Японские заказы и татарский Windows , российский ИТ-рынок   и загадки наших предприятий – на эти и многие другие темы наш корреспондент побеседовал с генеральным директором ОАО «ICL -КПО ВС» Виктором Васильевичем Дьячковым в канун юбилея предприятия.

Английский для яйцеголовых

- Как известно, в мае этого года правительство Татарстана и компания Fuijitsu Services подписали   протокол о намерениях, согласно которому японская сторона будет размещать на базе ICL -КПО ВС часть своих заказов на разработку программного обеспечения и предоставление услуг для мирового рынка. Если не ошибаюсь, ничего подобного до сих пор не было, и если этот проект реализуется, это будет настоящий инновационный прорыв и для вашей компании, и в целом для республики…

- Это действительно очень важное соглашение. Согласно этому протоколу о намерениях, Fujitsu Services возьмет на себя обязательства по обеспечению ICL -КПО ВС    заказами. Перед нами стоит задача в ближайшие два года увеличить количество специалистов, занятых разработкой программного обеспечения на   экспорт, на 300-500 человек

По мере того, как объем заказов будет нарастать, на ICL КПО ВС планируется   создать центр разработки   программного обеспечения на экспорт. В результате   подписания протокола   появилось понимание того, что надо действовать согласованно: Fujitsu Services   будет размещать заказы, Правительство РТ, заинтересованное в том, чтобы число рабочих мест и экспорт программного обеспечения росли, поможет университетам улучшить качество преподавания английского языка. В рамках проекта мы ведем переговоры с КГТУ им.Туполева и КГУ о новом варианте подготовки IT -специалистов в виде   команд программистов, включающих такие специальности, как проектировщик , бизнес-аналитик, менеджер проекта и т.д.

Этот проект гармонично вписывается как в национальный проект «Образование», так и в концепцию правительства РФ по развитию технопарков.   В республике появится инфраструктура, которая займется   реализацией новых проектов. С другой стороны,   университеты Татарстана получат содействие   в совершенствовании преподавания ИT -дисциплин. Помимо преподавания конкретных предметов в области прикладной математики, сегодня   нужны специализации - бизнес-аналитик, проектировщик, архитектор, тестировщик, кодировщик программных продуктов. Кроме того, необходимо, чтобы   уровень преподавания английского языка в вузах повысился, потому что для работы на экспорт   базовым по понятным причинам является именно английский язык.

- А как Вы планируете решать кадровый вопрос?

- Думаю, что для привлечения дополнительно 300-500 программистов, работающих на экспорт, нам хватит выпускников вузов республики. Сейчас, если смотреть по цифрам, а не рассматривать качественные параметры, у нас избыток программистов. Татарстан отличается от других регионов в положительную сторону тем, что в свое время в Казани работал завод ЭВМ, выпускавший 40 % всей производимой в Союзе вычислительной техники. Он стал настоящим локомотивом развития ИТ-отрасли в регионе: на его базе создавались соответствующие НИИ и профильные кафедры в КГУ и КАИ, которые успешно работают и сейчас.

Мне особенно приятно об этом говорить, потому что завод ЭВМ (КПО ВС) является материнской компанией для нашего предприятия. Не секрет: многие из наших сотрудников, и я в том числе, начали свою трудовую деятельность на этом заводе, рядом с нами работают дети и внуки людей, всю свою жизнь отдавших этому предприятию. Отсюда и высочайшая профессиональная планка, которую мы поставили перед собой с момента создания   ICL - КПО ВС, и культура производства, и традиционное доверие со стороны заказчиков.

Тем не менее, вопрос поиска программистов в других регионах мы не снимаем с повестки дня. Если европейский рынок   будет развиваться более динамичными темпами, и расти таким образом, что нам потребуется дополнительно тысяча-полторы программистов, то тогда мы будем использовать те связи, которые получили в результате проведения традиционного турнира по программированию среди студентов и школьников, в котором ежегодно участвуют свыше ста команд из разных регионов России.

Тендеры с призраками

- Виктор Васильевич, недавно рейтинговое агентство «Эксперт» поместило компанию ICL -КПО ВС на 37 место в списке 80 крупнейших ИТ-компаний России. И это при том, что вы не занимаетесь дистрибуцией комплектующих, играющей ключевую роль в оборотах многих ваших конкурентов. А сами бы Вы как обозначили нынешнее место   ICL - КПО ВС на российском рынке информационных технологий?

- Сегодня по ряду сегментов ICL -КПО ВС входит в десятку крупнейших ИТ-компаний России.   Речь идет о разработке программного обеспечения под заказ, консалтинге в области ЕRP -решений и производстве собственного оборудования. В Приволжском федеральном округе компания находится в тройке безусловных лидеров.

