В Казани формируется резерв программистов, которые в будущем будут работать над экспортными заказами ОАО «ICL -КПО ВС». В планах компании – довести численность квалифицированных специалистов до тысячи человек. О том, по какой причине профессия программиста стала востребованной - наша беседа с генеральным директором компании ICL -КПО ВС Виктором Дьячковым.

- Виктор Васильевич, в связи с чем принято решение об увеличении численности программистов?

- Год назад н а совете директоров нашей компании было принято решение об увеличении экспортной составляющей в структуре заказов ICL -КПО ВС. Речь идет о размещении крупных заказов Fujitsu Services (Фуджицу Сервисес) на разработку программного обеспечения и предоставление таких услуг, как, например, удаленное администрирование ИТ-инфраструктуры клиента. Кстати, несколько заказов мы уже получили, и над ними работают около тридцати человек.

На днях я принял участие в совещании кантри-менеджеров – директоров представительств Fujitsu Services в разных странах (как известно, компания активно работает сегодня в Европе, Африке и странах СНГ). Слово «Россия» в выступлениях топ-менеджеров компании звучало непривычно часто. Дело в том, что руководство Fujitsu Services определило три приоритетных региона, на территории которых эта глобальная компания будет размещать свои заказы на производство программного обеспечения. В этом списке на первом месте - Россия, далее идут Индия и Южная Африка. А в России опорной точкой Fujitsu Services будет ICL -КПО ВС, так как наша компания входит в группу компаний Fujitsu.

Решение о создании в Казани центра оффшорного программирования сегодня уже не обсуждается. Вопрос сейчас в том, каким образом лучше всего направить в Россию поток заказов, провести технологическую интеграцию и обеспечить ресурсную поддержку столь масштабного проекта.

- С чем, на Ваш взгляд, связано решение о создании в Казани центра оффшорного программирования?

- Есть несколько объективных причин. Во-первых, политическая стабильность в мире   привела к поступательному росту экономики, в результате спрос на информационные технологии стал расти быстрее, чем предложение.

- Но почему все же на первом месте именно Россия?

- Де факто считается, что уровень образования в нашей стране очень высок. И руководство компании Fujitsu Services начинает ориентировать своих топ-менеджеров на получение дополнительного профессионального человеческого ресурса в России. Кроме того, у европейцев сильны культурные различия с индусами, и индийские ИТ-компании не имеют в Европе такого широкого спектра присутствия, как в Америке.

- Как повлияет на Казань размещение в ней заказов на разработку программного обеспечения на экспорт?

- Это хорошо для Казани, поскольку мы собираемся построить центр оффшорного программирования, а это значит, появятся новые высокооплачиваемые рабочие места. Это хорошо для нашей компании, потому что речь идет о квалифицированной работе, позволяющей познакомиться с сегодняшним западным опытом и впитать в себя самые   современные решения и подходы в области информационных технологий. И это хорошо для казанских университетов, с которыми мы выстраиваем логические цепочки для подготовки квалифицированных кадров. Кстати, ICL -КПО ВС выступила в прошлом году инициатором   подписания соглашения Fujitsu Services с правительством нашей республики, согласно которому начата плотная работа с двумя вузами: КГУ и КГТУ им. Туполева, и в этом направлении сейчас идет очень содержательная работа.

Например, в КГТУ им. Туполева в рамках выигранного им федерального тендера идет проект по повышению качества подготовки специалистов, в том числе и в информационных технологиях. Сам проект и выделяемые на него федеральные и республиканские средства рассчитаны на два года. Сегодня преподаватели вуза очень серьезно работают для того, чтобы качественно поднять уровень преподавания технических дисциплин. Мы помогаем сейчас наполнить учебные планы конкретным содержанием. Например, наши научно-технические центры, работающие по своему профилю с вузами, пишут для них предложения – какие ввести новые специализации, чем оснащать лаборатории и кафедры, какие применять методологии в обучении, то есть идет совместная адаптация учебного процесса под требования производства.  

Мы ожидаем, что часть мероприятий будет выполнена к новому учебному году и их результаты будут использоваться в учебном процессе, а   качественно другие специалисты, я думаю, появятся в Казани уже к 2009-2010 году.

- Готовы ли наши студенты к выполнению сложных заказов?

- Разные студенты по-разному готовы. У нас в прошлом году был случай, когда нам необходимо было по просьбе заказчика отправить на Запад специалистов для разработки расширенного функционала системы для ритейла. В состав команды вошел молодой студент-программист. Ребята разобрались в проекте, исправили ошибки и модифицировали функционал, благодаря которому система теперь успешно работает. Заказчики удивились: « Где вы такого нашли?». Так что наша республика не обделена талантами, надо только их выявлять.

- Насколько я знаю, компания ICL -КПО ВС тоже много делает для поддержки талантливой молодежи?

- Та система подготовки будущих кадров, тот труд, который вкладывался в турнир по программированию и в работу с университетами, дают свои плоды. В частности,   студент-программист, о котором я рассказывал, – Ленар Акберов - был участником и победителем турнира по программированию среди студентов и школьников, ежегодно проводимого нашей компанией. В этом году мы провели его в седьмой раз, и в нем приняло участие 40 команд из многих регионов России.   

Кроме того, нами разработана система стимулирования студентов. К примеру, 10 лучших студентов профильных факультетов КГУ и КГТУ им. Туполева получают ежегодно именные стипендии от ICL -КПО ВС. Стипендия составляет три тысячи рублей ежемесячно и регулярно выплачивается в течение десяти месяцев учебного года.

На базе нашего предприятия работает филиал кафедры прикладной математики и информатики КГТУ им. А.Н. Туполева, где студенты занимаются по индивидуальным программам, включаясь в реальные производственные процессы.

Так что наша компания действительно не жалеет своих сил, знаний, умений, а порой и средств для того, чтобы помочь вузам совершенствовать систему образования.  

- Сколько будут получать специалисты, работающие на экспорт?

- Сейчас у нас средняя зарплата в целом по предприятию составляет 700 долларов. И это будет стартовая планка для специалиста, работающего на экспорт. В дальнейшем мы, конечно, будем ее повышать: менеджеры будут получать тысячу – полторы долларов. А к 2010 году мы планируем довести среднюю заработную плату в целом по предприятию до тысячи евро.  

- Сколько сейчас человек в резервном пуле?

- Мы встретились со студентами профильных факультетов КГТУ им. Туполева и КГУ, объяснили наши цели и задачи, которые хотим решить, пригласили их к участию в этом процессе. Все желающие представили нам свои анкеты. Таким образом, мы сформировали пул резерва из двухсот человек. Там представлены студенты с третьего по пятый курс. Для всех них одним из основным направлений в учебе будет подготовка по английскому языку по профильным специальностям. Это делается для того, чтобы потом не возникало ситуаций типа: «я заказчику все объяснил, а он почему-то меня не понял». Сейчас с   каждым студентом ведется индивидуальная работа: выявляется наличие у него лидерских качеств, оцениваются аналитические способности, умение работать в команде, чтобы впоследствии правильно позиционировать каждого в практической работе.

Уже в марте 2008 года в центре разработки программного обеспечения на экспорт в ICL -КПО ВС будут работать порядка 150 специалистов. В перспективе мы планируем довести численность специалистов до тысячи и иметь в резерве еще 400-500 человек.

- Что нужно для того, чтобы войти в резерв ICL -КПО ВС?

- В первую очередь - желание.