На саммит Владимир Путин по своему обыкновению опоздал, но провел на полях целый ряд важных встреч

«НЕФТЬ ИГИЛ В ПРОМЫШЛЕННОМ МАСШТАБЕ ПОСТУПАЕТ НА ТЕРРИТОРИЮ ТУРЦИИ»

«Невстреча» президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана стала одним из центральных событий состоявшегося накануне в Париже климатического саммита ООН. Можно даже сказать, что она оказалась гораздо насыщеннее, чем любая встреча: о том, что ее не будет, стороны официально заявили заранее, и все же журналисты продолжали интересоваться, каким образом лидеры двух стран, фактически находящихся в состоянии полувойны, не столкнулись нос к носу в аэропорту Ле-Бурже, где 30 ноября и проходила международная конференция.

К слову, на саммит Путин по своему обыкновению опоздал, причем настолько, что удостоился негодующего вопроса от иностранной корреспондентки о том, почему он не участвовал в минуте молчания по жертвам парижских терактов и в групповом фотографировании глав 150 государств. «Вы знаете, это чисто технический вопрос», — ответствовал российский лидер и тут же напомнил забывчивым европейским СМИ, что уж Россия-то хорошо знакома с трагедией террористических актов, с которыми она «многократно сталкивалась» и несла «большие жертвы». Свидетельство чему — одна из наиболее крупных катастроф подобного рода — уничтожение нашего гражданского лайнера на Синае. Кстати, ни по аэробусу A321, ни тем более по бомбардировщику Су-24 глобальный мир не устраивал минут молчания и не снимал шляпы, но об этом Путин дипломатично предпочел не говорить.

За несколько часов до климатической конференции французская столица снова стала ареной уличных волнений: бушевали антиглобалисты, пацифисты и другие политические хулиганы всех мастей. Их негодование было адресовано 40 тыс. представителей мировой элиты, аккредитованным на саммит, среди которых числились президент США Барак Обама, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, председатель КНР Си Цзинпинь, генсек ООН Пан Ги Мун и другие высокопоставленные лица. Полиция не церемонилась: пока в Ле-Бурже президент Франции Франсуа Олланд жал руки и улыбался, в ход пошли дубинки и слезоточивый газ. Разгоняя демонстрацию, чуть не снесли стихийный мемориал жертвам терактов. Париж успокоился только ко второй половине дня.

Барак Обама беседовал с российским президентом с глазу на глаз около получаса

За один вечер Путин провел на полях конференции целый ряд встреч: с Обамой, который выразил сожаление о сбитом Су-24 и беседовал с российским президентом с глазу на глаз около получаса, с Цзинпинем, с Меркель, с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и даже с президентом Перу Ольянтой Умалой. Вот только Эрдогана в этом списке не было. Как подтвердили в Кремле незадолго до саммита, турецкий президент дважды пытался позвонить Путину, а затем прислал официальный запрос на встречу в Париже, но во всех случаях ему было отказано из-за «неготовности Турции пойти на элементарные извинения». И по окончании конференции, выйдя к журналистам, глава российского государства еще раз подтвердил: «С Эрдоганом мы не встречались, не виделись, соответственно, встречи не было». Тема сбитого самолета, по словам Путина, поднималась на всех двусторонних встречах, «подавляющее большинство» разделило убеждение президента РФ о том, что «никакой необходимости наносить удар по незащищенному российскому бомбардировщику не было», поскольку он Турции не угрожал.

А вот заочный обмен репликами, который, несмотря на «невстречу», состоялся в этот день между Путиным и Эрдоганом, более походил на угрозы. Разговаривая в Ле-Бурже со СМИ, президент РФ без всяких обиняков заявил, что Су-24 сбили ради безопасности поставок нефти от «Исламского государства» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.). «Решение по поводу того, чтобы сбить наш самолет, было продиктовано желанием обеспечить безопасность этих путей доставки нефти на территорию Турции — как раз к портам, откуда она отгружается в танкеры, — уверенно продекларировал Путин. — А защита туркоманов — это только предлог».

По заверению главы российского государства, в его распоряжение только что поступили дополнительные данные, подтверждающие, что из мест добычи нефти, которые контролируются ИГИЛ и другими террористическими организациями, черное золото в огромном количестве, в промышленном масштабе поступает на территорию Турции.

Эрдоган, фактически обвиненный Путиным в связях с боевиками ИГИЛ, отмалчиваться не стал и в тот же вечер заявил о своей готовности уйти в отставку, если подтвердятся утверждения о закупках его страной нефти у «Исламского государства». По этому поводу СМИ приводят цитату турецкого президента: «Говорю совершенно открыто: если подобные факты будут подтверждены, я не останусь на своем посту. При этом спрашиваю уважаемого Путина, останется ли он».

