Нажмите, чтобы увеличить

«МРАЧНО, МРАЧНЕЕ, ЕЩЕ МРАЧНЕЕ»

Турецко-российский кризис вот уже неделю, с момента гибели отечественного бомбардировщика Су-24, в центре внимания мировых СМИ. За это время президент РФ Владимир Путин дважды отказывался от телефонного разговора с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Личная встреча глав двух государств на климатическом саммите в Париже также не состоялась. Эти новости, а также информация о российских санкциях доминировали в турецкой прессе и обросли домыслами. Однако тема российско-турецких отношений не стала однозначно главной в местных медиа.

Больше внимания СМИ уделили двум другим событиям. Первое — арест журналистов либеральной газеты Cumhuriyet Кана Дундара и Эрдема Гуля. Власти подозревают их в шпионаже и раскрытии государственных тайн после публикации статьи о перехвате груза с оружием и патронами для боевиков в Сирии, воюющих против режима Башара Асада. В материале утверждалось, что поставки организовали спецслужбы Турции. Другая тема — убийство юриста Тахира Эльчи, выступавшего в защиту прав курдов. Он погиб в субботу, попав под огонь между группой вооруженных курдов и полицейскими. Протестуя против убийства Эльчи, вечером в субботу более тысячи горожан вышли на улицы Стамбула. Для разгона демонстрантов полиция применила слезоточивый газ и водомет.

Нажмите, чтобы увеличить

Что касается российско-турецких отношений, то газеты обращают внимание на то, что ситуация между двумя странами становится «более запутанной». Колумнист правоцентристской газеты Hurriyet Нурай Мерт в тексте «Мрачно, мрачнее, еще мрачнее» вспоминает последние события и отмечает, что Турция как будто попала в черную полосу.

«24 ноября стало известно, что Турция сбила российский самолет. Казалось, что это мрачный день — мы пытались понять, как это случилось, вперемешку с боязнью начала войны. Что беспокоило еще больше — правительство и президент ликовали, а государственные издания вторили им заголовками о том, что страна показала свою мощь. Все дошло до того, что президенту пришлось дать понять, что сбитый Су-24 — это не повод для радости. Потом он [Эрдоган] и его партия попытались отступить от своей позиции, но без толку. Теперь страна находится в напряженных отношениях с Россией». Однако, по мнению автора колонки, худшее еще может быть впереди.

Нажмите, чтобы увеличить

Государственные издания спустя неделю действительно стали публиковать более уравновешенные тексты. Заголовков вроде «Эрдоган уничтожил харизму Путина», которые можно было увидеть буквально несколько дней назад, в местных медиа теперь почти нет. Однако претензии к России в колонках есть.

«Кризис между Турцией и Россией достиг своего пика, когда Москва объявила о введении санкций против Анкары, — пишет обозреватель прогосударственной газеты Daily Sabah Кылыч Буура Канат. — Несмотря на то что российский самолет нарушил воздушное пространство Турции, причем подобные инциденты, по-видимому, случались и ранее, Москва, вместо того чтобы решать вопрос постоянных вторжений военной авиации на чужую территорию, предпочитает распространять среди общественности свою версию событий». Кроме того, автор текста считает, что российская сторона намеренно обостряет ситуацию. Ему кажется, что конфликт уже давно можно было урегулировать, возможности для этого есть и сейчас.

«Лидеры двух государств могут провести переговоры в Париже. Однако если послушать заявления руководства России и взглянуть на то, как российские СМИ преподносят этот кризис, то возникает вопрос: не пытается ли Москва обострить кризисную ситуацию и придать ей еще большие масштабы, чтобы заручиться поддержкой россиян по вопросу сирийской политики или лишить легитимности позицию Турции в Сирии. Действия, которые Россия предпримет в ближайшие дни, дадут ответ на эти вопросы», — резюмирует автор Daily Sabah.

Нажмите, чтобы увеличить

«КТО ЖЕЛАЕТ ВРАЖДЫ С СОСЕДЯМИ, КТО ЖЕЛАЕТ, ЧТОБЫ НАШИ СОСЕДИ БЫЛИ ГОЛОДНЫМИ И НЕСЧАСТНЫМИ

Спустя час после того, как вышла эта колонка, переговоры в Париже сорвались. Несколько турецких газет занялись домыслами. «Как пишут российские медиа, Путин мог прийти на встречу вовремя», — сообщила Hurriyet, видимо, не зная о привычке президента России опаздывать. «Однако этому помешало нежелание президента России встретиться с Эрдоганом и фотографироваться со всеми лидерами стран из-за «особых отношений» с Турцией», — сообщает издание в заметке под названием «Эрдоган здесь. Где Путин?».

