В ГОРСОВЕТЕ И МЭРИИ АВТОГРАДА ПОДСЧИТЫВАЮТ, КАК СВЕСТИ КОНЦЫ С КОНЦАМИ В 2010 ГОДУ. ВСЯ НАДЕЖДА, ПОХОЖЕ, НА МОСКВУ И КАЗАНЬ
Проект бюджета Набережных Челнов на 2010 год, представленный исполкомом города депутатам горсовета для обсуждения, напоминает сложную матрешку. Собственные доходы города – это далеко не все, на что рассчитывают в автограде. Есть еще множество федеральных и республиканских программ, в которых город участвует и оттуда планирует получить немалые средства. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поприсутствовал на заседаниях депутатских комиссий, где выслушал разные мнения народных избранников и попытался разобраться в том, как на самом деле проживет следующий год второй по величине города РТ.
ЛОББИСТСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Поскольку все параметры бюджета Челнов на 2010 год сравниваются с показателями бюджета текущего года, нелишним будет напомнить о том, что бюджет-2009 был сверстан еще летом 2008 года, когда черные тучи, несущие мировой финансовый кризис, виднелись еще только где-то далеко на горизонте. Правда, к моменту принятия главного финансового документа города кризис уже вступил во все свои права, но в Челнах решили ничего не менять, а вводить поправки в течение года.
В итоге секвестировать бюджет-2009 пришлось уже трижды на общую сумму 588 млн. рублей. Однако, это еще не финал. По итогам года потери составят 872 млн. рублей из утвержденной сессией горсовета суммы доходов 3,39 млрд. рублей. Поэтому, скорее всего, на следующей сессии предстоит провести очередной, четвертый секвестр за текущий год.
Несложно подсчитать, что исполнение бюджета автограда 2009 года должно составлять около 2,5 млрд. рублей. Однако, фактическое исполнение составит гораздо большую сумму – 5,7 млрд. рублей! Как объяснить этот феномен?
Как пояснила на заседании бюджетной комиссии горсовета (ее заседание состоялось в минувший четверг) начальник управления финансов исполкома города Брилиант Ризатдинова, произошло это за счет того, что челнинская казна получила дополнительные дотации и субвенции из республиканского и российского бюджетов на сумму около 3 млрд. рублей. Сумма немалая, особенно если учитывать, что собственных доходов набралось намного меньше. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво говорит, во-первых, о том, почему при нынешнем кризисе в автограде внешне все спокойно и благопристойно. Ну и во-вторых, конечно, о лоббистских возможностях мэра Набережных Челнов Ильдара Халикова.
В 2010 году, по прогнозам, в городскую казну планируется мобилизовать 3,9 млрд. рублей. Бюджет был сверстан исходя из того, что рост индекса промышленного производства в 2010 году по Челнам составит 11,3%, объемов инвестиций в основной капитал – 6,9%, индекса потребительских цен – 10%.
По словам заместителя руководителя исполкома Челнов по экономике Натальи Кропотовой, к концу 2009 года объем промышленного производства в городе составит около 85 млрд. рублей, (53,8% к уровню прошлого года), а в следующем – 94,8 млрд. рублей. К примеру, КАМАЗ планирует продать свыше 27 тыс. грузовиков (рост к уровню 2009 года 11,9%), а "Соллерс – Набережные Челны" – около 9 тыс. легковых автомобилей FIAT (рост – 22,9%).
НАМЕРЕНИЯ
На что же ставят челнинские власти, чтобы удержать город на плаву?
Большие надежды вновь, как и в текущем году, возлагаются на программу капитального ремонта жилья. Если в нынешнем году за счет всех источников финансирования для этих целей было собрано 1,9 млрд. рублей, то в следующем планируется мобилизовать 1,45 млрд. рублей. Также поставлена задача привлечь 1 млрд. рублей по программе организации общественных работ. В этом году по данному каналу в автоград привлечено 611 млн. рублей федеральных денег. Кстати, это абсолютный рекорд по России.
