- Но ведь сейчас невозможно точно сказать, сколько каких машин будет выпускаться через несколько лет?

- Поэтому мы ведем втроем сложные переговоры, чтобы избежать ситуации, когда кто-то из партнеров выделит инвестиции, рассчитывая на один объем, а в реальности он будет другим.

- То есть соотношение 75/25 может измениться?

- Оно соответствует нынешним планам производства, но вы абсолютно правы: сегодня совершенно невозможно сказать, сколько каких машин будет выпускаться.

- На встрече в Амстердаме вы решили, какие именно машины вы будете выпускать?

- Да.

- Можете рассказать, что это за машины? Неофициально говорилось о том, что Nissan будет выпускать Bluebird, а что будет выпускать Renault?

- Я не могу сейчас этого раскрыть. Важно понимать, что главное в стоимости автомобиля – это платформа, на базе которой можно делать самые разные автомобили. Это как в мире моды: есть манекенщица, которую вы можете одеть в любое платье. Но манекенщица стоит дороже, чем надетое на нее платье. Важно, что Renault, Nissan и АвтоВАЗ впервые в мире будут использовать абсолютно одинаковую платформу. Эффект массового производства очень существенен и для нас, и для поставщиков. Последние будут работать с объемами по 300 000 автомобилей, а не 50 000 - 60 000. Это наконец позволит решить задачу локализации производства.

- Основной риск выполнения ваших планов – огромный долг АвтоВАЗа. Есть ли у вас гарантии, что АвтоВАЗ не обанкротится, а правительство не откажет ему в поддержке?

- Я циник, потому что много лет я работал банкиром, и поэтому я очень оптимистичен. Если банкир дал в долг предприятию, которое чувствует себя плохо, его единственная забота – вернуть долг. Выбор банкиров сейчас – оставить АвтоВАЗ и дать ему обанкротиться или помочь стратегическому инвестору его реформировать. Вы бы что предпочли?

- Видимо, второй вариант.

- Вы сами это говорите!

- Недавно чиновник одного из министерств уверял меня, что планы АвтоВАЗа по удержанию крупной доли рынка нереалистичны, поскольку компания будет использовать только две платформы и у нее будет слишком узкий модельный ряд. Согласны ли вы с такой оценкой?

- Мы этого чиновника можем взять на обучение к себе. Смотрите, на платформе B0 уже есть седан, хетчбэк, универсал, небольшой фургон, пикап, а будет еще и полноприводный кроссовер. Но платформу можно растянуть и производить на ней те же типы автомобилей, но уже класса C. Да, это очень узкая гамма (улыбается).

ВСЕ ИЗДЕРЖКИ – В РУБЛЯХ

- На "Автофрамосе" вы несколько лет производите лишь одну модель Logan и только сравнительно недавно объявили о запуске второй. Остались ли в силе эти планы?

- Планы остались, иначе зачем бы мы расширяли свои мощности? В начале 2010 года мы начнем выпуск Sandero – это хетчбэк на базе Logan. В 2011 году мы станем выпускать еще один автомобиль, о котором я пока сказать не могу.

- Насколько "Автофрамос" сейчас загружен?

- С мая у нас не было простоев, и мы даже добавляем рабочие субботы, чтобы у наших дилеров было больше автомобилей. Сегодня нужны как раз недорогие автомобили хорошего качества, просто средство передвижения, их мы и предлагаем.

- На ваш взгляд, какие регионы пострадали меньше от кризиса? Насколько похожа ситуация в Румынии, где у вас есть завод Dacia?

- Хоть я и не отвечаю сейчас за Румынию, меня с этим заводом связывает очень многое. Потому что именно я сделал десять лет на Dacia то, что сейчас мы делаем на АвтоВАЗе. Единственное отличие – румынский завод был гораздо меньше АвтоВАЗа. Ваш вопрос интересен, потому что Dacia сейчас работает очень хорошо, это один из немногих заводов группы Renault, где во время кризиса не было простоев.

- Кого вы видите в качестве поставщиков? Вы также делаете ставку на СП с иностранными вендорами?

- Мы не хотим покупать комплектующие у западных поставщиков по ценам в долларах и евро. Наша задача – сделать так, чтобы все издержки выражались в рублях. Кстати, вы знаете, какие сегодня лучшие в Румынии поставщики Renault по стоимости компонентов и по качеству? Местные. У нас проблемы по качеству с теми западными поставщиками, которых мы привезли в Румынию.

- Наверняка добиться этого в России будет сложно…

- Не говорите этого! Наша основная проблема – это не сложности АвтоВАЗа, Renault или российское правительство. Основная наша проблема – это отсутствие вашей веры в самих себя.

