У Гаяра Нуриманова, который иронично называет себя «рыбным барыгой», нет профессионального режиссерского образования, зато есть большая любовь к кино
У Гаяра Нуриманова, который иронично называет себя икорным барыгой, нет профессионального режиссерского образования, зато есть большая любовь к кино

«НАДО РАБОТАТЬ НЕМНОГО В ГОЛЛИВУДСКОМ ШАБЛОНЕ»

«На что ты готов ради спасения своей семьи?» — такой вопрос начинающий режиссер Гаяр Нуриманов задает себе и зрителям своего дебютного полнометражного фильма «Мәхәббәт — ул йөрәк эше» («Любовь — это дело сердца»). По его словам, картина стала первым татарским фильмом, снятым в Москве и ориентированным на русскоязычную аудиторию в категории 16+. Работа над лентой длилась три года на личные средства самого режиссера, который выступил также и продюсером, и автором сценария.

У Гаяра, который иронично называет себя икорным барыгой, нет профессионального режиссерского образования, зато есть большая любовь к кино, особенно к голливудскому, которое стало для него учебным пособием. «Я с детства влюбился в кино, — признается режиссер. — Я люблю и наше российское кино, но больше смотрю голливудское. И у нас есть прекрасные фильмы. Но до Голливуда нам далеко. Все равно надо работать немного в голливудском шаблоне. На этот шаблон Голливуд подсадил нашего зрителя. Без этого шаблона никак. Я не говорю, что копирую Голливуд, я им благодарен, что они мне показали, как надо снимать, чтобы народ шел. Я воспользовался их опытом в своих интересах».

Фильм «Любовь — это дело сердца» стал своего рода Голливудом по-татарски, который соединил в себе и романтику, и любовь, и экшн
Фильм «Любовь — это дело сердца» стал своего рода Голливудом по-татарски, который соединил в себе и романтику, и любовь, и экшен

Фильм «Любовь — это дело сердца» стал своего рода Голливудом по-татарски, который соединил в себе и романтику, и любовь, и экшен. По словам Нуриманова, лента основана на реальных событиях. «Это частично опыт одного моего близкого человека. Я передал смысл, воспользовался историей. Некоторые моменты были добавлены в кино, что-то изменили, добавили от себя. Эта история реальная, она могла произойти», — отмечает режиссер. Сюжет построен на рассказе о жизни обычной татарской семьи Алии, Дамира и их дочери Адили. Счастливая жизнь обрывается, когда Алие сообщают о том, что ее муж погиб в автокатастрофе. Однажды она находит странное письмо, которое наводит ее на мысль, что смерть мужа неслучайна, возможно, Дамир и вовсе жив. Тогда Алия решает начать свое собственное расследование...

Главная идея, которую Нуриманов пытается донести до зрителя, пусть и прибегая к голливудской мишуре, более тонкая и вечная — семейные ценности. «Я вынашивал эту идею всю свою жизнь и хочу донести ее до широкой аудитории. Как же мы иногда бываем так слепы, что наносим самые тяжелые раны своим близким и теряем их. Мой фильм посвящен теме спасения и сохранения таких простых вещей, как семейные ценности», — заверяет режиссер.

«КОГДА Я ПЕРЕЖИВАЛА ЕЕ ЭМОЦИИ, Я ПЛАКАЛА ПО-НАСТОЯЩЕМУ»

Работа над картиной началась в 2012 году, когда Гаяр снял одноименную короткометражку, где он сам по-татарски рассказывал о любви, иллюстрируя небольшими видеосюжетами, в которых сыграли нынешние главные герои Римма Аллямова и Тимур Хамитов. В том же году — 16 сентября 2012-го — совместно со студией Kazan Club Media приступили в Мытищах к съемкам фильма, которые завершились спустя год. Еще два года потребовалось, чтобы смонтировать ленту. «Снимать кино — это дело нелегкое. Самое сложное — воплощать задумки режиссера, переводить их в картинку», — отмечает оператор Арслан Ганеев.