Но борьба за рейтинг для нас - не главное. Важно, чтобы наши технологии удовлетворяли желания заказчиков, чтобы наш лозунг: «То, о чем человек мечтает, технологии могут», реально воплощался в жизнь.

- За счет чего Вам удается выигрывать тендеры и успешно конкурировать с московскими компаниями? В их руках – диструбуция комплектующих, территориальная близость к крупнейшим заказчикам, мощные лоббистские ресурсы…

- Соперничать с московскими компаниями можно только в профессиональном плане, то есть все делая качественнее, быстрее, дешевле. Вот три главных кита, на которых строится наша работа.

Что же касается тендеров, тут бывает по-разному. Одни мы выигрываем, другие проигрываем. Но тут важно обратить внимание на одно обстоятельство.

Многие тендеры зачастую проводятся без учета ряда ключевых экономических параметров компаний,   которые в них участвуют – таких, например, как размер средней зарплаты на предприятии. А она у некоторых в разы отличается от средней по России, бывает даже ниже прожиточного минимума! Но ведь не секрет, что компании, работающей в полном соответствии с законом, зачастую трудно тягаться с «серыми» фирмами, которые за счет ухода от налогов могут предложить более низкие цены.   И тут нужен государственный подход: какую компанию и какую экономику мы поддерживаем?

ИТ как оружие Газпрома

- Виктор Васильевич, в канун 15-летия предприятия всегда хочется подводить итоги, оценивать и переоценивать пройденный путь, вспоминать о самом-самом…

- Самым интересным проектом в сфере консалтинга было, пожалуй, создание системы учета компании «Межрегионгаз» - дочерней компания «Газпрома». Если помните, во второй половине 90-х в стране царил хаос. Не была исключением и газовая отрасль: и население, и предприятия, пользуясь газом, имели возможность не платить за него. Для того, чтобы обеспечить сбор платежей, и была создана компания «Межрегионгаз». Но   для ведения прозрачной бухгалтерской отчетности нужна была система, которая объединила бы филиалы компании по всей стране. Перед нами была поставлена задача решить эту проблему.

Всего за 9 месяцев мы поставили идентичное программное обеспечение в 60 региональных представительствах Межрегионгаза от Калининграда до Новосибирска, обучили специалистов и бухгалтеров. Эта система обеспечивала консолидацию бухгалтерской отчетности Межрегионгаза в течение трех лет – пока проблема не была решена.

Кстати, должен отметить: с «Газпромом» нашу компанию связывает успешное многолетнее сотрудничество.    ICL-КПО ВС – ведущий системный интегратор ОАО “Газпром” в области информационной безопасности. Кроме того, различные подразделения   “ICL-КПО ВС” на протяжении многих лет выполняют заказы Газпрома, касающиеся автоматизации различных направлений деятельности. Среди реализованных проектов - “Реализация газа”, “Единый реестр прав собственности на недвижимое имущество” (он является уникальным в своем роде), “Учет и анализ долгосрочных вложений ОАО “Газпром” и его дочерних и зависимых обществ” и другие.

Внушительный список проектов...

- Его легко продолжить. Одно из исторически сложившихся направлений нашей работы – это сотрудничество с федеральными и региональными министерствами и ведомствами: от министерства обороны, с которым мы работаем, начиная с 1994 года, и министерства образования России,   для которого только в 2000-2004 годах мы поставили более 25,5 тысяч компьютеров, до налоговых служб и Минздрава. Так, для «Скорой помощи» мы разработали дежурно-диспетчерские системы, позволяющие максимально сократить время ожидания медиков (сегодня эти решения внедрены во многих городах России), для МВД РТ – систему «Марафон», позволившую создать единое информационное пространство МВД РТ.

Можно ли отсюда сделать вывод о том, что вы работаете только с крупными и очень крупными заказчиками, в основном - государством?

- Безусловно, нет.   Нас не пугают масштабные проекты, но, будучи универсальной ИТ-компанией, мы предлагаем свои услуги самым разным сегментам рынка, в том числе промышленным предприятиям и малому и среднему бизнесу. Внедряем и пакетные решения, и собственные разработки, заточенные под конкретного заказчика.

Татарские окна

- Слышала, что ваша компания   перевела Windows на татарский язык…

- В мае мы закончили только первый этап по языковой адаптации этой операционной системы для того, чтобы можно было полноценно пользоваться возможностями информационных технологий. Вторым этапом будет перевод офисного пакета. Мы сейчас обсуждаем условия дальнейшей работы с компанией Microsoft . И думаю, что перевод офисного пакета будет закончен к середине следующего года.

