ИМИДЖЕВУЮ ПОКУПКУ ЦЕНОЙ В $50 МЛН. РАССЕКРЕТИЛА ОШИБКА ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА

Для крупных российских компаний в последние годы бизнес-джеты стали таким же неотъемлемым имиджевым атрибутом как шикарные офисы и представительские автомобили. Не стал исключением и ТАИФ, купивший перед самым кризисом бизнес-джет ценой в $50 млн. Однако на днях эта покупка привела ТАИФ в Арбитражный суд РТ. Здесь рассматривался иск ОАО "ТАИФ" к таможенному брокеру ЗАО "Ростэк-Татарстан". Как считают в ТАИФе, ошибочные действия брокера привели к тому, что компании пришлось столкнуться со штрафными санкциями таможни почти в миллион рублей.

ОШИБЛИСЬ В ПРОЦЕНТАХ

ОАО "ТАИФ" обвиняет своего таможенного брокера ЗАО "Ростэк-Татарстан" в причинении убытков на сумму около 900 тыс. рублей, поэтому и решило взыскать их через арбитраж. Судебное заседание состоялось в минувший четверг. Подавая заявление, компания требовала взыскать с таможенного брокера еще и проценты в сумме более 100 тыс. рублей, но в конце концов уменьшила исковые требования до 896 тыс. рублей.

- В феврале 2008 года между ОАО "ТАИФ" и ЗАО "Ростэк-Татарстан" был заключен договор об оформлении внешнеторговых грузов, поступивших в ТАИФ, - рассказала в суде предысторию юрист ТАИФа. – Грузовая таможенная декларация на самолет оформлялась сотрудником Ростэка. Он установил неверный код товара, по которому была определена ставка таможенной пошлины в размере 10 процентов, в результате чего ТАИФ заплатил таможенный сбор в размере 147 млн. рублей. Но позже таможенная служба классифицировала его по другому коду, которому соответствовала ставка в 20 процентов и сумма соответственно увеличилась.

В результате таможня выставила ТАИФу требование, включавшее доплату, а также сумму санкций за просрочку платежа. ТАИФ заплатил и то, и другое, следует из материалов дела. По словам юриста, пени таможня сама взыскала со счетов холдинга. После этого ТАИФ потребовал от Ростэк-Татарстан возместить ущерб, нанесенный из-за ненадлежащего исполнения им своих договорных обязательств.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ?

- Мы не раз выставляли свои претензии, Ростэк-Татарстан долго их игнорировал, наконец, признал, что неверное определение кода было сделано по ошибке его сотрудника, - сообщила суду юрист ТАИФа, цитируя переписку с партнером.

Но несмотря на это, представительница Ростэк-Татарстан в суде отрицала вину компании и ее сотрудников:

- ЗАО свои обязательства перед заказчиком выполнило надлежащим образом! Подтверждением тому служит тот факт, что самолет был выпущен таможней в свободное обращение. А наша вина не доказана. Так же как связь между нашими действиями и начислением ТАИФу пени. Мы вины не признаем.

На правоте брокера и необоснованности заявлений истца в суде настаивало и третье лицо – ОАО "Военно-страховая компания", участвовавшая в сделке:

- При заявлении декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре и неправильного кода товарной номенклатуры таможенные органы обязаны не допустить таможенное оформление товара. В ходе же проверки документов таможенные органы не указали на несоответствие, - заявил представитель страховой компании. - Мы считаем, что в действиях заявителя отсутствует его вина. Кроме того, ошибочность указания кода при таможенном оформлении не свидетельствует о противоправности действий таможенного брокера.
Судья Ольга Спиридонова, заслушав мнения сторон, удовлетворила иск и обязала Ростэк-Татарстан возместить бывшему партнеру убытки в заявленном размере.

В течение месяца ответчик может обжаловать решение суда. Юрист брокера не смогла сразу дать ответ на вопрос: последует ли апелляция? Но, судя по накалу страстей и твердому убеждению брокера в своей правоте, точку в деле ставить рано.

ЗАГАДОЧНАЯ ПОКУПКА

Безусловно, сам бизнес-джет, ставший причиной конфликта между ТАИФом и таможенным брокером, вызывает гораздо больший интерес, нежели судебный спор. Об этом приобретении крупнейшей непубличной татарстанской компании до сих пор не было известно широкой публике. Между тем, покупка не из дешевых: исходя из вышеназванной суммы таможенных платежей, следует, что самолет стоит почти 1,5 млрд. рублей, и это не включая 20% таможенных платежей (еще 300 млн. рублей). О том, что это за самолет и для чего он понадобился, в самом ТАИФе рассказывать не стали. Во всяком случае, на просьбу «БИЗНЕС Online» поведать детали спора с ЗАО "Ростэк-Татарстан", цену, модель и цель покупки самолета, пресс-секретарь компании Дмитрий Неманов ответил отказом.

Однако в тесном бизнес-пространстве Казани не стало большой трудностью выяснить, что речь идет о самолете "Челленджер" (Challenger 604), цена которого на рынке составляет примерно $50 млн. Дорогое приобретение было сделано еще в начале 2008 года.

Кстати говоря, случай ТАИФа – не уникален. Другие крупные бизнес-группы и корпорации республики также имеют свои самолеты – в частности, они есть у Татнефти, Казаньоргсинтеза, КАМАЗа. Причем, эта техника требует серьезных расходов на свое содержание и эксплуатацию – гораздо больших, чем стоит заказывать полеты на арендованных бизнес-джетах по мере необходимости. Но, может быть, кризис и финансовые трудности заставят топ-менеджмент татарстанских гигантов рациональнее относиться к тратам на подобные атрибуты большого бизнеса?

Лилия Хабибуллина