- Не сочтите нас за таких уж почитателей Запада. Мы бы и рады использовать отечественные средства, и чего только не испробовали. Приходят, приносят мне канистру химии: дешево! Я говорю: что ж, давайте посчитаем, что будет, если развести средство до рабочего раствора. Сравнение получается всегда не в пользу российского средства, к сожалению, и по эффективности, и по качеству, и по цене. Образно говоря, пятилитровая канистра импортного средства стоит около тысячи рублей, а российского – триста. Но из пяти литров российского средства получится всего десять литров готового раствора, а из пяти литров импортного – двести. То есть конечная себестоимость 1 литра рабочего раствора с импортным средством в несколько раз дешевле отечественного аналога. Помните, как в фильме "Начальник Чукотки" чукчам продавали граммофонную трубу? Вот у нас бывает похожая ситуация. Только еще никому не удалось всучить мне трубу…

ДЕМПИНГ – БИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ

- Можно как-то классифицировать достоинства и недостатки татарстанских клининговых фирм и вообще рынка клининга РТ?

- То, что на этом рынке идет острая конкурентная борьба, и она вынуждает клининговые компании республики снижать себестоимость услуг, – это как, достоинство? Опять же скажу, что все местные фирмы можно разделить по размеру. Крупные компании ориентируются на прогрессивное развитие, снижают себестоимость за счет того, что совершенствуют технологию уборки, механизируют ручной труд. Большую часть затрат на клининг составляет фонд оплаты труда, а уборочная техника позволяет достичь высокой производительности, привлекая меньше персонала. Конечно же, крупные компании совершенствуют качество работ, используют профессиональные моющие средства и инвентарь. А вот мелкие, не обладающие достаточными ресурсами, к сожалению, не всегда в состоянии позволить себе купить дорогостоящее оборудование. Как следствие, для получения новых контрактов и снижения себестоимости услуг они проводят демпинговую политику. При этом, естественно, резко снижают качество работ, используют непрофессиональные средства для уборки, привлекают неквалифицированный персонал. Очевидно, что такой подход рассчитан лишь на краткосрочную выручку. Ждать положительных результатов от подобной стратегии не приходится – компания не может долго работать себе в убыток и блокировать собственный потенциал роста. Соответственно, такие игроки быстро вылетают с рынка. Но при этом демпингующие компании дискредитируют сферу клининга в целом, наносят ущерб репутации честным участникам рынка.

- Есть ли сегодня возможность выйти на рынок клининга Татарстана новому игроку?

- Возможность есть, рынок открыт и находится в постоянном развитии. Но что для этого нужно, я не знаю. Демпинговать? Но демпинг, как я уже сказал, – не выход, это билет в один конец.

Для открытия клининговой компании сегодня не нужно иметь лицензий и особых разрешений. Это создает видимую легкость для открытия клининговой компании. Однако очевидно, что при создании своего дела всегда есть определенные сложности. Для полноценного развития следует продумать грамотный бизнес-план, стратегию развития и продвижения. Ну а какая сумма потребуется для открытия бизнеса, каждый предприниматель определяет сам, – из расчета того, на какой сегмент рынка будет ориентирован бизнес. Помимо этого, для открытия своего бизнеса немало сетевых компаний, как и во многих других сферах, предлагает будущим партнерам использовать схему франчайзинга.

Но вообще-то не буду я давать готовых рецептов, как успешно выйти на рынок! Потому что у меня у самого есть планы выйти на подобные рынки в других регионах. И если я сейчас расскажу про свои рецепты, то подготовлю своих конкурентов. Не хотелось бы…

КРИЗИС: СЛАВА БОГУ, ТЫ ПРИШЕЛ!

- Как сказался финансово-экономический кризис на клининговом рынке РТ?

- Конечно, кризис сильно сказался и на рынке клининга. Но, с другой стороны, можно сказать кризису: слава Богу, ты пришел! Предприятия оптимизировали свои затраты, начали четче выстраивать перспективы и стратегии развития. Особенно сильно кризис ударил по строительству, а именно строительный бизнес во многом формирует спрос на клининговые услуги. За последний год объемы строительства упали…

- Рухнули!

- …процентов, наверное, на 70 по стране. И, соответственно, на рынке стало меньше объектов для клининга. Результат – ожесточение конкурентной борьбы, снижение цен, демпинг. С этим нам приходится сталкиваться очень часто.

Нас в Казани выручает грядущая Универсиада. В связи с тем, что вводились объекты для будущей Универсиады, были востребованы разовые сезонные работы – когда после строительства объект нужно в короткие сроки привести к такому состоянию, чтобы на официальное открытие не стыдно было пригласить высоких гостей, например, президента России. И мы рады, что были одной из компаний, которым доверили привести в порядок Академию тенниса и Дворец единоборств "Ак Барс". Там у нас в один из дней единовременно работало 120 человек. Было крайне сложно, но мы справились.

