Андрей Бондаренко
Андрей Бондаренко

«А ВОТ ТУРЕЦКИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ НЕ ПОСТРАДАЛ — ОН РАБОТАЕТ ПО ПРЕДОПЛАТЕ»

Прошло более недели после послания президента России Федеральному Собранию. Для кого-то это болтология, а для кого-то вектор развития государства на ближайшую перспективу. Говоря деловым языком, это бизнес-план государства на ближайшую перспективу. Исполнительская дисциплина посланий президента не 100%, а майское послание 2014 года вообще выполнено на 24%. Как бы то ни было, из тезисов послания президента превращаются в законы, инвестпрограммы и долгосрочную стратегию государства. Что меня как предпринимателя привлекло в послании, что насторожило, а что просто улыбнуло, спешу поделиться.

Цитата: «Но если кто-то думает, что, совершив подлое военное преступление, убийство наших людей, они отделаются помидорами или какими-то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются. Мы еще не раз напомним о том, что они сделали. И они еще не раз пожалеют о содеянном. Мы знаем при этом, что надо делать».

Дилерская компания из Набережных Челнов, получила от одного из государственных унитарных предприятий заказ на поставку мусоровоза на шасси «КАМАЗа». Надстройку для мусоровоза делают в Подмосковье, но часть технологического цикла производства выполняется в Турции. В частности, кузов варят в Турции, а всю остальную навеску производит завод в Подмосковье. С введением санкций досмотр таможенной службы к продукции, произведенной в Турции, стал особенным. Это отразилось в существенной задержке кузова на границе. Кто пострадал?

Пострадал конечный потребитель — унитарное предприятие, заказавшее для нужд города мусоровоз.

Пострадал дилер — субъект малого бизнеса. Он понес затраты, связанные со штрафными санкциями, прописанными в договоре за срыв сроков поставки. Плюс понесены серьезные репутационные потери.

Пострадал завод спецтехники, который производит данные мусоровозы. Теперь ему нужно перестраивать свою технологическую цепочку.

А вот турецкий производитель не пострадал — он работает по предоплате.

Конечно же, возникает вопрос: а почему бы производителю спецтехники в эпоху импортозамещения эти кузова не производить в РФ? Ответ прост: в РФ нет оборудования для производства такого качества кузова и его сварных элементов.

А почему бы заводу не купить такое оборудование и не производить самому? Во-первых, производители данного оборудования — это страны, которые ввели санкции. Но, допустим, мы нашли продавца данного оборудования, который согласится осуществить его поставку в РФ. Встает вторая проблема: а банки будут финансировать? Сейчас машиностроение в черном списке банкиров. Но, скажем, нашелся банк, готовый финансировать приобретение оборудования и даже под небольшой процент, скажем 13% годовых.

Если до этого мы анализировали проблемы, которые с трудом, но можно было решить, то теперь давайте рассмотрим макроэкономические проблемы, на которые завод-производитель не может влиять.

Для того, чтобы приобретение данного оборудования окупилось в течение пяти лет, нужно продавать не менее тысячи мусоровозов в год. А такого спроса в России нет.

Нет такого спроса и в Турции, но турки варят кузова для машиностроительных заводов Италии, Франции, Израиля и т. д. Это называется международной кооперацией или глобальным распределением труда, из которого наша страна изолируется. Поэтому цитата президента из того же послания «Именно сейчас определяются позиции стран в глобальном разделении труда на десятилетия вперед, и мы можем и обязаны занять место в числе лидеров» выглядит не более чем цитата.

Конечно, мы не могли не отреагировать «на удар в спину», со стороны Турции. Но там, где принимается любое политическое решение, гибнет чей-то бизнес. А что касается бизнеса с турецкими партнерами, то сотрудничество будет сходить на нет быстрыми темпами. Из Набережных Челнов рейсами турецкой авиакомпании «Атлас Джет» возвращаются на родину сотрудники строительных, текстильных, машиностроительных компаний. Думаю, и сама авиакомпания «Атлас Джет» прекратит полеты уже в первом квартале следующего года.

«КАМАЗ В ЯНВАРЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ ТРИ ДНЯ, А БАЗЫ НЕФТЯНИКОВ И ГАЗОВИКОВ ЗАБИТЫ ВАГОНЧИКАМИ»

Цитата: «Уже сегодня мы видим позитивные тенденции. Промышленное производство и курс национальной валюты в целом стабилизировались, наметилось снижение инфляции, по сравнению с 2014 годом мы фиксируем существенное сокращение оттока капитала».

У каждого свои лакмусовые бумажки состояния дел в экономике. Кто-то ориентируется на стоимость доллара, кто-то — на спрос легковых автомобилей. Лично я ориентируюсь на состояние дел в трех компаниях: КАМАЗ (реальная экономика), «Роснефть» (доходы от экспорта и налоги) и «Газпром» (то же что и «Роснефть», но еще и политика). Проблемы в этих компаниях тождественны проблемам во всей стране. Картина, которую вижу я, складывается из официальных источников и общения с представителями этих компаний. Так вот, нет спроса на продукцию и нет работы. КАМАЗ в январе будет работать три дня, а базы нефтяников и газовиков забиты вагончиками, в которых раньше вахтовались рабочие. Нет работы. О какой стабилизации производства речь?

На этой неделе, спустя пять дней после послания президента, мы явно увидели, что курс национальной валюты по-прежнему зависит от цены на нефть.

Что касается снижения инфляции, то это статистика за какой период? Если только за третий квартал, то возможно, а в целом, по некоторым данным, с начала года инфляция превысила 16%.

