В мэрии Челнов представили эскизное предложение по застройке «Орловского поля»

«МЫ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ВАРИАНТА СПАЛЬНОГО РАЙОНА, ПОТОМУ ЧТО СЧИТАЕМ, ЧТО ИХ ВРЕМЯ ПРОХОДИТ»

Эскизное предложение по планировке и застройке жилого района под предварительным рабочим названием «Орловское поле» рассмотрел и одобрил накануне вечером в мэрии Набережных Челнов градостроительный совет во главе с руководителем исполкома города Ринатом Абдуллиным.

«Сегодня мы планируем рассмотреть на заседании градсовета один из самых важных проектов — эскизные предложения по проекту планировки и застройки жилого района «Орловское поле». Наиль Гамбарович (Наиль Магдеев, мэр Челновприм. авт.) хотел тоже принять в нем участие, но из-за командировки опаздывает. Просил извиниться, хотя, может быть, и успеет. А если не успеет, то сами рассмотрим», — придал важности проекту с самого начала Абдуллин.

Важность проекта для Челнов действительно трудно переоценить. 73,5 га земли, которые в прошлом году выкупила у прежнего собственника ижевская строительная компания «Талан», находится в географическом центре Челнов и призвана соединить старую и новую части города воедино. На этой территории, как было заявлено вчера, компания планирует за 12 - 15 лет построить ни много ни мало 680 тыс. кв. м жилья, где будут жить, по прикидкам застройщика, почти 23 тыс. человек. А если застроить и примыкающие к участку «Талана» муниципальные земли, то, как предполагает инвестор, район будут населять примерно 35 тыс. жителей. Столько же живет, к примеру, в Бавлах. За 10 лет своей работы «Талан» сдал в Ижевске и Перми более 6 тыс. квартир и коттеджей, но проект в Челнах для компании самый масштабный.

Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить

Новый район, по замыслу авторов проекта, должен стать центром городской активности и притяжения для жителей города. Здесь будет предусмотрена не только жилая и коммерческая недвижимость, но и общественные зоны, и учебные заведения, в том числе 3 общеобразовательные школы, 11 детских садов, объекты социальной инфраструктуры, индустрии развлечений и т. д.

«Мы отказались от варианта спального района, потому что считаем, что их время проходит. Район будет многофункциональным — отводим большую часть на общественные и коммерческие зоны. Мы готовы привлекать сторонних инвесторов — для города будет интереснее, если территория будет плавиться в руках разных инвесторов и разных архитекторов в рамках единой концепции и проекта планировки», — заявлял в ходе урбанистистического семинара, проведенного июне этого года в Челнах, гендиректор «Талана» Константин Макаров. Инвестиции в проект в совокупности с дорожной, инженерной инфраструктурой и социальной средой он оценил примерно в 25 млрд. рублей.

Александр Дембич
Александр Дембич рассказал, что свой законченный вид, если все пойдет по намеченному плану, район получит к 2027 или к 2030 году

Отметим, что власти города с воодушевлением восприняли желание застройщика обсуждать проект застройки огромной и стратегически важной территории, что называется, «на нулевом цикле». Наиль Магдеев, лично принявший участие в том мероприятии, дал понять, что инвестор, «проповедующий открытое, внятное и четкое обсуждение с городским сообществом обустройство района, чтобы территория была удобна и для бизнеса, и для жителей», может заслуживать только всяческих похвал. Вместе с этим он пообещал, что готов в рамках освоения данной территории рассматривать с инвестором и варианты частно-государственного партнерства. Правда, его детали, если уже и обсуждены, пока так и не были обнародованы.

Жилой район, как рассказали вчера авторы проекта — Александр Дембич (директор ЗАО «Артпроект») и его архитектор Мария Латыпова — будет состоять из четырех микрорайонов. Они будут разделены между собой дорожными артериями и так называемым «зеленым каркасом» — парками, скверами и пешеходными зонами. Район, как утверждал проектировщик, будет хорошо обеспечен магистральной сетью, которая будет связана и с проспектом Мира, и с Первой автодорогой, и с улицами Королева, Хади Такташа и Низаметдинова. Общая площадь жилой застройки, как уже было сказано, составит 680 тыс. кв. метров. В основном это будут высотные дома, этажность некоторых из них будет достигать 21, 23 и 27 этажей. Строить район предполагается также в четыре этапа. И свой законченный вид, если все пойдет по намеченному плану, он получит к 2027 или к 2030 году. Но уже сейчас, как рассказали проектанты, они закладывают «европейскую» норму обеспеченности жильем исходя из того, что к 2030 году на каждого жителя города будет приходиться примерно по 30 кв. м жилья.

