ПОСЛЕ СКАНДАЛОВ С БАНКАМИ И КЛИЕНТАМИ GM РЕШИЛ СМЕНИТЬ В АВТОГРАДЕ СВОЕГО ДИЛЕРА

В Набережных Челнах прекратил свою дилерскую деятельность филиал пермского "Машинного двора". Компания попала в ловушку, типичную в кризис для многих автодилеров, оказавшись между молотом и наковальней в виде судебных требований банков и претензий клиентов, не получивших ПТС на приобретенные автомобили. Ситуацией спешит воспользоваться новый игрок – петербургская компания РРТ.

КТО УШЕЛ?

Скандал вокруг "Машинного двора" разворачивается на протяжении уже нескольких месяцев. С 2005 года пермская компания вела политику активного развития в регионах (в частности, она была представлена в Набережных Челнах), доля инвестиционных кредитных ресурсов составляла 60%, собственных — 40%. Но с началом кризиса сразу несколько банков потребовали досрочного погашения кредитов и отказали компании в возобновлении кредитных линий.

 В июне Арбитражный суд Пермского края удовлетворил заявление ЗАО "ЮниКредитБанк" об аресте имущества "Машинного двора" и компании ООО "Автохолдинг". Претензии банка составляли более чем 83 млн. рублей - такова была задолженность по кредитному соглашению. При этом, по данным УралПолит.ру, суд арестовал по иску банка имущество, принадлежащее ООО "Машинный двор – Набережные Челны". В обоснование заявления банком было указано на неплатежеспособность и снижение объема оборотов по расчетным счетам ответчиков.

Взысканием более 348 млн. рублей через суд с автохолдинга "Машинный двор", по данным "Эксперта", занимался с апреля Росбанк.

Проблемы у "Машинного двора" в Челнах были не только с банками, но и с покупателями. Так, известны случаи, когда клиенты компании в течение длительного времени не могли получить на руки ПТС к купленным машинам. Один из таких случаев описывается на сайте КПРФ: жителю Азнакаева удалось добиться выдачи ПТС на "Шевроле Ниву" в челнинском "Машинном дворе" только после того, как в дело вмешался депутат Рафаил Нурутдинов. Документ, как выяснилось, полгода находился в залоге у МДМ банка.

Похожий случай произошел в Челнах с семьей Сагдиевых, купившей в челнинском "Машинном дворе" "Шевроле Лачетти" в ноябре 2008 года. Покупатели заплатили наличными 420 тыс. рублей, прошло два месяца, однако компания не спешила заключать основной договор, пишет "Российская газета". Еще через месяц терпение покупателя иссякло, и Сагдиев потребовал вернуть деньги. На что получил ответ: машина уже пришла, вот только ПТС на нее нет. При этом в российском представительстве GM заявили, что столичная компания получила все деньги за машины и даже переслала все документы в пермский "Машинный двор". В МД все объяснили тем, что часть оборотных средств привлекалась компанией на условиях залога товара - тех самых клиентских автомобилей. При этом документальным подтверждением залога являлись ПТС.

В итоге, после всех этих событий, в общем-то типичных для многих автодилеров в кризис, General Motors расторгла дилерский договор с челнинским "Машинным двором" - с 1 сентября он не действует.

КТО ПРИШЕЛ?

Нишу, которую старался в Челнах занять "Машинный двор", теперь намерен заполнить агрессивно развивающийся питерский холдинг РРТ. Как сообщает "Коммерсантъ. Волга-Урал", в открытие автоцентра в Челнах РРТ планируется вложить $7 млн. и окупить их всего за пять лет.

Протокол о намерениях по открытию в автограде в течение полугода дилерского центра был подписан еще 23 сентября – между РРТ и представительством GM в России. Сегодня холдингу предложены для покупки три уже готовых автоцентра. Но не исключено, что холдинг может построить новый дилерский центр, поскольку в собственности РРТ в Челнах есть земельный участок площадью в два гектара.

Автохолдинг РРТ имеет 13 автосалонов в семи городах России и продает автомобили таких марок, как Opel, Subaru, Honda, Chevrolet, Skoda, Nissan. В прошлом году было продано около 17 тыс. автомобилей, получена прибыль в 1,6 млрд. рублей. К 2010 году автохолдинг надеется продавать по 50 - 60 тыс. автомобилей в год, для чего будет увеличивать количество салонов в Санкт-Петербурге и других городах России. Первый шаг сделан в Набережных Челнах.

Напомним, что во время финансово-экономического кризиса продажи General Motors упали сразу на 60%. Он вынужден был пройти через процедуру банкротства, и в начале июля завершил реорганизацию. Теперь автоконцерн планирует к концу 2009 года увеличить производство на 60 тыс. авто и довести годовой объем до 535 тыс. легковых машин и легких грузовиков.

В Татарстане официальные дилеры GM – компании "КАН-Авто-1", "РРТ-Казань", "Делфо-авто", "Барс Авто", "ЕлазАвтоМаркет", "Арго", "Джемир Кама", "ТТС-Альметьевск".

Эксперты высказывают сомнения в том, что вложения в $7 млн. в открытие дилерского центра в Набережных Челнах, действительно, окупятся за пять лет, и называют другие сроки – до 20 лет.

Комментарий:

 

Тимур Валиуллин, коммерческий директор ТТС:

 

- В Набережных Челнах, к сожалению, проявления кризиса ощущаются сильнее, чем в других городах республики. Причина очевидна - Челны зависят от одного градообразующего предприятия КАМАЗ, у которого сейчас серьезные трудности. Если в прошлом году емкость автомобильного рынка Челнов оценивалась как 0,8% от общероссийских продаж, то в этом году около 0,5%. По поводу заявления РРТ, на основании цифр, я бы сделал следующие выводы. Если взять продажи Шевроле в России в августе (6,1 тыс. авто) и Опель (2,7 тыс. авто) и допустить, что дилер РРТ сможет сразу достичь в Челнах доли рынка 1% от российских продаж, то видно, что в этом году им вряд ли удастся превысить планку 85 а/м в месяц. Для выхода на объемы 250 авто в месяц в течение трех лет, продажи GM в России должны вырасти в три раза за 3 года. На мой взгляд, это слишком оптимистично. Помочь достижению амбициозных планов может только два фактора - бурный рост автомобильного рынка в России и одновременно более значительный рост продаж марок Опель и Шевроле (в т.ч. за счет увеличения объемов производства в России). Но пока нет ни одного прогноза аналитиков такого оптимистичного сценария развития автомобильного рынка в России.

На мой взгляд, продажи могут быть на уровне ста машин в месяц в следующем году. Далее все будет зависеть от состояния российской экономики. Но окупить семь миллионов долларов за 5 лет, по моему мнению, маловероятно. Скорее всего, срок окупаемости будет более 10 лет. Хотя, имея большой опыт работы с GM, РРТ наверняка составил бизнес-план.

БИЗНЕС Online