогам 2009 года по этому каналу поступит более 20 млрд. рублей от одного только "Газпрома". Менее значимые, но тоже существенные статьи доходов – акцизы, а также транспортный налог.

Во-вторых, если сравнивать одни и те же источники в разных городах, то две столицы и тут будут в выигрышном положении. Налогоплательщиков – как юридических, так и физических лиц – в Москве и Питере больше, и в среднем они богаче. К примеру, возглавляемая Юрием Лужковым мэрия рассчитывает в следующем году получить в виде НДФЛ более 417 млрд. рублей, даже несмотря на потерю ценного налогоплательщика – Михаила Прохорова, который в мае этого года сменил прописку, зарегистрировавшись в поселке Еруда Красноярского края.

А скажем, в Казани физлица предположительно дадут бюджету лишь 3,9 млрд. рублей – в 100 с лишним раз меньше, чем в Москве. При этом разница в численности населения двух городов только 10-кратная. Объяснение такого перекоса кроется в более высоких в среднем доходах москвичей, но не только в них. Дело еще в том, что огромное число жителей Подмосковья трудится в столичных компаниях. Эти люди делятся частью своих зарплат с бюджетом Москвы, но не учитываются в статистике как ее население. Конечно, нечто подобное происходит и в региональных центрах, но в гораздо меньших масштабах.
У обычных крупных городов структура собственных доходов поскромнее, средний налогоплательщик победнее. Помимо НДФЛ, муниципальные финансы в значительной мере опираются на безвозмездные поступления из бюджетов субъектов федерации, в которых находятся города.

Если Москве помощь из центра дает чуть больше 1% доходов, а Санкт-Петербургу – около 14%, то в других миллионниках более типична доля 30–40%. Однако возможности "вышестоящих" бюджетов в кризис также ограничены. Даже расчет на федеральное софинансирование строительства крупных инфраструктурных объектов зачастую оказывается неоправданным. Поэтому городским властям приходится сокращать расходы, прежде всего на капитальное строительство. В следующем году многим придется пойти и на заморозку зарплат бюджетникам: уже известно, что в Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске повышение пока не планируется (как, впрочем, и в Москве). Но, несмотря на экономию, бюджеты всех "миллионников" в следующем году, вероятно, сложатся с дефицитом, как и в нынешнем.

БИЗНЕС Online
(по материалам журнала "Финанс")