Съемки проходили по выходным дням, когда и режиссер, и актеры были свободны от свей обычной будничной деятельности. «Мы пробовали, мы ошибались, мы собственными силами снимали кино, сцену за сценой. Была возможность — мы снимали кино, не было — мы ждали», — вспоминает Нуриманов. Как для него, так и для актеров работа в кинематографе стала дебютом. «Это был мой первый опыт, — рассказывает Аллямова, сыгравшая роль Алии, а в обычной жизни занимающаяся дизайном женской одежды. — Я занималась только в драматическом кружке в школе. Но мне было несложно сыграть главную героиню, получилось вжиться в роль, потому что моя главная героиня по характеру не сильно отличается от меня. Самый сложный момент — отыграть на пять с плюсом все драматические сцены. Надо было отыграть боль, которую испытывает главная героиня. Как мне кажется, мне это удалось. Когда я переживала ее эмоции, я плакала по-настоящему».

«Мой фильм посвящен теме спасения и сохранения таких простых вещей, как семейные ценности»
«Мой фильм посвящен теме спасения и сохранения таких простых вещей, как семейные ценности»

Ее киношному супругу актерская игра давалась сложнее. «Мне далось это тяжело, хотя я все детство мечтал сниматься в кино. Мне казалось, что это очень легкая и непринужденная профессия. Это тоже первый опыт. Было тяжело, хотя и весело», — продолжает Хамитов. А вот Марьям Салахова, игравшая Адилю, отныне мечтает стать не только гимнасткой, но и актрисой. Ее Нуриманов отобрал среди 50 девочек-учениц татарской школы им. Мусы Джалиля, а уже потом выяснил, что Марьям приходится ему двоюродной племянницей. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» режиссер, отбор актеров был неслучаен. «С Риммой мы и родственники, и с одного села Сафажай в Нижегородской области. Динара Алимова, сыгравшая антигероиню, тоже оттуда, мы знакомы», — поясняет Нуриманов. Конечно, он приглашал и известных татарских актеров, фамилии которых отказался называть, но их, видимо, не прельстила работа с режиссером-любителем. Из известных татарской публике деятелей в съемках принял участие только диджей и организатор татарских вечеринок «Яратам» Радик Яруллин, который сыграл самого себя и стал героем второй любовной сюжетной линии.

Над музыкой для фильма трудилась группа «Шурале». «Гаяр сразу поставил условие, что музыка должна быть из Голливуда», — признается барабанщик коллектива Виталий Савельев. Но так как «Шурале» все-таки не обладает возможностями настоящих оркестров, пришлось проявить смекалку. «Мы оставили живые инструменты: баян, флейта, гитара, барабаны — и добавили оркестровые семплы. Получилось достаточно самобытно. Мы не подражали Голливуду», — вспоминает гитарист Марат Галимов. По мнению Нуриманова, музыка должна была соединить в себе и Восток, и Запад и обязательно иметь татарский мотив. Кстати, слова для саундтрека «Мәхәббәт — ул йөрәк эше» написал сам режиссер.

Казанские зрители смогут оценить картину в марте 2016 года
Казанские зрители смогут оценить картину в марте 2016 года

«Я ХОЧУ ПОРАБОТАТЬ В СТИЛЕ ТАРАНТИНО»

Естественно, съемки фильма требуют не только вдохновения и желания, но и финансов, причем немалых. «Бюджет фильма не голливудский и не российский. Несколько миллионов рублей. Точного подсчета я не вел», — скромничает Нуриманов.

«Любовь — это дело сердца» выйдет в прокат 24 февраля. Премьера состоится в московском кинотеатре «Космос», а уже потом фильм покажут в Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Самаре, Челябинске и других городах. Как удалось выяснить корреспонденту «БИЗНЕС Online», казанские зрители смогут оценить картину в марте. Если фильм будет успешен, то Нуриманов готов продолжить съемки. Только в следующий раз он планирует получить финансирование от фонда кино на картину в стиле Квентина Тарантино при участии актеров-профессионалов. «Это будет российское кино с этническим компонентом. Жанр — триллер. Я хочу поработать в стиле Тарантино. Я хочу взять Марата Башарова, Чулпан Хаматову, Малику Разакову, Тимати. Это фильм будет на основе Тарантино и «Бойцовского клуба». Хочу показать фильм о шизофрении, о банде 90-х с татарским акцентом, чтобы была банда, возглавляемая одной героиней. Я фантазирую сейчас об этом», — мечтает Нуриманов.