Между прочим, Эрдоган за минувший день не единожды оказывался под прицелом фотокамер: и когда встречался с Олландом, и когда с чувством жал руку украинскому лидеру Петру Порошенко. С последним его теперь многое связывает. Даже на групповом снимке турецкий президент стоит недалеко от Порошенко. Но ни разу папарацци не запечатлели Эрдогана и Путина: глава российского государства со свойственной профессиональному разведчику «незаметностью» избежал рукопожатия и дежурных улыбок.

Эрдогана с Порошенко теперь многое связывает

«СЕРЫХ ВОЛКОВ», УБИВШИХ КОМАНДИРА СУ-24, МОГУТ ЗАПРЕТИТЬ В РФ

Пока в Париже мировые лидеры рассуждали о глобальном потеплении климата и глобальном похолодании в отношениях России и Турции, в Подмосковье приземлился самолет минобороны с телом погибшего командира экипажа Су-24 Олега Пешкова, ставшего за неделю известным всей стране и получившего посмертно звание Героя России. Борт прибыл прямиком из Анкары под охраной истребителей. На военном аэродроме Чкаловский траурный рейс лично встречал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу и главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев.

В интернете до сих пор еще можно увидеть минутный видеоролик, снятый боевиками, на котором убитый Пешков лежит на земле в окружении вооруженных людей, говорящих по-арабски. На его плечах — лямки парашюта, который не спас командира Су-24, поскольку боевики расстреляли его еще в воздухе — вопреки принятой вскоре после Второй мировой войны Женевской конвенции, запрещающей подвергать нападению лиц, «покидающих на парашюте летательный аппарат».

44.jpg
Самолет с телом погибшего летчика Олега Пешкова на аэродроме встречали министр обороны РФ Сергей Шойгу и главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев

Согласно распространившейся в последнее время версии Пешкова убили активисты ультраправой организации турецких националистов «Бозкурт» — «Серые волки» (помимо прочих преступлений группировка обвинялась в покушении на Папу Римскогоприм. ред.). Кстати, не исключено, что в ближайшее время «Серых волков» запретят в России так же, как уже запретили «Исламское государство». Как раз вчера с этой просьбой к генпрокурору РФ Юрию Чайке обратился глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.

На аэродроме гроб с телом погибшего летчика сопроводила рота почетного караула, которая отдала ему воинские почести. Бондарев выступил с небольшой речью, в которой заявил, что подполковник Олег Пешков с первого дня пребывания и до последнего вылета с честью и достоинством выполнял свой воинский долг — долг гражданина и офицера России. Однако, по словам главнокомандующего ВКС, из-за предательского выстрела в спину жизнь прекрасного человека, прекрасного пилота прервалась. «Мы всегда будем брать с него пример выполнения своего долга. И те, кто задумал и выполнил это предательство, понесут заслуженную кару», — пообещал генерал-полковник.

Известно, что летчик будет похоронен в Липецке, где он служил в городском авиацентре. Таково решение семьи Пешкова. Кроме жены у него остались 16-летняя дочь и 8-летний сын.

В тот же день Путин, рассуждая на встрече с журналистами о сбитом бомбардировщике, напомнил, что российские летчики на своих ракетах пишут «За наших!» и на этих же ракетах — «За Париж!». Но именно один из этих самолетов был атакован турецкими ВВС. В этой связи президент РФ поставил под сомнение идею широкой антитеррористической коалиции, о которой он твердил прежде. «О чем же мы можем говорить? О какой широкой коалиции? Но мы все равно будем стремиться к тому, чтобы сложилась действительно действенная, эффективная широкая коалиция, чтобы региональные, местнические или финансовые интересы ушли на второй план перед глобальной угрозой террора», — продекларировал Путин.

55.jpg
В соцсетях тему атаки на Су-24 поддержал премьер-министр Греции Алексис Ципрас

Интересно, что в соцсетях тему атаки на Су-24 поддержал премьер-министр Греции Алексис Ципрас. Находясь 30 ноября на саммите ЕС — Турция, Ципрас напомнил своему турецкому коллеге Ахмету Давутоглу о регулярном нарушении самолетами его страны греческого воздушного пространства. «К счастью, наши летчики не такие нервные, как ваши против российских», — заметил греческий политик, после чего разместил свои слова в Twitter. Давутоглу, в свою очередь, написал в Twitter, что комментарии Ципраса «не соответствуют духу дня», и предложил сосредоточиться на позитивной повестке. Ранее он же исключил возможность принесения Анкарой извинений за сбитый бомбардировщик.

АНТИТУРЕЦКИЕ САНКЦИИ НАЧАЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ. АНКАРА ВСЕ РАВНО ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО «РОССИЙСКИЙ НАРОД — НАШ ДРУГ»

Россия тем временем возлагает ответственность на НАТО за атаку на российский Су-24 и вводит официальные санкции против Турции.

О персональной ответственности западного военного альянса заявил в Брюсселе постпред РФ при НАТО Александр Грушко. По словам Грушко, у него состоялся разговор с первым заместителем генсекретаря НАТО Александром Вершбоу по инциденту с российским самолетом.

