В 2009 ГОДУ 140 МЛН. ЗРИТЕЛЕЙ ПОЗВОЛИЛИ КИНОТЕАТРАМ РОССИИ СОБРАТЬ 23 МЛРД. РУБЛЕЙ

В этом году в долларовом исчислении отечественный рынок кинопоказа просел на 8,7% и составил $738,7 млн. Но в рублевом исчислении рынок даже немного вырос – на 15,4%, до 23,1 млрд. рублей. Это произошло из-за увеличения стоимости билетов. Эти данные обсуждались на конференции "Российская кинематография: итоги года и перспективы развития", которая подводила итоги 2009 кинопрокатного года.

Кризис заставил российские кинотеатры поднять цены на билеты. Если в 2008 году они стоили в среднем 148 рублей, то в нынешнем – уже 165 рублей. Из-за кризиса и падения доходов россияне стали реже ходить в кино. Если в 2008 году по сравнению с 2007-м посещаемость кинотеатров выросла на 20,8%, то в 2009 по сравнению с 2008-м – только на 3,9%. Всего в нынешнем году кинотеатры посетили почти 140 млн. россиян.

Эксперты полагают, что в следующие несколько лет число кинозрителей будет уменьшаться. Так, Олег Березин, гендиректор компании "Невафильм Research" вообще считает, что к 2020 году число активных кинозрителей (от 18 до 30 лет) "может сократиться на 40 процентов".

Ну а в нынешнем году ситуацию спасли летние блокбастеры, а также фильмы, снятые при поддержке телеканалов. Лидером проката оказался "Ледниковый период-3", который посмотрели почти 8,5 млн. зрителей. Он стал в 2009-м рекордсменом по кассовым сборам: 1,4 млрд. рублей ($44,7 млн.).

Почетное второе место занял фильм "2012". Он собрал около 979 млн. рублей (более $34 млн.).

По сборам в топ-10 нынешнего года попали сразу пять фильмов российского производства. Лидирует среди них (он на пятом месте в десятке лучших) снятый при поддержке телеканала "Россия" фильм "Тарас Бульба" (бюджет – 516 млн. рублей). Сборы от него составили более 575 млн. рублей (свыше $17 млн.).

Но в целом доля российского кино в общем бокс-офисе сократилась до 23,68%, хотя в предкризисные несколько лет составляла 26,4%. В 2009 году общий сбор российского кино – 5,5 млрд. рублей ($176 млн.). Всего в прокат вышло 88 российских картин, которые посмотрели более 34 млн. зрителей.

Самые значительные перемены по итогам нынешнего года произошли на рынке кинодистрибуции. Компания UPI, которая была лидером несколько последних лет, спустилась сразу на пятую строчку топ-10 с долей рынка 7,67% (в 2008-м 24,5%). Лидером стала компания BVSPR, прокатчик фильмов "2012" и "Рождественская история", доля этой компании составила 27% (в 2008-м 14,6%). На втором месте по сборам компания "Каро Премьер"/"Каропрокат" – 18,59%. Серьезный прорыв сделала компания "Централ Партнершип"/CP Classic – 17,33% (в 2008-м 7,8%). Эта компания собрала почти 4 млрд. рублей (около $125 млн.).

По РБК daily