«НАМНОГО ПРИЯТНЕЕ В РОССИИ ПОЛУЧАТЬ КАКИЕ-ТО НАГРАДЫ»

— Аида, поздравляем вас с победой в номинации «Лучшая исполнительница оперной музыки» на «Первой российской национальной музыкальной премии»! Конечно, хочется спросить о ваших впечатлениях, эмоциях после получения этой награды.

— Спасибо! Ох, день такой длинный, так много уже всего произошло. Мне поздно ночью мама написала, до этого ничего известно не было. На самом деле для меня это было большим сюрпризом, конечно. Такие большие оперные дивы рядом (в номинации «Лучшая исполнительница оперной музыки» также были представлены Хибла Герзмава, Мария Гулегина, Любовь Казарновская, а Анна Нетребко в последний момент сняла свою кандидатуруприм. ред.), с которыми мы дружим, которых я очень уважаю. Ночью мама написала сообщение, разбудила меня. Я, конечно, очень обрадовалась. Потом долго не могла уснуть. Буквально через два часа меня опять разбудили. Также мама позвонила: «Давай быстрее, быстрее записывай видео!» Записали видеообращение к церемонии.

Но это все, знаете... Вчера был концерт замечательный в Нью-Йорке в Madison Square Garden с Рене Флеминг и Андреа Бочелли. Очень поздно закончился. Очень успешный концерт. Обычно артист все равно уставший, все-таки более 13 тысяч зрителей. Ты тратишь очень много энергии. Но я очень бодро встала сегодня и записала это видео с огромной радостью. Так приятно! Намного приятнее в России получать какие-то награды. Значит, твоя страна тебя ценит и любит, поклонники-соотечественники любят. Это здорово!

Вы сейчас находитесь в Нью-Йорке и продолжаете участие в туре Андреа Бочелли?

— Да, будем здесь, в США, до 15 декабря.

— Эти концерты похожи на проект «Хворостовский и друзья», в котором вы также принимали участие. Или концепция турне Бочелли несколько иная?

— Да, формат примерно такой же. Просто у Димы Хворостовского ставка сделана больше на оперу. А Андреа только выпустил альбом Cinema — это все знаменитые саундтреки к фильмам. Очень красиво! Например, то, что пел Фрэнк Синатра, — «Нью-Йорк, Нью-Йорк» — это действительно классика.

В первой части концерта были оперные арии и дуэты. Мы спели дуэт из «Риголетто», я спела Je Veux Vivre — вальс Джульетты из оперы Гуно, Андреа пел с Рене Флеминг дуэты из опер «Богема» и «Травиата». Во второй части были те самые саундтреки. Но это уже такая классика...

— И насколько вам сейчас близок такой музыкальный жанр, как кроссовер?

— А я не пела на этот раз кроссовер, выступала только с оперными ариями.

«НУЖНО ПОДОЖДАТЬ, ДЛЯ ОПЕРЫ Я ЕЩЕ ДОСТАТОЧНО МОЛОДАЯ»

— Наверняка сейчас, во время турне по США, вы еще и стараетесь познакомиться и наладить контакты с лучшими американскими оперными театрами, с их интендантами?

— Вы знаете, нет, американские театры и интенданты меня знают. Еще с момента участия в конкурсе Пласидо Доминго Operalia. Из Метрополитен Опера интендант приезжал в Вену меня послушать, устраивал прослушивание. Но нужно подождать, для оперы я еще достаточно молодая (смеется).

Конечно, у меня были здесь очень хорошие и плодотворные встречи, например, с президентом дочерней компании Universal Music. В Европе меня Universal знает, в Америке знает понаслышке, мы с ними ни разу не встречались лично. Была пару дней назад эта встреча, очень хорошо прошла. Мы друг друга полюбили, друг друга поняли, они загорелись желанием меня пригласить, продавать мой будущий сольный альбом, дай бог.

На самом деле ни один день в США не проходил впустую, все дни были заняты — что до концерта, что после. После концерта в Лас-Вегасе мы через два часа приехали к Бочелли в гости. Меня пригласила его семья, сидели с его мамой, пили чай в домашней обстановке, он мне такие слова добрые говорил.

— Итальянский тенор сейчас постоянно живет в Америке или все его семейство прилетело специально с Апеннин?

— Конечно, он живет в Италии, приезжает сюда, чтобы петь... И после этого через два часа я была уже в самолете. Летели мы в Нью-Йорк, остальные артисты летели только через два дня, а мне уже нужно было вечером там быть. Три дня у меня были фотосессии, два дня — встречи, на третий день — концерт. В день концерта я, конечно, стараюсь только отдыхать и готовиться.