Сегодня-завтра должен решиться вопрос по объему финансирования реконструкции БСМП под центр высокотехнологичной медицины. В Челнах надеются в 2010 году получить на данный объект 2,2 млрд. рублей из республиканской казны и запустить первую очередь.
Также, по словам Кропотовой, сейчас идет работа по защите в минрегионразвития РФ трех проектов в рамках мер по поддержке моногородов. Детализировать далее замруководителя не стала, отметив лишь, что с 1 декабря начнется защита проектов в Москве, до 1 марта 2010 года должно быть принято решение, а финансирование начнется только еще 1 июня.
Напомним, что, выступая 18 ноября на XII отчетно-выборной конференции профсоюзной организации работников КАМАЗа, генеральный директор челнинского автогиганта Сергей Когогин заявил, что из 60 млрд. рублей, которые компания по прогнозам заработает к концу года, 22 млрд. получено за счет продажи грузовиков по госзакупкам.
– На следующий год уровень господдержки должен остаться приблизительно таким же (30 млрд. рублей – прим. ред.). Сколько мы сумеем с этого большого пирога забрать, зависит во многом от нашей изворотливости, от того, как поработают наши продавцы, как я этим вопросом позанимаюсь, – сказал Когогин.
Однако, это все еще только намерения и за каждый рубль вышеперечисленных миллиардов придется серьезно побороться.
"ДЕНЬГИ БУДУТ"
Пока же без учета дотаций и субвенций бюджет Челнов на 2010 год беднее даже бюджета нынешнего, кризисного года, положение которого мэр Ильдар Халиков, давая интервью нашей газете пару-тройку месяцев назад, охарактеризовал как "катастрофическое".
– В бюджет 2010 года не включены расходы на благоустройство, капремонт дорог и бюджетных учреждений, развитие инженерной инфраструктуры, на оплату налога на имущество бюджетных организаций и на природоохранные мероприятия. Социальные выплаты и коммунальные платежи вырастут на 10 процентов. Объем остальных расходов будет сокращен по сравнению с 2009 годом на 15 процентов, – сообщила Ризатдинова депутатам.
Расходы бюджета на зарплату, лекарственное обеспечение и закупку продуктов питания останутся на прежнем уровне, но, учитывая инфляцию, можно говорить как минимум о 10-процентном сокращении.
Выслушав чиновников исполкома, представивших проект бюджета 2010 года, заместитель председателя горсовета Челнов Хайдар Галяутдинов сказал в сердцах:
– Мы напоминаем машину, которая буксует на одном месте! И буксира не видно…
НАДЕЖДА НА ДОПДОХОДЫ
А вот как прокомментировала ситуацию для газеты «БИЗНЕС Online» председатель комиссии горсовета по экономике и бюджетной политике, председатель правления ЗАО ГКБ "Автоградбанк" Венера Иванова:
– Тот проект бюджета, который мы имеем на сегодня, на первый взгляд, значительно меньше, чем фактическое исполнение текущего года. Но в нем учтены пока только собственные доходы и обязательные субсидии, а мы предполагаем, что получим определенные средства по программе капитального ремонта жилья, организации общественных работ, реконструкции БСМП и по ряду других направлений. Хоть это в некоторых случаях и не прямые вливания в бюджет города, средства все равно придут в виде подоходного налога.
То есть это пока неполный бюджет. Дело в том, что суммы по вышеназванным программам пока на стадии обсуждения, но, я надеюсь, к моменту утверждения на сессии эти деньги уже будут и бюджет 2010 года будет чуть выше фактического исполнения 2009 года, но ниже запланированного на текущий год.
Я вообще надеюсь на дополнительные доходы бюджета в следующем году! Я настроена так оптимистично потому, что, во-первых, все отрасли представили свои прогнозы с ростом против факта текущего года. Во-вторых, все последние годы по нормативам подоходный налог оставался в городе в объеме 30% (остальное уходило в республику – прим. ред.). На 2010 год нам дали дополнительно 11%, что означает дополнительные средства в сумме около 500 млн. рублей.
Равиль Сабиров
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.