- Андрей Валерьевич, как кризис сказался на рынке мобильной связи?

- Рынок акций телекоммуникационных компаний не зря называют голубой лагуной. Кризис не так сильно ударил по компаниям этого сектора, потому что наши люди не перестали разговаривать по телефону, обсуждают, в том числе, и как выходить из кризиса.

- Тем не менее, жители Татарстана сегодня экономят на разговорах по телефону?

- Небольшое сокращение показателей произошло на массовом рынке. Летом спад был заметен и в b2b-сегменте. С началом бизнес-сезона наметилось увеличение активности абонентов. Колебания в разных сегментах происходят в пределах 10%. Если говорить о выручке, то пока мы идем одинаково по сравнению с прошлым годом. Собственно, такая задача у нас и стоит – не упасть ниже прошлогодних показателей.

Понятно, что в кризис люди стали экономить, внимательно относится к своим расходам. Скажем, отремонтируют старую стиральную машину, а не купят новую. Однако я не прогнозирую большого падения спроса на наши услуги. Практика 2009 года только подтверждает наши прогнозы.

Тем более, что мы, объединившись с Голден Телеком, стали ведущим в России интегрированным оператором. Мы оказываем услуги в любой сфере телекоммуникации – мобильная связь, фиксированная, Интернет проводной и беспроводной, IP-телевидение. Билайн теперь больше, чем оператор мобильной связи.

- Какие коррективы в работу Билайна в республике внес кризис?

- Начиная с конца прошлого года, мы стали более внимательно относится к затратам. Несмотря на

Визитная карточка

ВымпелКом (брэнд "Билайн")

В группу компаний "ВымпелКом" входят операторы связи, предоставляющие услуги голосовой связи и передачи данных на основе широкого спектра технологий беспроводной и фиксированной связи, а также широкополосного доступа в Интернет.
В группу "ВымпелКом" входят компании, осуществляющие операции в России, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Грузии и Армении, а также во Вьетнаме и Камбодже на территории с общим населением около 340 млн. человек. Услуги предоставляются под брэндом "Билайн".
ОАО "ВымпелКом" стало первой российской компанией, включенной в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Акции компании котируются на NYSE под символом VIP.
Группа компаний "ВымпелКом" предлагает интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, WiFi и сети третьего поколения. Среди клиентов ВымпелКом – частные лица, малые, средние и крупные предприятия, транснациональные корпорации, операторы связи. 

достаточно стабильное положение компании, у нас была самая большая долговая нагрузка среди операторов "большой тройки".

Сейчас ситуация поменялась, изменилась и стратегия компании. Например, строительство  базовых станций мы планируем с учетом их эффективности. Иногда отказываемся от строительства новой станции, если можем улучшить качество связи дополнительными мерами по увеличению мощности существующего оборудования. ВымпелКому, как и остальным участникам рынка, необходимо учиться работать в новых экономических условиях, если мы хотим остаться сильным игроком.

С изменением макроэкономической ситуацией в лучшую сторону вновь начали поступать инвестиции в отрасль связи. Мы рассматриваем долгосрочные проекты. Недавно мы сделали предложение о выкупе части наших еврооблигаций, которые выпускали для того, чтобы снизить долговую нагрузку.

В настоящее время в Казанском филиале принят маркет-план на 2010 год. Мы знаем помесячно, почти подневно, как будем жить, если ситуация кардинально не поменяется.

- Какую долю на рынке мобильной связи Татарстана занимает Билайн?

- Более 30 процентов. В республике мы вторые после МТС. Хотя, например, по биржевым абонентам в августе мы даже опередили нашего главного конкурента. О ситуации на рынке я бы сказал так: Билайн – паритетный лидер. Мы где-то недотягиваем по покрытию, но в следующем году отставание надеемся исправить. Мы намерены и дальше строить 2G-сети, поскольку на карте Татарстана еще есть территории, не охваченные сетью Билайн.

- МегаФон отстал от вас намного или наступает на пятки?

- МегаФон очень активно растет, в том числе и по выручке. Знаете, я давно не слежу за таким показателем, как количество абонентов. По большому счету, оно не важно. Например, в Монако работает оператор "Монако-телеком", у которого очень небольшое количество абонентов, но средний счет около ста долларов. Главное, это выручка. Акционерам нужен именно этот показатель, за которым тянутся другие показатели, такие как эффективность, ценовая политика и так далее.

