ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ ДОРОГИХ АВТОМОБИЛЕЙ ОКАЗАЛОСЬ НЕ ТАКИМ СИЛЬНЫМ КАК У МАШИН БЮДЖЕТНОГО КЛАССА

Кризис подтвердил аксиому: автомобильный премиум-сегмент клиентуру теряет куда медленнее, чем средний и экономкласс. Тем не менее, большинство автоконцернов объявили о планах создания именно бюджетных моделей или выпуска бюджетных комплектаций. При этом продажи недорогих моделей во многих странах стимулируются и правительственными программами поддержки. Премиум-сегменту приходится выкарабкиваться из кризиса самостоятельно.

ПРЕМИУМ-СЕГМЕНТ КРЕДИТУЮТ ОХОТНО

В начале 2009 года, в разгар кризиса, у большинства премиальных брэндов продажи даже выросли. Затем этот рост несколько замедлился. Но все-таки по сравнению с общим объемом продаж высший автомобильный класс просел гораздо меньше: по итогам десяти месяцев нынешнего года количество проданных в РФ новых авто всех классов сократилось на 51% (на 1 260 280 штук) по сравнению с тем же периодом прошлого года. А вот некоторые премиальные марки показали гораздо лучшие результаты: например, продажи Audi сократились всего на 11%, BMW – на 16%. Причина понятна: тем, кто обычно покупает премиальные брэнды, отыскать средства на такую покупку или на уплату целевого кредита куда легче. Это понимают и банки. В кризис большинство из них подняли ставки по автокредитам, а некоторые вообще отказались от автокредитования массовых автомобилей, а вот премиум-сегмент кредитуют по-прежнему охотно.

В России больше всего дорогих иномарок традиционно продают в Москве. Это положение не изменилось и в кризис: сегодня две из трех иномарок премиум-сегмента реализуются именно в столице. Наибольшую долю в этих продажах по сравнению с продажами в регионах за девять месяцев 2009 года занимают Jaguar – 74,2% (549 автомобилей), Infiniti – 73,7% (2813), Volvo – 70,7% (3936). У Mercedes-Benz – 67,9% (5724), Porsche – 64,4% (614), Audi – 58% (6786), BMW – 58% (7049), Cadillac – 58% (723), Lexus – 54,3% (2618).

Самый на сегодня распространенный стимул для покупателей премиальных брэндов – продажа автомобилей 2009 года по фиксированной цене автомобилей 2008 года. Неплохие условия до маневра дилерам дает высокая маржа на дорогие иномарки.

10 МЛН. ДОЛЛАРОВ ЗА FERRARI

Конечно, в кризис рынок товаров класса люкс снижается, однако все-таки темпы этого снижения не такие резкие, как в массовых сегментах. Кроме того, во всем мире не падает интерес к редким и эксклюзивным позициям, к товарам ограниченных серий. Так, наблюдается даже подъем рынка коллекционной техники. Весной 2009 года на мероприятии Ferrari Leggenda e Passione аукционного дома RM в Маранелло на торгах Ferrari 250 Testa Rossa 1957 года выпуска был продан за 9 020 000 евро ($12 402 500). Предыдущий рекорд автомобильных аукционов был установлен в 2008 году на торгах того же RM: "ди-джей" корпорации BBC и большой поклонник спортивных автомобилей Крис Эванс со словами "теперь у меня есть Гиннес" заплатил за Ferrari 250 GT SWB California Spyder 1961 года $10,9 млн.

На последнем Франкфуртском автосалоне также было много весьма дорогих моделей: Aston Martin Rapide, Porsche Panamera, Rolls Royce Ghost, Bentley Mulsanne. Конечно, это и результат того, что многие проекты начинались до кризиса, однако сказывается и понимание стабильности сегмента. Немало экспертов вообще считают, это именно кризис – весьма подходящее время для экспериментов и вывода на рынок новых высокотехнологичных моделей.

Антон Грачев – исполнительный директор автосалона "Автолайф" (Lexus, Infiniti):

- Мы еще в начале года перепрофилировались на продажи автомобилей премиум-класса, поскольку спад в этом сегменте не такой сильный как в продажах автомобилей среднего класса, да и конкуренция здесь не такая большая. Автомобили до миллиона рублей, как правило, берут в кредит, а премиум за "живые" деньги. Поэтому когда кредитование встало в связи с кризисом, то средний сегмент обрушился на 70-80 процентов. В премиум-сегмента тоже произошло падение, но не такое сильное – 45-50 процентов.

Могу сказать, что со стороны казанцев интерес к премиум-автомобилям стабильный. Если человек привык к роскоши, то он уже не пересядет на более дешевый автомобиль. Единственное, если раньше ездили на таких автомобилях год, то теперь в целях экономии 1,5-2 года.

Ну и, кроме того, сейчас производить и ввозить в Россию будут меньше. Дилерам даются очень маленькие квоты - на уровне спроса. Например, в этом году мы до лета продавали автомобили 2008 года производства. Большая часть моделей 2009 года поступили в продажу только в августе.



Айгуль Касимова – руководитель отдела маркетинга автосалона "Ак Барс Автомобили" (Mersedes-Benz, Chrysler, Dodge, Jeep):

- Средний сегмент из-за трудностей с кредитованием и высоких ставок, конечно, просел, упали и продажи премиум-брэндов, но не так сильно.

Думаю, что в следующем году ситуация будет улучшаться, если раньше люди не знали куда вкладывать деньги, то сейчас они немного отходят от этого, банки начали давать кредиты. А интерес к премиум-сегменту был всегда. 

По материалу газеты "Коммерсантъ"

Продажи новых легковых автомобилей премиум-сегмента в России по маркам в октябре/ за 10 месяцев 2009 г.*

Марки

10 мес. 2009

10 мес. 2008

%

окт. 2009

окт. 2008

%

BMW

13 186

5663

-16

1404

1654

-15

AUDI

12 836

14 423

-11

1372

1203

14

Mercedes-Benz

9705

14317

-32

1270

1615

-21

Land Rover

7528

17439

-57

734

1394

-47

Volvo

5870

17315

-66

305

1241

-75

Lexus

5367

12870

-58

545

1077

-49

Infiniti

4117

6251

-34

298

878

-66

Porsche

1063

1811

-41

110

90

22

Jaguar

812

1423

-43

72

102

-29

 

  • Данные продаж комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и произведенные в РФ автомобили