ДЕВЯТЬ ПРОЕКТОВ ИЗ ТАТАРСТАНА ПРЕДСТАВИЛИ СВОИ РАЗРАБОТКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОЕКТЕ ТЕХТУР

Ананасы, шампанское, лакеи в костюмах XVIII века, струнный квартет, исполняющий классику… Так в столице Татарстана вчера прошла презентация инвестпроектов в области информационных технологий. Роскошный прием по случаю приезда участников российского технологического тура состоялся в казанской ратуше. Поразительные для кризисного времени затраты организаторы мероприятия – руководители проекта "ТехТур" и инвестиционно-венчурного фонда РТ – объяснили присутствием дорогих в прямом случае гостей, представителей трех крупнейших венчурных фондов Европы.

АЛЬТЕРНАТИВА СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЕ

Второй российский Тех Тур так же, как и первый, проводится независимой организацией

ETT (The European Tech Tour Association), объединяющей игроков IT-индустрии. Ассоциация была основана в Женеве в 1998 на волне растущего интереса к IT-компаниям. За последние два года ТехТуры проходили в Израиле, Дании, Италии, Швейцарии, Норвегии (всего более 30 туров). Ассоциация представляет перспективные инновационные компании крупнейшим международным инвесторам и представителям ведущих IT-корпораций.

В этом году тур проходит в трех городах России: Москве, Казани и Томске. Выбор столицы Татарстана организаторы объяснили так:

- В 80-х годах, когда мы говорили о развитии IT-бизнеса, мы, в первую очередь, говорили о Силиконовой долине, Бостоне, - заметил, общаясь с журналистами, президент ассоциации European Tech Tour Свен Лингъярд. - Теперь компанию можно основать в любой стране. Для этого нужны инфраструктура, желание, квалифицированные специалисты – все это мы нашли в Татарстане.

Премьер-министр РТ  рассказал о инфраструктуре несколько подробнее: напомнил, что в республике в октябре откроется IT-парк, существуют электронные торговые площадки и т.д. При этом Рустам Миниханов отметил, что правительство ставит перед собой задачу ни много, ни мало превратить республику в лидера по развитию IT-индустрии в России.

В этом году заявку на участие в туре подавало около 200 компаний, жюри отобрало 25 для презентации. Среди них 9 так или иначе имеющих отношение к Татарстану, сообщил директор инвестиционно-венчурного фонда РТ Айнур Айдельдинов.

- Это IT-компания, компания-разработчик технологий в нефтехимии, есть проект по машиностроению и медицинской технике, - уточнил президент проекта "ТехТур" в России Константин Фокин. - Несколько компаний явно с глобальным потенциалом.

Сегодня они презентовали свои проекты потенциальным инвесторам. Результаты переговоров не оглашаются. К слову, семь участников предыдущего тура (2004 года) сумели привлечь $30 млн.

ТЫСЯЧА КЛИЕНТОВ ЗА ОДИН ГОД

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с руководителями одной из компаний, представляющих Татарстан - iiko, разработчиком комплексного программного обеспечения для ресторанного бизнеса. Компания в 2005 году задалась целью – автоматизировать все процессы в ресторанах, создав вместо восьми распространенных в то время программных продуктов, использующихся для отдельных операций, один интегрированный. В 2008 году iiko получила финансовую поддержку инвестиционно-венчурного фонда Татарстана, в результате чего компания превратилась из московской в казанскую. Как рассказал совладелец компании Давид Ян, в прошлом году казанский офис выпустил свой первый законченный продукт. За это время она набрала невероятную популярность - сегодня ее используют несколько сотен ресторанов в России, среди них крупные сети, такие, как Sbarro, Кофе Хауз и другие. Всего в России 20 тыс. ресторанов, в Европе и Америке гораздо больше. "Наша цель – к 2013 году завоевать 50 процентов российского рынка автоматизации и 5 процентов европейского, - говорит Янг. - Это позволит нам получать ежегодно 40 миллионов долларов дохода в России и 40-80 миллионов долларов за рубежом". 

О том, как iiko и IT-рынок переживают кризис, «БИЗНЕС Online» рассказал соучредитель компании Максим Нальский.

- Максим Борисович, какая часть работ компании выполняется в Татарстане?

- В Казани есть офис разработки и продаж. 40 процентов наших разработчиков сидят здесь, 60 процентов - в Москве.

- Где и как черпаете ценные кадры в области IT-технологий?

- Вы знаете, вообще лучший способ на самом деле – нетворкинг (установление  контактов), когда люди своих знакомых приводят, рекомендуют. Например, в Москве у нас большая команда. Однажды к нам пришел устраиваться парень из Казани. Потом, так сложилось, что мы создали здесь полноценный офис.

- Сколько инвестиционно-венчурный фонд Татарстана вложил в ваш проект?

- В 2008 году мы получили инвестиции в размере 3,7 миллиона долларов, или около 90 миллионов рублей.

- Чего вы ожидаете от презентации? Денег?

- Знаете, мы здесь уже познакомились с инвесторами. Вы могли видеть во время презентации, что у нас довольно большие цели. Сейчас мы денег особо не ищем, потому что существуем на собственные средства. Но когда начнется наша экспансия на другие рынки - зарубежные, понадобится поддержка. Года через два.

- Вы сказали, что вашими клиентами в числе прочих являются казанские рестораны. Как кризис изменил спрос на программное обеспечение?

- Конечно, повлиял на спрос. Продажи не остановились (мы ожидали худшего, если честно), но рост замедлился. Такого, чтобы люди вообще перестали ставить новые системы, нет.

Лилия Хабибуллина,
фото автора