- Каким будет средний счет абонента Билайн в следующем году?

- В маркет-план заложен показатель на уровне 2009 года. Мы готовы предоставить абонентам больше услуг за те же деньги, только чтобы не снижать средний счет. Это достаточно серьезная задача, особенно в условиях падения пользовательской активности.

- Расписывая маркет-план на следующий год, какие закладываете показатели по выручке, по трафику?

- Планируем небольшое увеличение выручки. Точками роста станут услуги широкополосного доступа в Интернет (ШПД), "оператор для оператора", междугородней, международной связи.

- В одном из своих первых интервью, которое вы дали в качестве директора объединенного казанского филиала "ВымпелКом", вы сказали, что перед вами стоит две основные задачи. Усилить работу в направлении строительства 3G и  работу по интеграции с Голден Телеком. Спустя неполных четыре месяца, каковы итоги?

- Для продолжения развития 3G в Татарстане мы согласовали новые инвестиции - на строительство базовых станций на новых территориях. И в этом году мы достаточно серьезно должны прирасти по их количеству. Возможно, часть работ перейдет на первый квартал 2010 года, но то, что компания инвестирует в это направление – абсолютно точно.

Но стратегия дальнейшего развития 3G будет изменена. Мы будем выходить на рынки с меньшей конкуренцией и с большими возможностями. 3G-сети появятся там, где услуги на базе новой технологии наиболее востребованы. Мы уже имеем в Татарстане 112 станций 3G, большая часть находится в Казани и Набережных Челнах. В наших ближайших планах развертывание сети "третьего поколения" в городах-стотысячниках.

- Каковы основные результаты слияния с Голден Телеком?

- Мы прошли этап технологического слияния, т.е. мы пользуемся каналами друг друга, исключили внешних поставщиков. Наш показатель эффективности этим летом достиг исторического максимума. Это как раз эффект синергии, слияния. С технической точки зрения многое еще предстоит сделать – наши компании, элементарно, используют разное оборудование. Мы создали структуру, которая напоминает пазл с частями из Татинтелкома и Билайн, когда в целом все ровно и стройно, но отдельные элементы еще нуждаются в шлифовке.

- Кстати, объединение Билайн с Голден Телеком не делает компанию более громоздкой и неповоротливой?

- Такой риск не исключен. Ведь объединяются две крупные компании, два монстра. Сложностей масса – разная корпоративная культура, процедуры, логистика, документооборот и многое другое. Радует, что у сотрудников обеих компаний есть понимание, что нужно делать. Стратегия компании определена. И то, что партнеры по рынку повторяют наши шаги, говорит о том, что нами выбран правильный путь.

- Имеете в виду интеграцию с другими компаниями?

- Да, сегодня многие операторы говорят об интеграции и расширяют спектр своих услуг. Новая бизнес-идея выглядит очень привлекательно. Представьте, абоненту приходит один счет, в котором и телефония, и мобильная связь, и Интернет, и телевидение. В общем, все услуги связи, которые ему необходимы. Уже сейчас Билайн может предложить клиенту разные услуги - подвести оптоволокно, обеспечить Интернет и телефонию. Преимущества Билайн, как интегрированного оператора, первыми оценили крупные клиенты  - КАМАЗ, Нижнекамскнефтехим. Для них удобно работать с одним поставщиком услуг связи.

- Будете ли сокращать штат в Татинтелкоме?

- Нет. Возможно перемещение кадров, но сокращений или выходов в неоплаченные отпуска не будет. Более того, нас ждет много работы и профессионалы нам нужны. Как вы знаете, недавно в Казани прошел всероссийский форум "Россия – спортивная держава", где нашей задачей было поддержание устойчивого сервиса на площадках мероприятий. К чести специалистов компании нам удалось достойно выдержать это испытание. Связь Билайн не подвела. Впереди новая цель – обеспечить качественной связью организаторов и участников Универсиады в 2013 году. Мы уже составили план инвестиций и приступили к его реализации.

- Какие задачи ставит Билайн в Татарстане на ближайшие годы?

- Задач, конечно, много. О некоторых из них я уже говорил – это строительство оптоволоконной и 3G-сети, увеличение активной абонентской базы в целом и доли на рынке отдельных районов. Например, у нас есть серьезные намерения усилить свои позиции в отдаленных районах, граничащих с Самарской областью. Жители местных населенных пунктов совершают свои деловые поездки скорее в Самару, чем в Казань. Мы разрабатываем тарифный план, который будет им интересен.