А в целом сегодня спрос на услуги послестроительной уборки существенно снизился. Но при этом по-прежнему пользуются спросом сезонные, разовые работы – генеральная уборка помещений, мойка окон и фасадов, которую традиционно проводят один–два раза в год. От подобных услуг клиенты не могут отказаться, их сложно осуществлять своими силами, ибо тут нужны промышленные альпинисты, требуются исключительно профессиональные уборочные средства и техника. Поэтому можно сказать, что спрос на сезонные услуги подвергся влиянию кризиса в меньшей степени.

- Ну хоть что-то положительное про кризис…

- В кризисных условиях, как мне кажется, четко прослеживаются две тенденции на рынке клининговых услуг. С одной стороны, часть потенциальных клиентов стремится экономить на всем и аккумулировать свои финансовые средства внутри компании, не передавая бизнес-процессы на аутсорсинг. Однако в тех компаниях, в которых умеют считать деньги, напротив, начинают активнее передавать неключевые функции своего бизнеса профессиональным исполнителям. Разумеется, при этом клиенты более вдумчиво относятся к расходам на хозяйственные нужды, некоторые стараются перейти на более дешевые расходные материалы. Но в целом уже сейчас можно констатировать, что мало кто из наших постоянных клиентов отказался от клининговых услуг, так как расчеты показывают: клининг выгоден! Выгоден и в плане качества работ, и в финансовом аспекте.

Конечно, ряд компаний, не сумевших сориентироваться в новых условиях закрываются, однако на смену им появляются новые.

Да, мы потеряли некоторые крупные объекты. Однако это подхлестнуло нас к сокращению собственных затрат. Если заказчик просит меня снизить цену договора, мы начинаем с ним переговорный процесс. Объясняем, что просто так ничего не бывает. Если вы хотите, чтобы мы снизили договор на какую-то сумму, значит, я вынужден убрать некоторых работников, и оставшиеся что-то не успеют сделать. Значит, вы должны чем-то поступиться. Например, если мы убирали два раза в день какой-то кабинет – теперь нужно привыкнуть к тому, что в этом кабинете будут убираться один раз в день, а может быть, и через день. Клиенты относятся с пониманием к этому и, в принципе, с приходом лучших времен готовы возобновить сотрудничество в полном объеме.

Ну и еще в кризис мы стали больше использовать новые технологии, которые позволяют более эффективно производить уборку. Стали активнее использовать оборудование – то есть если где-то эксплуатировалась одна машина поломоечная, добавили еще одну. При этом освобождается часть работников, и их приходится перемещать на другие объекты, вновь открываемые.

- А много пришлось из-за кризиса сократить сотрудников?

- В принципе мы не сократили ни одной должности. А когда объект от нас, как мы говорим, уходит, стараемся людей трудоустроить – или в ту самую службу "убираемся сами", или даже к конкурентам.

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ РЫНКА КЛИНИНГА В РТ

- Когда была основана ваша фирма?

- В 2002 году. Основали ее два инициативных человека, которые начинали с малого. Заключили несколько договоров, постепенно стали развивать и направление продаж технических средств, оборудования, химии. В начале 2006 года открылся филиал компании в Набережных Челнах, это был ключевой момент, выход "БлескСервиса" на региональный уровень. В этот год наша компания заключила договоры на комплексное клининговое обслуживание со многими заводами ОАО "КАМАЗ", первой в Татарстане успешно освоив услугу промышленного клининга.

Сегодня "БлескСервис" имеет самую широкую филиальную сеть среди клининговых компаний Татарстана. Помимо Набережных Челнов, наши филиалы действуют в Альметьевске, Нижнекамске, Уфе. В кризисном 2009 году открылись представительства в Саранске и Владимире. При этом география наших клиентов еще более обширна.

- Как выросло число ваших клиентов за время работы фирмы?

- Число клиентов выросло в несколько раз. Если в самом начале мы обслуживали лишь несколько объектов, то сейчас совокупная площадь наших объектов исчисляется миллионами квадратных метров внутренних и прилегающих территорий. Среди наших клиентов – промышленные и торговые предприятия, гостиничные и развлекательные центры, офисные учреждения, банки, автосалоны, гипермаркеты и многие другие. В этом можно убедиться, посмотрев наш сайт: http://www.bleskservis.ru/. Мы работаем, как я уже сказал, с заводами КАМАЗа, с "Красным Востоком", Саранским заводом "Резинотехника", обслуживаем сети магазинов "Карусель", "Перекресток", "Бахэтле", "Эссен", "Пятерочка +", "ДОМО", "Связной", ТЦ "Кольцо", "Модная семья", "ИКЕА", отделения Сбербанка на территории Татарстана и других регионов…

- Впечатляет. С какими трудностями компания столкнулись в начале своей работы и какие преобладают сегодня?

- Наша компания была, по сути дела, первооткрывателем рынка клининга в Казани. И когда только начала оказывать услуги профессиональной уборки, очень трудно было объяснить людям, что же это такое – клининг и чем он отличается от клиринга. Многие просто не понимали – что это, зачем это, для чего это? Так что пришлось приложить немало усилий, чтобы разъяснить преимущества и выгоды клининговых услуг.

