ТАТЭНЕРГОСБЫТ ЗАВАЛИВАЮТ НЕДОСТОВЕРНЫМИ ПРОГНОЗАМИ ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ – ОТКЛОНЕНИЕ ДОХОДИТ ДО 400%. ЧЕМ ЭТО ГРОЗИТ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И СИСТЕМЫ?

Еще в сентябре юридические лица и предприятия должны были предоставить Татэнергосбыту информацию о прогнозах потребления в 2010 году электроэнергии и мощности. Не все это сделали, а часть предоставленных данных – некорректна, отмечают в сбытовой компании. Именно эта проблема из года в год, заявляют в Татэнергосбыте, не позволяет удешевить услуги для потребителей, а зачастую приводит к финансовым потерям. Об этом и многом другом в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал Эльдар Майнакский, начальник отдела закупок электроэнергии и мощности на оптовом рынке ОАО "Татэнергосбыт". 

В ДОГОВОРЕ ОДНО, В ЖИЗНИ ДРУГОЕ

- Эльдар Маратович, насколько проблема недостоверного прогнозирования актуальна в этом году?

- Точное прогнозирование является залогом стабильности цены. Чтобы потребитель знал, сколько он заплатит в следующем году, на что ему рассчитывать, какие расходы закладывать на энергию, он должен назвать гарантирующему поставщику точный объем потребления.

Мы сегодня не можем в полной мере воспользоваться теми заявленными объемами, которые потребители указывают в договорах энергоснабжения. У потребителя нет как таковой ответственности за отклонение фактического объема его потребления от того, что он написал в договоре год назад. Если бы прогнозы формировались достаточно корректно, мы бы их использовали в работе. Это позволило бы нам составить реальный прогноз в целом по республике и на этот объем заключить свободные договора с генерирующими компаниями. Тогда скачки цен для потребителей были бы гораздо в меньшем диапазоне. Точные прогнозы приводят к общему снижению нерегулируемой цены. Пользоваться сегодня теми данными, которые сейчас дают нам потребители, мы не можем.

- В вашей компании рассказывают, что отклонения у местных компаний составляют до 80 процентов в меньшую сторону и до 400 процентов - в большую. Это правда?

- Такая разница действительно фиксируется. Понятно, что у потребителей есть разные "стимулы" занизить прогнозы. Например, в целях уменьшения авансовых платежей компании начинают занижать объемы энергопотребления, ссылаясь при этом на кризис. А по факту мы видим, что потребление не упало. И эта разница может быть весьма значительной. Когда же мы по факту видим, что объемы потребления упали, и предприниматель просит снизить объемы, мы идем навстречу. Чтобы не оказаться заложником ситуации, мы в целом по республике оперируем своими прогнозами и прогнозом крупных потребителей, осуществляющих расчеты по часам. Такие потребители уже сами платят за отклонения, и у нас нет оснований их прогнозам не доверять. Кроме того, мы учитываем статистические данные, прогноз погоды и другие факторы роста или падения потребления. 

ПРОГНОЗ – ДЕЛО БЛАГОДАРНОЕ

- В интервью газете "БИЗНЕС Online" вы рассказывали, как формируются конечные цены на оптовом рынке. Что происходит в результате отклонения от прогноза?

- Энергопотребление на завтра с точностью до нуля процентов, естественно, никто не может предугадать. Все, что заявлено в прогнозе, покупается по ценам "рынка на сутки вперед". А объем превышения - по ценам балансирующего рынка – а они дороже. Если же мы, условно, заказали 100 МВт, а по факту использовали 98, разницу необходимо продать, вернее эта разница продается автоматически, опять-таки на балансирующем рынке. Эту цену определить невозможно, ее рассчитывает торговая система. Мы можем купить киловатт за рубль, а продать за 20 копеек, или продажа пройдет вовсе по нулевой цене, если энергия в этот час никому не нужна. 

- Некорректное прогнозирование влияет на цены для конечного потребителя, или оборачивается потерями только для Татэнергосбыта?

- Правилами оптового рынка предусмотрен норматив отклонений для гарантирующих поставщиков. Правила говорят гарантирующим поставщикам: пожалуйста, можете вообще не прогнозировать, но все отклонения сверх норматива оплатите за свой счет, а не за счет отклонений потребителя. Таким образом, объемы отклонения потребления республики от прогнозных в случае превышения норматива не транслируются на стоимость энергии для потребителей и становятся нашими потерями. Сегодня, как я уже сказал, теми данными, которые сейчас дают нам потребители и указывают в своих договорах, мы не можем пользоваться. Также не можем мы требовать от потребителей точных прогнозов, поскольку законодательно санкции за отклонения потребления от договорных объемов не предусмотрены. И мы просто призываем потребителей заниматься прогнозированием. В качестве примера здесь необходимо снова привести потребителей республики, которые перешли на почасовые расчеты, и уже сегодня занимаются прогнозированием. Почасовые расчеты позволяют им экономить в оплате за электроэнергию. И ответственность, как уже было отмечено, за отклонения у этих потребителей определяется экономическими соображениями – им выгодно самим точнее прогнозировать.

В 2011 году произойдет либерализация оптового рынка. Электроэнергию и мощность все потребители кроме населения будут покупать по нерегулируемым рыночным ценам. Очевидно, что роль прогнозирования повышается. Подготовка всех потребителей республики к либерализации, прежде всего, должна коснуться прогнозирования электропотребления и внедрения современных систем учета. Ресурсы дешеветь не будут, поэтому вопросы экономии будут актуальны для компаний. 

- Что может предложить Татэнергосбыт клиентам для удешевления электроэнергии и мощности?

- Мы сегодня оперативно прорабатываем вопрос фиксации цен для потребителей, особенно для крупных. Сами клиенты говорят, что так им было бы удобнее. Вопрос неравномерности потребления в течение года возникает. Понятно, что потребителю тоже сложно прогнозировать бюджет, особенно в нынешних экономических условиях. Мы и хотим зафиксировать конечную стоимость электроэнергии, чтобы компании могли просчитать свои расходы. Пока говорим о крупных потребителях Татарстана. Думаю, со временем мы сделаем это и для так называемой мелкомоторной промышленности.

Лилия Хабибуллина