- Конкурировать с другими операторами в Татарстане сложнее или проще, чем скажем, в Нижнем Новгороде?

- На ситуацию в Нижнем повлиял выход оператора Теле2. Стратегия его работы - максимальное снижение затрат, что позволяет ему предлагать абонентам низкие тарифы. Невысокое качество услуг, но зато дешево. В Казани ситуация иная. К тарифной политике все операторы подходят очень взвешено. Мы, конечно, боремся, конкурируем, но до абсурда дело не доходит. В конце концов, мы пришли на рынок, чтобы построить эффективный и процветающий бизнес.

УСИЛИТЬ ПОЗИЦИИ В B2B-СЕКТОРЕ

- Насколько сегодня Билайн ориентируется на бизнес-сегмент?

- Наша работа в бизнес-сегменте станет более активной. Задача укрепления позиций в данной сфере очень серьезная. Многих крупных клиентов обслуживают другие операторы. Бывает нелегко заинтересовать клиента, чтобы он решился сменить поставщика телекоммуникационных услуг. Рассчитываем, что интегрированные решения позволят нам предложить корпоративным клиентам уникальные условия, учитывающие их потребности в связи. Например, если у компании есть интересы на Дальнем Востоке, предоставлять ей услуги, в том числе и там, делая единое ценовое предложение.

Что касается других услуг для бизнеса, в последнее время стала пользоваться популярностью наша антикризисная услуга "Офис за пять минут". Если компания переезжает в другой офис, наше решение позволяет оперативно наладить связь через сеть 3G, получить телефонию до 64 внутренних линий и доступ в Интернет. Для кого-то такое решение временное, а, например, для малого и среднего бизнеса оно может быть постоянным.

- Многие предприниматели жалуются на большие расходы в роуминге, особенно, если часто приходится бывать в командировках.

- В цену звонков в роуминге входит оплата услуг оператора, который обслуживает абонента по месту его пребывания. Стоимость их высока. Но есть много вариантов, как в роуминге снизить расходы на связь. Можно подключить услугу "Любимый город" или "Любимая страна". В 2009 году эти услуги стали достаточно популярны у наших клиентов. Они стали больше обращать внимание на расходы. Ничего не поделаешь, кризис. Услуги оказались выгодными. Особенно для тех, кто часто бывает в командировках.

Кроме того, наша практика показывает, если в компании есть специалист, который отвечает за связь, то средства расходуются намного эффективнее. Такой человек не забудет включить командировочным нужную услугу. Мы понимаем, что большинство мелких и средних компаний не имеют возможности держать в штате специалиста по связи. Поэтому сами готовы выступить в качестве эксперта по оптимизации расходов.  Позвоните нам заранее - специалисты пояснят, как можно сэкономить.

85 МЛН. ЧЕЛОВЕК НЕ МОГУТ ОШИБАТЬСЯ

- Меня как абонента всегда интересовал вопрос: у кого из операторов дешевле минута разговора? Можно ли высчитать некий средний показатель?

- Это можно сделать, если сравнивать похожие предложения операторов. Например, тариф для тех, кто чаще звонит внутри своей сети или, наоборот, для абонентов с широким кругом общения (на номера других операторов). Стоимость минуты разговора в Билайн и МТС на похожих тарифах отличаются незначительно. Понятия дешевый или дорогой оператор - относительные. Для одного что-то дорого, для другого – доступно. Если абоненту нравятся наши услуги, он готов платить за них. 85 миллионов человек по всему миру, которые выбрали Билайн не могут ошибаться!

- Таттелеком объединился с Синтеррой и планирует внедрять wi-maх. Не боитесь, что новая технология перетянет у вас абонентов?

- Только приветствую конкуренцию, она позволяет развиваться. Когда Билайн решил, что будет развивать 3G на базе стандарта UMTS, было известно и про wi-maх. Но в итоге победил формат 3G. А дальше, может быть, мы не о wi-maх будем думать, а сразу о 5G? Но это уже стратегические планы.

Объединить компании, это еще не значит построить сеть и запустить ее в эксплуатацию. Компаниям придется проделать большую работу. Мы готовы побороться за клиентов. Нашим ключевым преимуществом могут стать интегрированные предложения, о которых я говорил ранее.

- Насколько сегодня в Татарстане популярна услуга выхода в Интернет через USB-модем, которую относительно недавно стал предлагать Билайн?