«Американские театры и интенданты меня знают еще с момента участия в конкурсе Пласидо Доминго Operalia»
«Американские театры и интенданты меня знают еще с момента участия в конкурсе Пласидо Доминго Operalia»

— Вообще, о вас многие говорят как о настоящем трудоголике, например Игорь Крутой в интервью «БИЗНЕС Online». Неужели вообще не устаете от работы?

— Конечно, устаю. Но для отдыха есть ночь. Я такой же человек, как остальные, у меня тоже иногда наступает лень, это нормально. Главное — иметь силы и желание с ней бороться. Когда не бывает мотивации, это самое ужасное время. А сейчас прямо какой-то прилив энергии, так хочется побольше успеть сделать и поработать. После концерта в Лас-Вегасе спала всего полтора часа. Потом в Нью-Йорке все было расписано по минутам. И я была такая бодрая, даже не чувствовалась эта усталость. Вот сейчас после разговора с вами поеду на встречу с моими нью-йоркскими подругами.

— Кто это, если не секрет?

— Вечером у меня будет встреча с моим коучем по вокалу, с которой я не виделась четыре года. Очень хочу ее скорее увидеть, она замечательный человек. До этого мы должны встретиться с еще одной дамой из ювелирной компании Jacob&Co. Потом еще с одной подругой, не буду вам всех называть (улыбается).

Картина Стивена Фрирза с Мэрил Стрип в главной роли - это биографический фильм о Флоренс Фостер Дженкинс - оперной певице, которая никогда не имела голоса, слуха, но собирала огромные залы
Картина Стивена Фрирза с Мэрил Стрип в главной роли — это биографический фильм о Флоренс Фостер Дженкинс, оперной певице, никогда не имевшей ни голоса, ни слуха, но собиравшей огромные залы

«ХОТЕЛОСЬ БЫ ОПЕРНЫЙ ЖАНР ВЫВЕСТИ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ»

— Вы говорите о важности мотивации в любом деле. Какую цель вы сейчас перед собой ставите — это совершенствование в профессии или перед вами стоят какие-то совершенно конкретные задачи?

— Не хотелось бы, конечно, всего раскрывать, но есть цель, которую я обсуждаю со своими агентами и звукозаписывающей компании. Все-таки хотелось бы оперный жанр вывести на новый уровень. Даже в Америке говорят, что опера умирает, а альбомы распродаются очень плохо. А я говорю: давайте освежим оперу, покажем, что и молодые, модные, спортивные, ухаживающие за собой девушки поют оперу и делают это хорошо! Возможно, что таким образом мы привьем любовь к великому оперному искусству.

Тот же театр. Летом, например, у меня есть идея приехать в Нью-Йорк и поучиться актерскому мастерству, я очень этого хочу. Мы уже нашли педагога, с которым будем заниматься, он работает и с голливудскими актерами, например с Николь Кидман.

— Актерское мастерство должно вам помочь на оперных подмостках или у вас самые серьезные планы относительно кинокарьеры?

— Актерское мастерство нужно любому человеку, работающему на сцене. Во-первых, конечно, в опере очень помогает. Хотя не могу назвать себя плохой актрисой — достаточно хорошие рецензии выходят о моей игре в венских газетах, о работах в Мариинском театре. Но актерское мастерство никогда не помешает, например, я научилась заполнять паузы. На оперной сцене читают жесты, а в кино уже нужно показать эмоции, настроение, мелкие жесты, мимику, взгляд. И это помогает расслабиться во время интервью. Ну и в кино, конечно.

Лили Понс
Лили Понс

— Совсем скоро мы будем свидетелями вашего кинодебюта. Это случится в фильме знаменитого англичанина режиссера «Королевы» и «Филомены» Стивена Фрирза «Флоренс Фостер Дженкинс» с Мэрил Стрип в главной роли. Расскажите об этой картине.

— Это биографический фильм о Флоренс Фостер Дженкинс. Это оперная певица, которая известна тем, что никогда не имела голоса, слуха, у нее отсутствовало чувство ритма. И ее бедному пианисту с ней было очень тяжко, приходилось под нее подстраиваться. Но она собирала огромные залы, которые иногда даже большим звездам, великолепным певицам не удавалось собрать.

— Какую роль вы играете в этой картине?

— Я играю оперную диву, которая умеет петь (смеется).

— Это ее соперница по фильму?

— Нет, вообще, фильм этот автобиографический, соответственно, все персонажи абсолютно реальные. Флоренс Фостер Дженкинс начала петь очень поздно, свой первый альбом записала чуть ли не в 70 лет. Она пришла в «Карнеги-холл», это был концерт Лили Понс, которую я играю. И на этом концерте моей героини Флоренс поняла, что хочет стать оперной певицей. Лили Понс исполняла арию Bell Song («Песня колокольчиков») из оперы «Лакме».

