Центр современной культуры «Смена» подготовил для казанцев выставку «Кинотеатр повторного фильма»
Центр современной культуры «Смена» подготовил для казанцев выставку «Кинотеатр повторного фильма»

ПАНОРАМА СОВЕТСКОЙ ЖИЗНИ

Помимо книжного фестиваля, который откроется в «Смене» завтра, центр современной культуры подготовил для казанцев еще одно мероприятие — выставку «Кинотеатр повторного фильма». Это коллективный проект 7 художников: Ирины Кориной, дважды лауреата крупных художественных премий — «Соратника» и «Инновации»; художника и теоретика искусства Дмитрия Гутова; лауреата премии Кандинского Таисии Коротковой; участницы российских и международных биеннале Александры Паперно; основателя некрореализма и российского «параллельного кино» Евгения Юфита, дочери известного актера Натальи Вициной. Также среди участников — уроженка Бугульмы, молодая художница Светлана Шуваева.

У проекта есть общая тема «повторного фильма», советского культурного феномена, через которую художники разными путями и пришли к общей теме. На первый план выходят личная память, пересмотр панорамы собственной жизни. До Казани выставку оценили в Москве на 6-й биеннале современного искусства. Интересно, что она проходила в «Круговой панораме» — советском модернистском проекте и единственном сохранившемся в мире полнопанорамном кинотеатре, где для демонстрации фильмов используются 11 экранов.

Ранее выставка проходила в «Круговой панораме» — советском модернистском проекте и единственным сохранившемся в мире полнопонарамном кинотеатре
Ранее выставка проходила в «Круговой панораме» — советском модернистском проекте и единственным сохранившемся в мире полнопанорамном кинотеатре

Перед открытием выставки «БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов одной из ее авторов — Светлане Шуваевой.

— Светлана, расскажите о своем месте в «Кинотеатре повторного фильма».

— Мой проект называется «Маргаритки», я начала его делать, когда жила и училась в Самаре, фотографировала грубые уличные надписи на стенах — мат, всю злость и агрессию города. Неожиданно пришла идея сделать из более визуально интересных фотографий коллаж, сложить их в орнамент. Мне понравился результат, и я стала фантазировать, на чем получившийся рисунок можно напечатать. В то время я была очарована фильмом Веры Хитиловой «Маргаритки», в котором две главные героини беспечно дрейфуют по городу, создавая провокационные ситуации в общественных местах. В фильме вызывающее поведение девушек играет на контрасте с их внешним видом — миловидные девчонки в трогательных платьишках наводят разрушительный хаос везде, где бы они ни находились. Возможно, благодаря этому фильму меня захватила тема города и одежды, в частности платья, и я решила напечатать придуманные орнаменты на ткани и что-то из нее сшить.

Фасон платья был решен довольно просто — за основу я взяла крой типичного советского женского платья, с которым я была знакома в основном по маминому шкафу. Я сделала множество эскизов и коллажей, нашла место, где можно напечатать ткань, отыскала в Самаре замечательную швею Нину Петровну, вместе с которой мы на протяжении года разрабатывали и реализовывали мои эскизы. Орнамент на платье очень мелкий — надписи практически нечитаемые, если перед вами будет сидеть человек в платье или рубашке из этой ткани, вы вряд ли заметите скрытое в нем высказывание. Вообще, я думаю, эта идея агрессивности, спрятанная за приятной оболочкой, довольно точно отражает мой характер.

Светлана Шуваева: «Меня захватила тема города и одежды, в частности платья, и я решила напечатать придуманные орнаменты на ткани и что-то из нее сшить»
Светлана Шуваева: «Меня захватила тема города и одежды, в частности платья, и я решила напечатать придуманные орнаменты на ткани и что-то из нее сшить»

— А какая связь с общей идеей проекта, ведь он посвящен переосмыслению советского?

— Как я уже сказала, своей формой мои платья обязаны найденной в маминых шкафах одежде советских времен. Я любила смотреть и перебирать ее платья, они висели на вешалке как сброшенная когда-то чудесная кожа. Мама их уже не носила, это была середина 90-х, и я не понимала почему, на мой взгляд, они были гораздо лучше ее новых костюмов. Многие люди говорят, что мой проект напоминает работы русских авангардисток — Варвары Степановой или Любови Поповой. Возможно, на подсознательном уровне это имело место, так как период 20 - 30-х в русском искусстве для меня наиболее интересен, но сознательно я эти связи не выстраивала.

— Вы делали его специально к выставке?

— Нет, этим проектом я занималась отдельно года три. И однажды, на праздновании дня рождения художника Ивана Бражкина, я познакомилась с Александрой Паперно, одной из кураторов выставки. Саша попросила показать мои работы. У меня тогда был с собой айпад, и я показала ей некоторые работы, среди них она увидела «Маргаритки» и предложила участвовать в коллективной выставке, над которой она в тот момент работала, — «Кинотеатр повторного фильма».

Светлана Шуваева - уроженка Бугульмы
Светлана Шуваева — уроженка Бугульмы (фото Анны Быковой)

ОТ БАРЬЕРОВ НИКУДА НЕ ДЕТЬСЯ

— Есть ли еще какие-то темы, которые вам интересны?

— Их очень много. Если посмотреть на мои работы, то может показаться, что это все делали разные художники. Я не выбираю темы, в разные периоды жизни меня интересуют разные вещи, по поводу которых мне хочется высказаться тем или иным способом, иногда это может остаться только в форме текста.

— Расскажите немного о себе, где вы родились, почему решили переехать в Самару?

— Я родилась в Бугульме, где училась до 11-го класса, который в итоге окончила в Самаре. Туда переехала, чтобы посещать курсы архитектурного института, в который я в итоге поступила, проучилась в нем 6,5 лет и защитила диплом.

— В Самаре есть художественная сцена?

— Конечно, есть. В какой-то момент, курсе на третьем-четвертом, я познакомилась с художником Володей Логутовым, который делал школу современного искусства. В то время эту школу посещали несколько самарских художников, многие из которых на данный момент и составляют костяк самарской художественной среды. Когда я окончила институт, поняла, что в Самаре мне уже не интересно, переехала в Москву, потому что жизнь там более событийная и насыщенная. В принципе, я люблю переезжать — и из Москвы бы уже переехала, не думаю, что проживу в ней всю жизнь.

«Это естественно, что не каждый может проникнуться искусством и по-настоящему погрузиться в него, и это совсем не страшно»
«Это естественно, что не каждый может проникнуться искусством и по-настоящему погрузиться в него, и это совсем не страшно» (фото Анны Быковой)

— Вы участвовали в Уральской биеннале, где один из кураторов сказал, что их задача — преодолеть барьеры между художником и зрителем. С чем связаны эти барьеры?

— Я могу только сказать, что эти барьеры не представляют для меня особого интереса. Считаю, что от этих барьеров никуда не деться — они были и будут всегда. Воспринимаю это спокойно и не ставлю перед собой задачу по их преодолению. Это естественно, что не каждый может проникнуться искусством и по-настоящему погрузиться в него, и это совсем не страшно. Если кто-то хочет с этим бороться — пожалуйста, я — нет.

— Каково состояние современного искусства в России?

— Думаю, что печальное, но не нужно по этому поводу расстраиваться и печалиться, нужно что-то делать, экспериментировать, ошибаться и искать новое.