- Количество абонентов увеличивается с каждым месяцем. Рост числа пользователей стал еще более заметным, после запуска в республике сетей "третьего поколения". Новый стандарт связи позволил значительно увеличить скорость передачи данных. В настоящее время абонентская база пользователей USB-модемов Билайн в Республике Татарстан составляет около 60 процентов от общего количества пользователей сети 3G.

- На ваш взгляд, у мобильного рынка Татарстана есть особенности, которые не свойственны другим регионам?

- МГС! Нигде такого нет. Некая прослойка, созданная в интересах государственных структур, которая обслуживает их мобильную связь. Решение очень хорошее. Потому что ни один оператор не может обеспечить стопроцентную связь: где-то он не присутствует, где-то происходят аварии. А МГС предоставляет сразу две симки – может быть, не совсем удобно, но практично – на связи всегда в любом месте. Это особенность мобильного рынка Татарстана, такая локализация госорганов. Вообще, здесь очень сильный госаппарат, может быть, где-то громоздкий, но это позволяет ему решать  сложные задачи, и довольно успешно.

 

- На ваш взгляд, у мобильного рынка Татарстана есть особенности, которые не свойственны другим регионам?

- Татарстан по многим показателям – это регион из топ-5 России, наряду с Москвой, Питером, Новосибирском и Екатеринбургом. В Казани достаточно высокий уровень пользования услугами Билайн. В наши центры обслуживания часто звонят казанские пользователи, но не потому, что произошел сбой в сети. Люди интересуются нашими сервисами.

- Последний вопрос - о брэнде. Некоторые специалисты считают, что Билайн в свое время специально отказался от изображения пчелы. Мол, есть некое европейское исследование, которое доказывает смертельное воздействие волн на насекомых, особенно пчел. 

- Все наше оборудование сертифицировано и не представляет угрозы жизни и здоровью людей. Тестировали ли его на пчелах, мне неизвестно. Споры о вреде мобильных телефонов не прекращаются по сей день. Каждый раз приходится слышать все новые и новые доводы ученых, придерживающихся разных позиций.

МНЕ БЛИЗКА АУРА СТАРИННЫХ ПОВОЛЖСКИХ ГОРОДОВ

- В Казани вы человек новый. Как вам город?

- Большую часть своей жизни я прожил в Нижнем Новгороде. Я – волжанин. Старинные поволжские города имеют свою ауру, и она мне очень близка. В Казани я бывал часто. Здесь жили мои родственники, у меня много друзей, бывшие коллеги тоже тут. В этом городе впечатляет присутствие древней восточной культуры. Хочу больше узнать об истории края. Обязательно объеду все достопримечательности Татарстана.

- Семью вы уже перевезли?

- Да, дети уже пошли в школу: дочь - в первый класс, сын - в третий. Старший будет ходить в секцию каратэ. Словом, быт наладился.

- Остается время на хобби?

- Считаю себя охотником, но на охоте в последний раз был в прошлом году. Работа и учеба в Москве на степень MBA практически не оставляют свободного времени.

- Какой у вас телефон?

- Коммуникатор Nokia. Мне важно, чтобы была клавиатура, потому что при поездках в машине я использую мобильную почту и мгновенно реагирую на те сообщения, которые мне приходят. Телефон у меня не выключается никогда.

- У вас 2G или 3G?

- Могу работать в любом стандарте. Включаю 3G для выхода в Интернет, хотя батарейка садится быстрее. Я активный пользователь мобильной связи. Сам тестирую новые услуги Билайн, чтобы в них хорошо разбираться. Это уже профессиональное.

Владимир Казанцев

Визитная карточка
Андрей Юдов

Родился в Нижнем Новгороде 10 мая 1972 года.
Окончил Нижегородский технический университет по специальности "Инженер-теплоэнергетик".
В 2001- 2003 гг. - старший специалист офиса продаж, менеджер по обслуживанию клиентов Нижегородского филиала ОАО "ВымпелКом".
В 2003 – 2006 гг. - коммерческий директор Нижегородского филиала ОАО "Вымпелком".
С февраля по сентябрь 2006 года - директор Пензенского филиала ОАО "ВымпелКом".
С сентября 2006 по июль 2009 года -  директор Оренбургского филиала ОАО "Вымпелком".
С июля 2009 года – директор Казанского филиала ОАО "Вымпелком".
Женат, воспитывает двоих детей.