Когда идёт Большой Чёрный pr, отделить правду от вымысла почти невозможно. На объект атаки — а объект это всё население — обрушивается водопад информации, и выделить в ней важную, на которую и надо обращать внимание, очень сложно. Для этого надо быть в теме, понимать, что, как и к чему.

Если вспомнить примеры, которые я недавно приводил, — когда за лженаучные исследования об озоновой дыре дают Нобелевскую премию, — какую квалификацию нужно иметь и какими знаниями обладать, чтобы распознать обман? Уж насколько легче было сообразить, что "проблема-2000" — когда все компьютеры на земле должны были взбеситься, не в силах определить правильную дату, и начать уничтожать всё вокруг, — такая же высосанная из пальца, как "проблема защиты от излучения мониторов", от которых нужно оберегаться кактусами, — и то дошлые ребята сделали на этом, по некоторым данным, десятки миллиардов долларов. А ведь в 1999 цивилизованные страны были уже компьютеризированы, и людей, понимающих, что к чему, хватало. Но многие из этих понимающих, несомненно, приняли участие в раздувании паники, откусив свой кусок вкусного пирога.  

А когда речь идёт о вещах, в которых простой смертный совсем не разбирается, — тут уж ему лапшу на уши можно килограммами вешать.

Как научиться правильно думать, чтобы не попасться на удочку разводчиков лохов?

Во-первых, надо задать себе классический вопрос, которому учили древние римляне: qui prodest? — кому выгодно? И постараться на него ответить.

Во-вторых, надо во что бы то ни стало найти информацию, альтернативную той, которую извергают водопадом. Сейчас это нетрудно: существует Интернет. Умные люди уже через несколько дней после 11 сентября 2001 года могли с помощью этой замечательной штуки узнать у настоящих специалистов, кто этого в принципе не мог сделать, и даже, со значительной долей вероятности, — кто это сделал и зачем. С озоновой дырой было гораздо сложнее: Интернета тогда не было, и найти альтернативную точку зрения, познакомиться с научными исследованиями на эту тему было нелегко. О более ранних временах и говорить нечего.

В-третьих, надо альтернативную информацию оценить. Неизвестно ведь заранее, где правда, а где — чья-то спецоперация (обычно называемая pr-кампанией). Ведь может быть и так, что как раз заглушаемые голоса и принадлежат тем, кто проводит спецоперацию, а водопад информации исходит от честных учёных (хотя это, конечно, вряд ли). Тут придётся хорошенько поразмыслить, иначе можно ошибиться. Для оценки альтернативной информации непременно надо вспомнить похожие случаи и разобраться и в них.

И только после этого можно с определённой долей вероятности — которая зависит от уровня ваших знаний и развития ваших мозгов — понять, что же происходит на самом деле.

Так кому же всё это выгодно? 

Кандидатов — три. Первый — это американский Centers for Disease Control and Prevention (Центр по контролю и профилактике заболеваний, CDC). Был создан в разгар холодной войны, в 1951 году для обеспечения биологической и химической защиты США. Тогда это, конечно, имело смысл. Но сейчас защищаться не от чего, поэтому, как и всякая контора, которая лишена предмета деятельности, но хочет сохранить финансирование, занимается изобретением сего предмета — в данном случае эпидемий, — чтобы было с чем бороться. Это они раздували шумиху вокруг загадочных, неизвестно откуда взявшихся и так же канувших в неизвестность заболеваний — "лихорадки легионеров", "птичьего гриппа", "атипичной пневмонии". Теперь вот — "свиной грипп".

Второй кандидат — это швейцарский фармацевтический гигант Hoffmann-La Roche, поглотивший 27 марта этого года американскую Genentech. Hoffmann-La Roche замечен в создании истерии вокруг птичьего гриппа с целью продвижения препарата Tamiflu, который, само собой, был "единственным, который может спасти вас от смерти". По удивительному совпадению, свиной грипп начался тут же после слияния двух фирм, которым, несомненно, надо было отметить это событие очередным "спасением человечества", а главное — поднять курс своих акций.

И, наконец, третий — это ВОЗ, Всемирная организация здравоохранения, которой тоже ведь надо чем-то оправдывать своё существование.

Тактика стара как мир: ну, скажем, в фильме Чарли Чаплина "Малыш" Чарли и Малыш зарабатывают себе на хлеб тем, что Малыш разбивает стёкла в домах, а потом приходит стекольщик Чарли и их вставляет…

Так что на вопрос "qui prodest" ответить совсем нетрудно.

Это даже без учёта того, что шумиха вокруг очередных угрожающих существованию человечества болезней чрезвычайно полезна во время финансового кризиса, когда очень важно иметь под рукой инструмент для удержания людей от стремления собраться большой массой и разобраться с теми, кто всё это устроил.

Найти альтернативную информацию — тоже не проблема. Вот, например, сообщение участкового врача в своём блоге: "Сегодня заведующая сказала: “Чтобы за неделю на участке было десять больных свиным гриппом!” Я не удержалась и спросила: “Пробирки с вирусом дадите?” Теперь вот сижу жду намёков на увольнение…"

А для оценки информации нужны цифры. "Во всякой науке ровно столько истины, сколько в ней математики". Какова смертность от свиного гриппа? Оказывается, 1,2%. Это меньше, чем у обычного, сезонного, который даёт 1,5%. Но  сезонный грипп для Большого Чёрного pr неинтересен — люди с ним хорошо знакомы, тут их не обманешь. Приходится придумывать "свиные" и "птичьи"…

 Конечно, любой грипп опасен, и давно пора бы изобрести от него хоть какое-то эффективное лекарство, — но чтобы делать деньги, не утруждая себя дорогостоящими научными исследованиями, нужен хороший пиарщик. Он и реализация его идей тоже стоят больших денег, но, конечно, не таких, как Большая Наука.

И всё же, и всё же… Нет никакой гарантии, что "лихорадка легионеров" не была вызвана штаммом боевого вируса, вырвавшегося из лаборатории. Что "атипичная пневмония" не была испытанием этнического оружия. Что "свиной грипп" не создан в секретных лабораториях, чтобы расшатать иммунную систему человечества, скажем, для отбора "золотого миллиарда", о котором многие так мечтают…

В таких условиях крайне важно мнение власти. Только она, располагая всей информацией,  может дать ответ, имеем мы дело просто с чёрным pr, когда обыкновенный вирус переодели в костюм дьявола, или это действительно вырвавшийся из адских бездн или из недр секретных лабораторий убийца не золотых миллиардов.

Но власть молчит. И в России, и у нас в Татарстане. Или не знает, что к чему, или не хочет вмешиваться. Разве что президент Медведев приказал возбуждать уголовные дела против спекулянтов лекарствами. Да вот только спекуляция — это сама суть либерального общества, альфа и омега капитализма…

Что же до моих советов — то ими для проверки потока событий на наличие чёрнопиарных струй может воспользоваться каждый. Тут секрета нет. Вот только не отличаются они от инструкции канатоходцу: "надо держать центр тяжести тела в вертикальной плоскости, проходящей через канат, и всё будет тип-топ". А "держать центр тяжести тела в вертикальной плоскости, проходящей через канат" так сразу не удастся — надо учиться. Но сейчас мало кто любит это делать.

09.11.2009

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.