В основном же местные медиа анализировали последствия кризиса: например, как повлияли санкции на отношение к туркам в России — практически все газеты выпустили заметки о жалобах на давление со стороны российских официальных органов. Также издания вспоминают несколько инцидентов с турками в России, произошедших после обострения отношений: задержание 39 бизнесменов за нарушение миграционного законодательства в Краснодаре, нападение на турецких студентов в общежитии.

Кроме того, газеты задаются вопросом: ударит ли кризис по Турции? Позиция прогосударственных изданий в поиске альтернатив экономическому партнерству с Россией — Yeni Safak опубликовал новый проект газового хаба рядом с Турцией и Грецией. А оппозиционная Zaman — заметку о корабле с цитрусовыми, который три дня стоит в турецком порту Самсун. «На Турцию приходится почти четверть от всего объема цитрусовых, ввозимых в Россию. На днях турецкие суда с овощами и фруктами уже перестали заходить в порт Новороссийска», — напоминает газета. Она также говорит о связи двух стран в других сферах: товарооборот между странами составляет более $30 млрд. в год, 35% нефти Турция покупает у России, а за 9 месяцев в Турцию приехали около 3,3 млн. туристов.

Колумнист Фейзуллах Айдаш в материале «Кризис не ударит по спорту», объясняет, что на некоторые сферы ухудшение отношений между странами не повлияет совсем: «Не следует забывать, что спорт имеет интеграционные и объединяющие особенности при решении проблем между странами и является незаменимым способом для устранения проблем. И этот способ должен применяться», — отмечает автор. «Время от времени в отношениях между любыми странами происходят кризисы. Соседние это страны или нет, когда речь идет о выгоде в отношениях, вместо того, чтобы запутывать проблемы в клубок, их надо решать. В этом большую роль играют спортивные мероприятия. Кто желает вражды с соседями, кто желает, чтобы наши соседи были голодными и несчастными?» — завершает он своей текст риторическим вопросом.

Нажмите, чтобы увеличить

«КАК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОГЛИ БЫТЬ ВЫНЕСЕНЫ 10 РАЗ ЗА 17 СЕКУНД?»

Также такие прогосударственные медиа, как Günes, Yeni Safak и Posta, публикуют новости о «полной поддержке Турции НАТО», расчеты которых совпадают с заявлениями турецких властей о вторжении Су-24 в воздушное пространство страны.

Но некоторые газеты обращают внимание на то, что чем больше официальных заявлений появляется, тем меньше становится понятно, что же случилось на самом деле. «Турция сначала назвала причину — нарушение воздушного пространства и заявила: «Сбили мы». Затем было сказано: Турция не знала, что самолет принадлежал России», — вспоминает хронологию событий автор колонки в независимой газете YeniAsya Шукрю Булут. — В самый разгар инцидента премьер-министр гордо заявил: «Приказ отдал я». И то, что самолет предупреждали 10 раз, подтвердил Пентагон. По-прежнему остается невыясненным вопрос: как предупреждения могли быть вынесены 10 раз за 17 секунд? При анализе этих и других подобных сведений мы, так или иначе, начинаем сомневаться в заявлениях официальных лиц».

Нажмите, чтобы увеличить

Колумнист Zaman Мюмтаз Эр Тюркене отметил: «Данный инцидент не похож на естественную реакцию государства, воздушное пространство которого было нарушено. Создается впечатление, что решение было принято заранее и носило крайний характер, искали подходящий случай, форсировали ситуацию. Премьер-министр Давутоглу заявил: «Мы предупреждали, что будем принимать все виды мер по вопросу нарушений. Я лично дал Генштабу необходимые распоряжения». Эти слова указывают на то, что данный инцидент имеет аспект политического решения, есть в нем и момент политической ответственности».

Однако многие проправительственные газеты продолжают курс на критику российских властей, их действий, некоторые из которых даже не связаны с Турцией. Например, газета YeniSafak перепечатала заметку издания Washington Post «Сирия — конец эпохи Путина?». В заметке перечисляются трудности, которые стоят перед российским государством сегодня: экономический кризис, война в Сирии, проблемы с Турцией, что может стать проблемой для президента РФ. Отношения между двумя странами описываются в редакционном тексте издания как «борьба с русским медведем».

В газете Aydinlik лидер турецкой партии Vatan Догу Перинчек в материале «Будет ли война между Россией и Турцией» успокаивает читателей: «Сразу отмечу: войны между Россией и Турцией не будет. Войны происходят на основе объективной враждебности. Никакая система и никакое подстрекательство не зажгут войну между Россией и Турцией».

Подготовили Ильнур Шарафиев и Чулпан Махмутова