ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ СНОВА СНИЗИЛСЯ

Уверения правительственных чиновников о том, что финансово-экономический кризис завершается и в промышленности есть серьезные подвижки, не прибавили оптимизма предпринимателям. Значение индекса предпринимательской уверенности, опубликованного вчера Центром конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ, в октябре упало на один процентный пункт  к сентябрю и составило -16% против -4% в сентябре 2008 года. Промышленники дают негативные прогнозы по росту спроса, большой проблемой остается кредитование предприятий. Все это не добавляет оптимизма деловому сообществу.

Центр конъюнктурных исследований опросил аналитиков 600 базовых промышленных предприятий России. Опрос этот показал, что проблемы остаются и с финансовым обеспечением, и с прибылью. Правда, наметившиеся положительные сдвиги в промышленности пока сохраняются. Это выражается в том, что практически завершилось падение спроса на продукцию, стабилизировалась ситуация с выпуском продукции, замедлились темпы "оптимизации", то есть сокращения работников.

В пояснительных материалах ГУ-ВШЭ сказано: "Процессы, характеризующие деловую активность базовых промышленных предприятий, не позволяют делать выводы о начале масштабного подъема в промышленности". Результаты октябрьского опроса не только далеки от средних значений докризисного периода, но даже не достигли минимальных показателей.

Например, в октябре индекс предпринимательской уверенности сократился на 1% к сентябрю и составил -16% (в октябре прошлого года был -4%). Опрошенные промышленники дают негативные прогнозы по росту объемов производства на ближайшие три-четыре месяца. На предприятиях по-прежнему плохо и с финансами, и с прибылью.

Из октябрьского отчета Института экономики переходного периода следует, что предприятия могли бы выпускать продукции больше, но 60% производителей опасаются слабого внутреннего платежеспособного спроса. Росстат подтверждает, что в сентябре 2009-го выпуск готовой продукции сократился на 9,5% к сентябрю 2008 года. Эксперты полагают, что эти показатели – нормальная реакция промышленников на кризис, поскольку промышленность в России никогда не относилась к числу быстрорастущих видов бизнеса, как, например, торговля и строительство.

Торговля и потребительский сектор и сегодня находятся в более выгодном положении. Тем более, что перед Новым годом традиционного повышается покупательский спрос.

По материалу РБК daily