В последние два–три года шел бурный рост числа участников рынка. Пожалуй, если не считать кризиса, избыток фирм и является сегодня основной трудностью в нашей работе. А также постоянная борьба с главным игроком – "убираемся сами". Когда я веду переговоры, то предлагаю: давайте договоримся так: пироги печет пирожник, сапоги тачает сапожник. Практикой неоднократно доказано, что переводить часть бизнес-процессов на аутсорсинг выгодно для любой компании, будь то банк, автосалон, промышленное предприятие или любая другая организация. Это позволит компаниям сконцентрироваться на ключевых проблемах своего бизнеса и не отвлекаться на второстепенные проблемы по поддержанию чистоты, которые поможет решить профессиональная клининговая компания.

- Как оцениваете свои достижения?

- Мы делаем осторожные заявления о том, что "БлескСервис" является лидером не только по Татарстану, но и по Приволжскому федеральному округу. Пока никто этого не опроверг. Впрочем, если опровергнут, я извинюсь и, конечно, буду тянуться за лидером.

Рост компании налицо. Начиналась она с сотни человек, сейчас у нас работают около трех тысяч человек, мы имеем собственный офис площадью 600 квадратных метров и управленческий персонал около 60 человек. К слову, за последнее время он не имеет тенденции к увеличению, я тоже считаю это нашим достижением. Мы высоко подняли планку и стараемся ее удерживать на хорошем уровне.

Среди наших основных конкурентов сегодня, преимущественно, федеральные компании – те, что имеют филиалы в Казани. Ну и, конечно, набирающие обороты местные компании. Не нужно недооценивать их силу. Хоть они и небольшие, к ним уже сейчас стоит относиться серьезно, знать, чем они живут и какие строят планы.

ГДЕ НАЙТИ ХОРОШИХ ЛОГИСТОВ И ЭКОНОМИСТОВ

- Как подбираете кадры?

- Естественно, кадры – одна из ключевых составляющих клинингового бизнеса. От уровня подготовки, от квалификации всех сотрудников – от уборщицы до директора – зависит общий результат работы. Это мы в "БлескСервисе" поняли давно. У нас есть большой отдел кадров, отдел по работе с персоналом, каждый год проводим аттестацию работников, постоянно обучаем администраторов объектов, которые курируют работу технического персонала, и специалистов управляющей компании.

К сожалению, у нас не так уж много осталось управленцев со стажем работы в "БлескСервисе" четыре-пять лет. Вынуждены были уйти даже хорошие, добросовестные работники – компания растет, и нужно расти вместе с ней, это не у всех получается. Вообще трудно найти сегодня хороших логистов, экономистов, уж не говорю о менеджерах по продажам.

Непросто проводить и рекрутинг – массовый набор персонала: уборщиц, грузчиков, дворников, разнорабочих… Тут сталкиваемся порой с недисциплинированностью, вредными привычками – основной наш враг. Но те, кто работает добросовестно, остаются с нами. Однако все равно в будущем без иностранной рабочей силы компании не обойтись.

- Но почему?

- И москвичи, и питерцы, даже жители Новосибирска уже сегодня считают зазорным убираться, подметать улицы. До нас это еще не докатилось, но готовиться надо. Обязательно нужно смотреть вперед. Тогда, к слову, и кризис не так страшен. Да, у нас из-за него объемы упали, но ведь за октябрь мы уже превысили месячный объем продаж даже благополучного августа прошлого года.

- И какие меры вы приняли, чтобы так быстро выбраться из ямы кризиса?

- В самом начале кризиса нам, как и многим нашим клиентам, партнерам, поставщикам пришлось нелегко. Негативных последствий было много. Это и рост дебиторской задолженности; и сокращение бюджетов наших клиентов, которые переориентировались на более дешевую продукцию; и повышение стоимости продукции наших основных поставщиков из-за изменения курса валют. А также, как уже было сказано, сокращение объемов строительства и резкое снижение спроса на послестроительную уборку. Но мы стараемся оптимизировать работу компании во всех направлениях. Начали проводить реструктуризацию бизнес-процессов, усилили работу по ликвидации дебиторской задолженности, осваиваем новые регионы.

- В прессе прошла информация, что с вашей компанией несколько фирм не расплатились. Как обстоят дела с долгами и судами сегодня? Продолжаете ли вы обслуживать эти фирмы-должники?

- Очевидно, что неплатежеспособность клиентов связана с нестабильностью на рынке. Мы стараемся идти навстречу нашим постоянным клиентам. Но если клиент переходит в разряд постоянных должников, вполне естественно, что в убыток себе мы работать не можем и приостанавливаем обслуживание до поступления платежа. Надо заметить, что таких клиентов у нас, к счастью, немного. В целом же это нормальная практика бизнеса – получать оплату за фактически сделанную работу.