- Но на том же АвтоВАЗе действительно очень много людей, которые занимаются не тем, чем надо, – играют в домино, например…

- Знаете, десять лет назад в Румынии было все то же самое, что сегодня мы видим на АвтоВАЗе. И знаете, какой сегодня автомобиль по качеству лучший в группе Renault? Это Logan, который выпускает Dacia и "Автофрамос"! Так что нет в Тольятти никакого гиблого места! Нужно только верить в лучшее и желать его достичь.

- Как раз желания что-то изменить не заметно: очевидно, что на АвтоВАЗе избыточная численность персонала, но правительство не дает вам карт-бланш на увольнение этих людей…

- Его и нельзя давать. Нельзя внутреннюю проблему АвтоВАЗа переносить на Тольятти, потому что в таком случае пострадает и сам АвтоВАЗ. Невозможно в таких условиях щелкнуть пальцами, сказать: все, я увольняю 50 000 человек и умываю руки. Нельзя и ничего не делать. Нужно что-то придумывать, смотреть на опыт других стран, ведь во Франции, в Италии, в других странах были примеры масштабной реструктуризации в автомобилестроении, в кораблестроении, в металлургии…

- Но когда Шувалов говорит руководству АвтоВАЗа: "Мы не дадим менеджменту решать, сколько человек уволить", – наверное, это перебор?

- Я бы не хотел комментировать слова Шувалова. Мы просто учитываем эти высказывания в своих планах и расчетах.

АВТОКРЕДИТЫ И ПРЕМИЯ ЗА УТИЛИЗАЦИЮ

- На ваш взгляд, меры поддержки автопрома российским правительством на сегодня достаточны?

- Очень хорошо работает субсидирование автокредитов. Другая мера, которую мы с нетерпением ждем, но которую тяжело внедрить в России, – это премия за утилизацию. Ее нужно вводить как можно скорее, потому что это важно и для автозаводов, и для поставщиков комплектующих, и для дилерской сети – все они в тяжелой ситуации. Пока известны только результаты АвтоВАЗа, но, думаю, если посмотреть на финансовые результаты других компаний, это будет очень безрадостная картина. Поэтому если не стимулировать рост спроса, может рухнуть целый пласт экономики, и это повлечет за собой такие социальные последствия, что АвтоВАЗ покажется цветочками.

- Этих двух мер достаточно? Могли бы вы посоветовать какие-то другие меры поддержки, которые используют правительства других стран?

- Одна из таких мер – финансово помочь автомобильным предприятиям: например, Renault получала деньги в тот момент, когда у нас не было оборотных средств. Но в России такой способ неэффективен. Здесь нужно реструктурировать весь автопром, не только АвтоВАЗ, без этого денежными вливаниями не решить никаких проблем. Мы должны воспользоваться кризисом, чтобы заняться реструктуризацией. Когда кризис закончится, эти компании будут как девушки в преддверии лета: все красивые и подтянутые. Это первое. Второе – это премия за утилизацию. Она сработала повсюду, но нужно этот процесс контролировать, чтобы избежать мошенничества. К тому же эта мера – как наркотик, от нее нельзя резко отказаться, иначе рынок опять упадет. И третье: государство, например, во Франции сильно помогло тем финансовым институтам, которые финансировали автопром. В России, конечно, не имеет смысла этого делать: здесь государство помогало напрямую государственным банкам.

- С начала года обанкротились несколько крупных дилеров, некоторые компании закрываются и сейчас. Тот же АвтоВАЗ из-за проблем у дилеров недосчитался денег за 7500 машин. А пострадала ли из-за этого Renault?

- Нет. Проблемы были только с одним дилером – "Инком-авто", но эта компания разорилась бы и без всякого кризиса. Тут скорее всего было преднамеренное банкротство. У нас в январе - феврале дилеры стали задерживать платежи, это была единственная проблема. Но поскольку Renault внимательно следит за финансовым состоянием своих дилеров, к настоящему времени все пришло в норму.

- А проблем, аналогичных Volkswagen, клиенты которой не могли получить купленные машины из-за трудностей во взаимоотношениях дилера и дистрибутора, не было?

- Сегодня у нас такого нет.

- Расширялась ли в этом году ваша дилерская сеть?

- Немного расширилась из-за того, что дилеры других марок перешли к нам – именно благодаря Logan. Это около десяти компаний.

- Рассчитываете ли вы в будущем задействовать дилерскую сеть "АвтоВАЗа" для продажи Renault?

- Да, если она будет здоровой.

По материалу газеты "Ведомости"