Безусловно, это работа не разовая, не такая, чтобы раз сделать и забыть. Язык – субстанция живая, меняющаяся, и самое сложное, как мне кажется, в этом проекте – предстоящее сопровождение и обновление программы.

Но это стратегическая задача: люди, говорящие на татарском языке, имеют право и должны пользоваться своим языком,   в том числе, работая с компьютером. Поэтому здесь нужно настраиваться на постоянную работу, как в области работы с новыми версиями программы Microsoft , так и в области лингвистики.

Сам не ам, и другому не дам…

- Виктор Васильевич, результаты маркетинговых исследований показывают, что сейчас львиная доля средств, выделенных в бюджете отечественных предприятий на информационные технологии, тратится на оборудование. Но втором месте -   вложения в программное обеспечение. А собственно на ИТ-услуги, как правило, остаются крохи…

- Если говорить в общем, то основной проблемой здесь является недостаток культуры по использованию IT -технологий. Заказчик, как и двадцать лет назад, ориентируется в использовании современных технологий на собственные ресурсы. Практически все предприятия содержат собственные службы АСУ, специалисты которых в большинстве случаев знают о новых технологиях из журналов и по понятным причинам используют только те, с которыми сами умеют обращаться. У них нет возможности получать знания, приобретать опыт по реализации внутренних проектов.

В итоге предприятие проигрывает дважды: во-первых, оно кормит недостаточно компетентных сотрудников, а во-вторых, возможности применения технологий на этом предприятии ограничены областью знаний тех специалистов, которых оно содержат. Выход, между тем, есть – прибегнуть к услугам внешних компаний, которые могли бы выполнить весь цикл работ.

- То есть отдать ИТ-сферу в аутсорсинг?

- Есть инновации, которые не требуют инвестиций. Это именно тот случай. Нужно только осознать проблему, принять решение – и на предприятии будут, с одной стороны, сэкономлены значительные средства, а с другой – реализованы самые современные технологии, которые дадут ему конкурентные преимущества.

Есть классический пример обогащения с помощью аутсорсинга.   Только благодаря тому, что он отдал на обслуживание все информационные технологии своей империи, Рокфеллер за год выиграл миллиард долларов. А Росс Перо, чья компания оказывала ему аутсорсинговые услуги, стал мультимиллионером.

В среднем же, по расчетам западных экспертов, при переходе на аутсорсинг только прямые затраты – на зарплату, налоги, содержание сотрудников – у предприятия уменьшаются минимум на 20%. И для этого не нужны инвестиции. А ведь есть еще и выигрыш от грамотно оптимизированных бизнес-процессов…

В чем тогда причина нежелания компаний отдавать часть функций в аутсорсинг?  

- Многие считают, что есть конфиденциальная информация, и сотрудник извне может ее кому-то продать или разболтать. Но скажите – что мешает сделать то же самое штатному специалисту? Практика анализа проблем по   защите информации показывает, что 98-99% проблем, связанных с несанкционированным доступом к информации, связаны с собственными сотрудниками. Редко бывает, что кто-то взламывает информацию снаружи.

Надо понимать, что все общество живет по одним законам: есть Гражданский кодекс, есть Уголовный. Они оба применимы как к собственному сотруднику компании, так и внешнему. Только так может регулироваться безопасность информации.

- У ICL -КПО ВС есть опыт оказания аутсорсинговых услуг?

- У нас на аусорсинге стоят российские представительства международных компаний – таких, как Бритиш Петролеум и Люфтганза. Видимо, у них нет так много денег, как у их российских коллег...

Наша справка

2 июля   1991 года Казанским производственным объединением вычислительных систем (КПО ВС) и   "International Computers Limited" (ICL) было создано предприятие ICL -КПО ВС. В соглашении, которое было подписано президентом республики Татарстан Минтимером Шаймиевым и президентом ICL Питером Бонфилдом, было сказано, что любая технология, которой владеет ICL , будет предоставлена в распоряжение новорожденного совместного предприятия. Так компания ICL -КПО ВС получила доступ ко всем самым современным решениям.

Сегодня ОАО « ICL - КПО ВС» - одно из крупнейших в России ИТ-предприятий, занимающихся системной интеграцией, включающей в себя консалтинг, проектирование, внедрение, сервисное обслуживание, защиту информации в области компьютерных технологий и автоматизированных системах различного назначения, а также производством компьютеров, серверов и ноутбуков.

В      состав      компании      входят      5     научно-технических      центров, производственно-коммерческий центр, а также 3 представительства в Москве, Астрахани, Сургуте и 80 сервисных центров в различных городах Российской Федерации. В ОАО « I С L -КПО ВС» работает около 600 высококвалифицированных сотрудников.