АВИАДИСКАУНТЕР, ОБЕЩАВШИЙ ВОЗИТЬ ТАТАРСТАНЦЕВ В МОСКВУ ЗА 250 РУБЛЕЙ, НЕ СПРАВИЛСЯ С ЗАЯВЛЕННЫМИ АМБИЦИЯМИ

Компания "АвиаНова", всего месяц назад повергшая Казань в шок сверхнизкими ценами на авиабилеты, дала задний ход. Как стало известно, авиадискаунтер отменил около ста рейсов по России, в том числе из Казани и Набережных Челнов в Москву. Пассажирам уже возвращают билеты. В Росавиации заявляют, что АвиаНова вынуждена отказаться от рейсов из-за низкой коммерческой загрузки – несмотря на фантастические низкие цены, на многие рейсы продается всего по 5-7 билетов.    

ОТМЕНЕНЫ 30% РЕЙСОВ

В минувшую субботу стало известно, что в декабре и январе АвиаНова (в числе ее учредителей значится Альфа-групп) отменяет около ста рейсов. Это примерно 30% полетов авиакомпании. В декабре снимаются рейсы в Набережные Челны (Бегишево), Самару, Казань, Сочи, Ростов-на-Дону, а в январе будут затронуты уже все направления. Сокращения не коснутся лишь периода новогодних праздников.

Как уверяют  в авиакомпании, все пассажиры, которых затронет отмена рейсов, уже оповещены по электронной почте и по телефону из центра бронирования. Пассажирам предложено несколько вариантов компенсации, а также пересадка на ближайший рейс. Как вариант, они могут просто забрать деньги, сообщает Газета.ру.

В самой АвиаНове в качестве причины отмены рейсов называют необходимость установки нового оборудования на борту воздушных судов.

Истинные причины  отмены рейсов объяснили в Росавиации. "У нас была телефонная беседа с перевозчиком, – рассказал представитель Росавиации Сергей Извольский. – В ходе беседы выяснилось, что компания вынуждена отказаться от некоторых рейсов из-за низкой коммерческой загрузки". Значительная часть рейсов АвиаНовы не окупается. На тех, направлениях, которые компания сократила, количество проданных билетов составляло 5-7 штук.

Теперь, после  сокращения рейсов в высокий и  прибыльный сезон, эксперты вообще сомневаются  в жизнеспособности перевозчика. В  ближайшее время у компании могут  возникнуть и проблемы с авиационными властями. Сейчас АвиаНова располагает только двумя воздушными судами, и, по информации источников в отрасли, не имеет договоров о резервировании самолетов с другими перевозчиками. Между тем наличие резервных самолетов – обязательное условие. На вопрос, каким образом будет осуществляться резервирование воздушных судов, в компании говорят, что "в парке АвиаНова два самолета: один самолет резервирует другой". Но дело в том, что в этом случае один самолет всегда должен находиться на земле. Если Росавиация обнаружит нарушение регламента, АвиаНове грозит как минимум приостановка сертификата эксплуатанта, говорят эксперты.

НА ДЕМПИНГ НЕ ХВАТИЛО МОЩИ?

Напомним, что  совсем недавно, в конце октября, газета «БИЗНЕС Online» рассказывала о планах АвиаНовы, озвученных в Казани представителями ее руководства. Планы произвели эффект: компания обещала осуществлять по четыре рейса из Казани в Москву по цене от 250 рублей. Даже со сборами цена, хотя и заметно увеличивалась, но оставалась ниже, чем стоимость билетов на поезд: при условии раннего бронирования улететь в столицу можно было за 600-700 рублей, причем на хотя и не очень новом (12 лет), но сравнительно комфортабельном А320. 

И все это  при том, что из Казани в Москву и так летают четыре авиакомпании – "Татарстан",   "Сибирь", "Трансаэро" и "ЮТэйр" – в общей сложности 7 рейсов в день.

Наши эксперты в сфере авиаперевозок высказывали  крайне скептические мнения по поводу планов АвиаНовы. Они были убеждены, что, имея в своем распоряжении всего лишь два самолета, АвиаНова не сможет реализовать заявленные планы. Плюс к тому, они расценивали крайне низкие цены на билеты исключительно как целенаправленный демпинг, направленный на завоевание рынка за счет вытеснения других игроков. Но, как видим, эти амбициозные планы АвиаНовы оказались несбыточными. Первые полеты у АвиаНовы начались в августе. Но агрессивная экономическая модель не выдержала и нескольких месяцев. Что не может не вызывать удивления: все-таки за авиадискаунтером стоит мощнейшая Альфа-групп. Неужели кризис подорвал не только финансовую мощь Альфы, но и профессиональные навыки ее управленцев? Иначе как еще объяснить, что горизонт планирования у АвиаНовы оказался такой короткий...    

БИЗНЕС Online

Комментарии

Дамир Галиев, коммерческий директор авиакомпании "Татарстан":

- Компания очень интересная, но она взялась из ниоткуда, работникам не хватает общего понимания процесса организации авиаперевозок. На мой взгляд, количество рейсов было сокращено из необходимости производить "обливы" самолетов антиобледенительной жидкостью, что увеличивает время стоянки. Они просто не рассчитали время. Так что причины скорее технические и организационные, нежели экономические. У меня есть информация о планах АвиаНовы докупить самолеты, тогда она сможет вернуться к прежнему расписанию полетов, но, думаю, это произойдет ближе к лету.

 

Справка

АвиаНова –  проект инвесткомпании А1, входящей в  Альфа-групп, и американского инвестфонда Indigo Partners. Согласно ЕГРЮЛ, 51% акций АвиаНовы принадлежит ООО "Луч", а 49% – кипрской компании "Эль Орбиса Инвестментс", которая одновременно владеет 99,99% акций ООО "Луч". 

АвиаНова - вторая после Sky Express российская бюджетная авиакомпания. Первый рейс авиакомпания совершила 27 августа 2009 по маршруту Москва-Сочи.

На данный момент компания арендует два самолета Airbus A320 на 180 мест каждый. Компания объявляла о планах об увеличении парка до 30-35 машин. Два воздушных судна были взяты в операционный лизинг у одного из ведущих лизингодателей — ILFC и доставлены в Россию из Майами.

Штат компании насчитывает более 100 человек. Стоимость билетов начинается с 250 рублей (без учета аэропортовых сборов, страховок и т.д.).