«ПОЧЕМУ МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ ИЗОГНУЛСЯ С НЕДОПУСТИМЫМ РАДИУСОМ?»

Генеральный план Набережных Челнов, утвержденный 10 лет назад, предполагал, что по территории, которая сегодня перешла в собственность «Талана», должна была пролегать автодорога, продолжающая Московский проспект и соединяющая Новый город с улицей Хади Такташа в поселке ЗЯБ. Вопросы пришедших на совет архитекторов к разработчикам планировки были связаны в основном как раз с тем, что представленный на эскизах проект дороги, пронизывающей район насквозь, отличается от того, что был заложен в генплане. Проспект, по мнению архитекторов, «изогнулся с недопустимым для городской магистрали радиусом». Однако причину позже пояснил Абдуллин: «Вы все знаете, что вокруг этой территории, сегодня не обустроенной практически, были хаотично построены гаражи, выделены участки под сады-огороды. Вопреки утвержденному генплану, земли были розданы под частный сектор, и сегодня проложить там дорогу, которая бы отвечала генплану, и очень сложно, и будет требовать очень больших затрат. Но эту территорию застраивать надо, в городе свободных земель больше нет, вы все это знаете. И под этот проект планировки, если мы его с вами примем, мы и других собственников будем заставлять жилье строить», — пообещал Абдуллин.

Сам же проект застройки архитекторы характеризовали в превосходных степенях. «Прекрасный проект. Давно мы не видели подобных, на мой взгляд, продуманных проектов районов, — начал хвалить представленные эскизы гендиректор УКС «Камгэсэнергострой» Альберт Петров. — Можно обсуждать, как соединять Московский проспект с ЗЯБью — напрямую или немножко его изогнув, но ведь, в принципе-то, вопрос решен. Мы ведь в последние 15 лет голову ломали над тем, как эту проблему вообще решить, а здесь она решается автоматически и достаточно разумно», — заявил Петров. Он высказал также пожелание авторам проекта повнимательнее изучить гидрогеологию в районе застройки. По его словам, на этой территории на протяжении последних 50 лет работали две нефтяных скважины. И «что они там накачали в недра, и что выкачали — неизвестно». Поэтому, дескать, во избежание проблем в дальнейшем геологам не мешало бы «копнуть поглубже».

Затем свою ложку дегтя внес председатель союза архитекторов города Рамиль Хайруллин, который вновь ополчился на частный сектор: «Мы подошли к этой территории не очень концептуально. Если мы рассматриваем осваиваемую «Таланом» территорию как жилую застройку, то и гаражи, и садовое товарищество «Юбилейный» оттуда нужно вытеснять. Они здесь не должны оставаться в будущем. Этот вопрос все равно рано или поздно встанет перед нами», — категорично заявил архитектор. Дембич ответил на критику Хайруллина тем, что рассчитывает, что территория садовых обществ со временем перерастет в территорию, где будет разрешено индивидуальное жилищное строительство, и люди будут здесь «капитально» строиться. Таким образом, территория о которой говорит глава союза архитекторов, «сама врастет в структуру района». Это же, по его мнению, в полной мере относится и к самой деревне Орловке, расположенной по соседству с территорией застройки. Она, по замыслу Дембича, со временем тоже станет частью района. А что касается гаражей, то, по его словам, со временем, они, конечно, будут снесены, а на их месте появятся автомобильные парковки. «Но сейчас заходить туда — это отложить надолго или похоронить реализацию этого проекта. Это совершенно недопустимо», — объяснил разработчик проекта.

В основном будут высотные дома, этажность некоторых из них будет достигать 21, 23 и 27 этажей

«Я считаю, что это один из лучших проектов, которые мы рассматривали на градостроительном совете. Очень досконально проработан, естественно, у нас, архитекторов, есть пожелания, которые в процессе работы проектировщики, думаю, учтут. Это ведь все лишь эскизный проект, поэтому считаю, что, однозначно, проект нужно одобрить», — высказал свое мнение архитектор Григор Аствацатрян. Остальные участники совета его поддержали.