МЭР КАЗАНИ – О БРИТАНСКОМ PR-АГЕНТСТВЕ, КОТОРОЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ЕГО КОМАНДУ, О ГИГАНТСКИХ ДОЛГАХ, КОТОРЫЕ ОН ПОЛУЧИЛ В НАСЛЕДСТВО ОТ КАМИЛЯ ИСХАКОВА, И О ТОМ, КОГО И СКОЛЬКО ОН СОКРАТИЛ В МЭРИИ

Казанский градоначальник Ильсур Метшин полагает, что ситуация в экономике города начинает выправляться. Однако, по его прогнозам, в ближайшее время столице РТ предстоит значительно умерить аппетиты, отказавшись от ряда статей бюджета – например, втрое сократить расходы на строительство дорог. О том, как власти Казани намереваются управлять городом в кризис, Метшин рассказал в своем интервью журналу "Деловой квартал. Казань", с отдельными фрагментами которого мы знакомим наших читателей.

ПРИШЛОСЬ УМЕРИТЬ АППЕТИТЫ

- Летом для экономии бюджетных средств решили сократить расходы на ремонт дорог, зданий, уличное освещение и благоустройство. Насколько эта экономия может отдалить достижение целей, которые вы только что обозначили?

- У нас достаточно неплохой запас проч­ности накопился за предыдущие годы. Даже в отсутствие дополнительных до­ходов и при том, что мы секвестировали расходную часть бюджета, мы выполни­ли все социальные обязательства перед горожанами. И это главное. Все обяза­тельные программы здравоохранения, образования, культуры, спорта финан­сируются. Мы продолжаем заботиться о благоустройстве города. Другое дело, что хотелось бы отремонтировать дорог на 3 млрд. рублей, как мы это делали ежегодно, а получилось только на 1 млрд. Пришлось умерить аппетиты.

- Каким будет бюджет 2010 года? Можно ли рассчитывать на восстановление статей, сокращенных в этом году?

- Благодаря подготовке к Универсиаде у нас огромный бюджет развития. Это миллиарды рублей: вложения федеральных средств, республиканского и городского бюджетов, инвестиции частных компаний. Большие планы по строительству дорог, развязок, приобретению транспорта, возведению спортивных объектов, гостиниц и т.д.

- По итогам I полугодия собираемость бюджета была около 43%, какой прогноз на итоги года?

- Мы хотели бы выйти на 87-90%, но пока сложно сказать, как сложится 4-й квартал.

- Как вы считаете, в следующем году будет проще? Действительно ли кризис кончился?

- Первая половина 2010 года точно будет тя­желой. Но, судя по пакету заказов промышленных предприятий — они обеспечены ра­ботой. Мы видим оживление цен на рынке нефтехимии, а это влечет за собой улучше­ние ситуации во многих других отраслях. В ритэйле не снижается покупательская активность, и средний чек растет. По этим отдельным фактам видно, что ситуация не­сколько выправляется после стабильно тяжелого состояния.

ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, ТО И ДОЛГОВ НЕ БУДЕТ

- Вам от предшественника достались довольно большие долги после празднования тысячелетия Казани. Сейчас грядет Универсиада. Это событие кроме инвестиционного потока также предполагает серьезные организационные расходы. Не лягут ли они дополнительной долговой нагрузкой на город?

— Мне от предшественника достался заме­чательный город, отпраздновавший свое ты­сячелетие. И без проведения и подготовки этого события нельзя было бы надеяться на победу нашей заявки на Универсиаду. Дол­ги — это рабочий процесс. Да, они тяжелые, обременительные. Но, как видите, 4 года живем, и дальше будем выживать. Если ни­чего не делать, тогда и долгов не будет. Сей­час размер долга почти вдвое меньше, чем 4 года назад. Если в ноябре 2005 года совокуп­ное обременение было 11,8 млрд. рублей, то сегодня — чуть больше 6 млрд. рублей. Если об Универсиаде говорить, то 30 лет не было по­добных мероприятий в нашей стране и, со­ответственно, такого большого количества спортивных объектов в одном месте давно не строилось. Мы знаем из опыта наших кол­лег, которые проводили Универсиады, после соревнований город принимает чемпиона­ты мира, Европы, Кубки мира в отдельных видах состязаний. То есть, если у нас будет 25 видов спорта в летнюю Универсиаду, то по всем этим направлениям нам гарантиро­ваны международные соревнования. Это вы­водит Казань на совершенно другую орбиту. Конечно, все это затратно — отвечаю на ваш вопрос. Но в конечном итоге это работает на имидж города, привлекает в Казань огром­ное количество туристов. В город ежегодно приезжает на 18% больше туристов. Для раз­вития туристической отрасли мы пригла­сили британское pr-агентство TMI, которое раскрутило Иорданию. Еще четыре года назад мало кто помнил, где она на карте мира. Сейчас TMI — наши консультанты, мы четко придерживаемся их инструкций, и туристи­ческий поток растет. Этот год мы закончим на цифре порядка 800-850 тыс. гостей города. После того как перевалим за миллион, мож­но будет говорить о въездном туризме, как о состоявшейся отрасли. На матч "Рубина" 4 ноября из 24 тыс. билетов порядка 4 тыс. про­дано жителям других регионов. 1200 биле­тов купили в пакете с услугами гостиниц, ре­сторанов, культурных учреждений. Развитие туризма, в числе прочего, позволит Казани привлечь дополнительные доходы.

СОКРАТИЛИ ТЕХ, КТО ПОПАЛ ПО ОШИБКЕ

- Недавно произошло очередное сокращение аппарата управления. Какое количество муниципальных служащих вы считаете оптимальным?

- Когда мы начинали работать, в аппарате администрации Казани было 2550 сотрудников. Я имел опыт работы руководителем аппарата и прекрасно знаю, как составля­ется штатное расписание, сколько нужно заместителей начальников отделов, чтобы эффективно управлять. Мы сократили количество персонала до 1750-1800 чело­век. Затем ввели кадровый аудит. Видели, что некоторые люди не соответствовали занимаемому месту, и было больше про­блем от их работы, чем пользы. Сократили еще 250 человек. И сейчас уменьшаем штат еще на 120. Я считаю, нынешний со­став команды оптимальный. Сократили в первую очередь тех, кто попал в админи­страцию по ошибке или по "позвонковому праву". Высвободившиеся средства мы тра­тим на проект "Электронный город", пере­ходим на электронный документооборот. Весь мир уже это прошел, а мы до сих пор бумажки с одного конца города на другой возим в портфелях. Мы перевели на эту си­стему комитет по имуществу. Управление архитектуры и градостроительства, теперь каждый клиент видит информацию в Ин­тернете, у кого находится его документ. Со­ответственно, лозунг чиновников: каждый документ должен отлежаться, а заняться им нужно после того, как кто-то позвонит — уже не работает. Флажок висит, что доку­мент у тебя, и нужно объяснить своему ру­ководителю или мне, почему он пролежал дольше одного дня.