— Как и где проходили съемки картины, какие ваши впечатления от общения с такой звездой, как Мэрил Стрип?

— Съемки проходили в Лондоне, но все стилизовано под Нью-Йорк 1920-х годов. На съемочной площадке все находились уже в 7 - 8 утра, съемки начинались очень рано.

А Мэрил Стрип великолепна! У нее такая сильная энергетика, такие добрые глаза. Мы с ней обнялись в самый первый день, когда я только пришла на съемочную площадку. Я посидела в кресле режиссера, понаблюдала. Мне Стивен Фрирз по-дружески разрешил занять его место. Конечно, это волшебно!

«ИЗ МАРИИНКИ МНЕ ЗВОНЯТ ПОСТОЯННО, ПРЕДЛАГАЮТ САМОЙ ВЫБИРАТЬ ВРЕМЯ И ДАТУ»

— Конечно, хотелось бы узнать про ваши творческие планы. Они связаны только с Венской государственной оперой? Или вас можно будет услышать и в других театрах, например в Мариинке, где в прошлом сезоне у вас было две премьеры — «Война и мир» и «Золотой петушок»?

— Из Мариинки мне звонят постоянно, предлагают самой выбирать время и дату, когда удобно приехать, — «Война и мир», «Риголетто», «Любовный напиток». Но, к сожалению, пока совсем не получается по времени.

Сейчас, по возвращении из Америки, буду готовиться к премьере новой оперы в Вене. Это «Три сестры» венгерского композитора Петера Этвеша по пьесе Чехова. Опера будет исполняться на русском языке, я пою партию одной из сестер — Ирины. Репетиции у нас начнутся в начале января, премьера будет в начале марта. Потом у меня будет дебют в партии Норины в «Дон Паскуале» — это тоже будет в Венской опере.

В 2016 году я должна выступить в Турине. А Туринская опера считается сейчас посерьезнее, чем Ла Скала, — это партия Мюзетты в опере «Богема» с маэстро Джанандреа Нозеда. Это очень хороший и очень известный дирижер, с которым я давно хотела поработать. Потом опять несколько спектаклей у меня будет в Вене — это «Любовный напиток», «Риголетто». В апреле или в мае буду исполнять партию Джульетты в «Ромео и Джульетте» Гуно. Хуан Диего Флорес исполнит партию Ромео, а дирижировать пригласили Пласидо Доминго.

— Да, имена впечатляют! А какие-то есть еще более долгосрочные планы?

— Да, в 2017 году в мае меня пригласила Парижская опера на заглавную партию в «Снегурочке» Римского-Корсакова. Два месяца будет идти постановка, всего запланировано восемь спектаклей. А на 2018-й Венская опера уже заключила со мной контракт на «Травиату». Я буду петь Виолетту Валери, а Пласидо Доминго — Жоржа Жермона.

«UNIVERSAL MUSIC ВОЗЛАГАЕТ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ НА ЭТОТ АЛЬБОМ»

— Как обстоит дело с вашим сольным альбомом?

— Работа над альбомом сейчас идет, они готовят промоушен. Ближе к лету, видимо, сдвигается его выход, потому что мы решили записать еще один дуэт со звездным тенором — либо с Роландо Виллазоном, либо с Хуаном Диего Флоресом. Пока мы думаем.

— Это будут оперные хиты или у альбома другая концепция?

— Изначально планировалось, что это будет русский альбом, романсы и арии русских композиторов: Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. И обе арии Шемаханской царицы, и вокализ Рахманинова. Будут и некоторые российские эстрадные хиты, например сочинения Пахмутовой.

Сейчас мы все-таки решили, что нужен большой промоушен. Потому что, например, Universal Music возлагает большие надежды на этот альбом. Они хотят быть уверены, что это будет просто бестселлер. Хотя я прихожу и стучу ножками, конечно, с улыбкой (смеется), но они говорят: подожди, все самое хорошее не делается очень быстро. Запишем этот дуэт и еще саундтрек из фильма «Флоренс Фостер Дженкинс» возьмем. Хотим на него снять клип.

— Ваш график расписан уже до 2018 года, когда же в нем найдется место и для Казани?

Я бы с удовольствием, но это не только от меня зависит. Должно быть приглашение, инициатива должна идти от театров, от дирижеров. И пока действительно очень плотный график. Венская опера не отпустила меня даже выступить перед английской королевой. Хотя было приглашение в Букингемский дворец единственной певице выступить там с 15-минутной программой, но не отпустили. Сказали, что я им самим нужна.