КРИЗИС ПОУТИХ, И У НЕМЦЕВ ПРОСНУЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ЗАКРЕПИТЬСЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ГРУЗОВИКОВ

Сенсация дня – утечка информации о том, что компания Daimler уведомила "Тройку диалог" о намерении приобрести 15% акций КАМАЗа. Источник информации – инсайдеры с челнинского автогиганта. Если сделка состоится, то выиграют, похоже, все участники: "Тройка диалог" крупно подзаработает на сделке, КАМАЗ даст сигнал рынку, что у него есть будущее, раз блокирующий пакет достался германской корпорации. У Ростехнологий упадет гора с плеч: не одному тянуть в кризис еще один автозавод.

Уведомление о желании прикупить пакет акций, как сообщили источники газеты "Ведомости" на КАМАЗе,  было сделано еще 11 ноября – в этот день истекал срок, когда компания Daimler должна была ответить "Тройке", будет ли она покупать акции челнинского автопроизводителя, на которые претендуют Ростехнологии. Дело в том, что госкорпорация еще в сентябре нынешнего года предложила "Тройке" продать ей 13% акций КАМАЗа, чтобы довести свою долю до контрольной (у "Тройки" - 44% акций). Но у Daimler, как известно, преимущественное право выкупа акций "Тройки".

Daimler намерена приобрести несколько больший пакет, чем Ростехнологии, — 15% акций, чтобы довести свою долю с нынешних 10% до блокирующей. Сейчас стороны ведут переговоры по цене, но пока неизвестно, сколько немецкий концерн предложил заплатить за акции.

Но по большему счету, это не принципиальная информация - во сколько обойдется сделка. Ведь деньги достанутся не заводу, а посреднику – "Тройке диалог", как-то умудрившейся скупить акции до кризиса (впрочем, возможно, что "Тройка" номинально владеет акциями в интересах третьих лиц). Вчера капитализация КАМАЗа в РТС была $1,73 млрд. Цена 15% акций, которыми интересуется Daimler, – чуть более $259 млн. Это примерно столько, сколько немецкий концерн в конце прошлого года заплатил "Тройке" за 10% акций КАМАЗа.

Эксперты полагают, что покупка дополнительного пакета акций КАМАЗа имеет смысл в долгосрочной перспективе. Это точка зрения основывается на том, что КАМАЗ сегодня занимает более половины рынка грузовых автомобилей в России и вряд ли уступит позиции после кризиса.

Ростехнологии увеличение доли Daimler, скорее всего, не слишком огорчит, поскольку госкорпорации было бы непросто добиться выделения из федерального бюджета средств на покупку акций КАМАЗа. Это, во-первых.

Во-вторых, изначально сделка с Daimler предполагала продажу ей 42% акций КАМАЗа, чему помешал мировой финансово-экономический кризис. Сегодня финансовое положение Daimler также не назовешь блестящим, однако по итогам третьего квартала немецкий концерн уже вышел в прибыль: EBIT составила 470 млн. евро, чистая прибыль – 56 млн. евро.

В-третьих, получить в серьезные партнеры такого мирового лидера как Daimler – это значит, получить билет в технологическое будущее. Для Ростехнологий - это иметь хоть в одном автопроекте свет в конце туннеля. Ведь ситуация с АвтоВАЗом, где контроль также у корпорации Сергея Чемезова, крайне неопределенная ситуация.

Правда есть одно "но". Пока еще Daimler не подавала заявки в ФАС на увеличение своей доли в КАМАЗе, так что на все 100% сделка не гарантирована. Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в субботу заявил Интерфаксу, что переговоры ведет "Тройка диалог", и если бы сейчас было докризисное время, не было бы никаких сомнений в том, что Daimler нарастит свой пакет в КАМАЗе, но "в условиях безденежья все по-другому".

БИЗНЕС Online