То, что сократился отток капитала, охотно верю. «Бычьи» инвестиции и инвестиции ушли из страны первыми. Кроме этого, страна не генерирует прибыль в том объеме, что раньше. А мы знаем, что заработанные деньги в РФ часто уводились за рубеж, чтобы потом через некоторое время вернуться оттуда в качестве уже иностранных инвестиций в российскую экономику.

Цитата: «Важно, что у нас есть успешные предприятия в промышленности, в сельском хозяйстве, в малом и среднем бизнесе. Задача — чтобы число таких компаний росло быстро и во всех отраслях. На достижение этой цели должны быть направлены наши программы импортозамещения и поддержки экспорта, технологического обновления производств и подготовки профессиональных кадров».

С одной стороны, это хорошо, что государство хочет развивать предпринимательство. С другой стороны, как бы «не залюбили» и эта поддержка не вышла «боком». На помощь и поддержку ориентируются слабые предприниматели. Сильные делают все сами и просят, чтобы им не мешали. Ведь предпринимательство расцветает не там, где выборочная поддержка, а там, где равные условия. Тот факт, что Набережные Челны станут территорией опережающего развития (ТОР), я воспринимаю положительно. Первопроходцами ТОРов стали субъекты Дальневосточного федерального округа. И, согласно статистике, динамика там положительная.

ТОР — это своего рода офшорная зона внутри России. Да есть обязательства по инвестированию капитала, он составляет 50 млн. за 10 лет, и обязательства по созданию рабочих мест. Взамен этого предоставляются налоговые льготы. Программа ТОР отлично накладывается на импортозамещение, «Лизинг-грант» и другие федеральные и республиканские программы.

А если говорить о комплексной поддержке предпринимательства, то начинать ее нужно с популяризации предпринимательской деятельности. К предпринимателям в России относятся как к барыгам, рвачам и т. д. На Западе к бизнесменам относятся как к «создателям ценности». Популяризацию предпринимательства в России было бы неплохо начать с включения в школьную программу изучения романа нашей соотечественницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».

А КАК ЖЕ «ПЛАТОН»?

Цитата: «Нужно учитывать, что ряд отраслей сейчас оказался в зоне риска. Это в первую очередь строительство, автомобилестроение, легкая промышленность, железнодорожное машиностроение. Для них правительство должно предложить специальные программы поддержки. Финансовые ресурсы для этого предусмотрены».

Не прошло и недели после послания президента, как сам президент дал поручение принять решение о недопущении на железнодорожные пути общего пользования вагонов, у которых истек срок службы, универсальных вагонов, прежде всего в том числе тех, срок службы которых продлевается с использованием имеющихся механизмов. То есть эксплуатация таких вагонов, даже если она продлена, не будет возможна. Подобное решение, конечно, загрузит производителей вагонов, но в то же время может привести:

1. К нехватке подвижного состава. Образуется дефицит, так как пик списания подвижного состава и так приходился на 2016 год.

2. К росту стоимости железнодорожных перевозок. Толкать стоимость вверх будет:

  • Дефицит вагонов;
  • Внедрение системы «Платон» спровоцирует рост тарифов автоперевозок. Железнодорожные тарифы учитывают стоимость доставки груза автотранспортом.
  • В себестоимости доставки будет «сидеть» стоимость нового вагона. Который, в свою очередь, приобретен будет по лизинговым схемам.

Учитывая оперативность принятия решения по железнодорожному машиностроению, думаю, мы можем ожидать продолжения программы утилизации автомобилей, собранных в России, или льготных схем приобретения автомобилей по лизинговым схемам.

Цитата: «При этом вновь хочу подчеркнуть: в предстоящие годы налоговые условия для бизнеса меняться не должны»

— А как же «Платон»?

«ГОРЕ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ДУМАЕТ ПРОДАТЬ КВАРТИРУ»

Цитата: «Подчеркну, роль правоохранительной, судебной системы состоит в том, чтобы оградить экономику, граждан от мошенничества и преступников и защитить права, собственность, достоинство всех, кто соблюдает закон, честно ведет свое дело».

В этом году регулятор отозвал лицензий у банков больше чем когда-либо. Банк, у которого отозвали лицензию, практически прекращает свое существование. Если физические лица еще как-то застрахованы в агентстве страхования вкладов , то юридические лица при отзыве лицензии у банка теряют не только деньги на расчетном счете, но еще и больше. При отзыве лицензии Пробизнесбанка я потерял 60 тысяч. А мой коллега по предпринимательскому цеху потерял 2 млн., да еще получил проблемы с законом. Дело в том, что покупатель ему перечислил деньги за самосвал, а тот не успел перечислить их на завод, и вся предоплата клиента сгорела в банке. Клиент подал в суд. Судебный процесс еще идет, но горе-предприниматель думает продать квартиру, чтобы рассчитаться с долгом. Надеюсь, данная инициатива президента защитит предпринимательское сообщество и моего приятеля.

В целом послание президента мне понравилось. Там есть лозунги, но есть и конкретика. Самым большим разочарованием для меня было то, что экономические преобразования опять поручают команде, которая до этого провалила экономические реформы. Видно, что президент не знает, что ему делать с элитой, которую он создал и которая частично противостоит ему. «Мы так не договаривались!» — все, что может он сказать.

Самая сильная цитата в президентском послании, которая лично мне внушает оптимизм, следующая: «Предлагаю сделать рост объемов несырьевого экспорта одним из ключевых показателей деятельности отраслевых ведомств, да и правительства в целом».

Следующая речь президента будет в мае, надеемся, что в ней будет краткое подведение итогов декабрьского послания и итоги будут положительными.

Андрей Бондаренко