«Правда, он не ограничился теми аспектами, о которых упомянул генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг, — уточнил постпред. — Я изложил российские оценки инцидента, привел совокупность военных и политических факторов, которые свидетельствуют о преднамеренном характере атаки на российский самолет в воздушном пространстве Сирии. Подчеркнул, что НАТО, не дав принципиальной оценки этому противоправному деянию, по сути, политически прикрыла Анкару — члена альянса, поэтому несет ответственность за инцидент. В очередной раз мы видим, что соображения политической целесообразности берут верх над объективностью и просто здравым смыслом», — сделал вывод Грушко.

На этом фоне с понедельника считаются действующими антитурецкие санкции, которые Путин утвердил еще в субботу: отмена безвизового режима, ограничение на ввоз товаров и запрет на турпутевки.

Механизм введения санкций обсуждали на специальном совещании у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Как доложил последнему вице-премьер Аркадий Дворкович, запрет на турецкие продукты вступит в силу лишь через несколько недель и коснется фруктов и овощей (главным образом томатов). Таким образом, россиянам пытаются дать возможность спокойно подготовиться к Новому году. В правительстве понимают, что резкая зачистка прилавков приведет к столь же резкому росту цен, которого желательно избежать. «Для этого мы предлагаем ввести отложенный срок введения запрета, чтобы покупатели и наши торговые организации за это время — буквально за несколько недель — смогли переключиться на других поставщиков», — предложил Дворкович. При этом, по словам первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, запрет на промтовары из Турции пока вводить не будут, но минпромторгу все же поручено проработать перечень ограничений по этой линии.

Медведев высказал надежду, что ограничительные меры будут способствовать развитию импортозамещения в РФ, и посчитал, что товары, подпавшие под действие санкций, не являются критически важными для экономики России.

Согласно данным минсельхоза, первыми из российских магазинов могут исчезнуть турецкие лимоны — их доля среди цитрусовых, поставляемых из Турции, составляет 90%. Еще один крупный сегмент — это томаты: их импорт составил $281,3 млн. за 9 месяцев 2015 года. Оборот цитрусовых оценивается в $134,9 млн., абрикосов, вишен, черешни, персиков, сливы — в $94,4 млн., винограда в — $69,2 миллиона. Всех этих денег турецкая экономика теперь будет лишена.

Закроется российский рынок и для строительных компаний Турции, которым для работы в РФ с 1 января 2016 года придется получать спецразрешение. Пройти через этот фильтр и продлить контракты на будущий год смогут лишь единицы. По словам Дворковича, кабмину поручено в течение двух недель тщательно проверить список всех крупных инвестпроектов, на которых трудятся турецкие рабочие.

Турецкие автоперевозчики также могут исчезнуть с российских дорог: Дворкович предлагает сократить выдаваемые им разрешения немедленно в четыре раза, до 2 тыс., с возможностью обнуления. Для сравнения: до недавнего времени турки получали до 8 тыс. разрешений на перевозку в год.

Одновременно отменяется безвизовый режим с Турцией, прекращается продажа турпутевок в эту страну. Под запрет попадут и чартерные авиарейсы, связывающие РФ с турецкими курортами, — как только все российские туристы, находящиеся там, будут вывезены домой.

«Необходимо разъяснить суть решений, которые мы принимаем, всем, кто работает в РФ, включая, естественно, и представителей турецкого бизнеса, — заявил на совещании Медведев. — То решение, которое принято, — турецкий бизнес, конечно, никак не виноват. Они оказались в заложниках у руководства Турции».

Между тем официальная Анкара пока не собирается вводить ответные ограничения в отношении российских граждан. Об этом заявил в Брюсселе на уже упомянутом саммите Турция — ЕС Давутоглу. «Мы не будем совершать действия, которые будут негативно влиять на российский народ. Российский народ для нашего народа — друг. Анталья стала вторым домом для многих россиян, мы ждем российских туристов», — расшаркался в любезностях турецкий премьер.

НА РОССИЙСКИХ ГРАНИЦАХ И В ПРОЛИВЕ БОСФОР — ПРОБКИ

Действие антитурецких санкций уже ощущается на российских границах. Так, по состоянию на минувший день здесь оказалось заблокировано около 1 250 грузовиков с турецкими товарами. Такие данные приводит Reuters со ссылкой на управляющего директора турецкой международной ассоциации перевозчиков Фатиха Сенера. Он свидетельствует, что в последние дни грузовикам не выдаются разрешения на въезд в страну и транзит через российскую территорию. Вынужденный простой обходится бизнесу, по словам Сенера, в $50 - 60 тысяч.

Тем временем депутаты парламента Турции подсчитали общий ущерб, который их страна понесет в результате антитурецких санкций. Как сообщают СМИ, он равен $20 млрд. ежегодно (это 3% от ВВП Турции). Самые крупные убытки понесет популярный регион Анталья, лишившись российских туристов, — $6,5 миллиарда.

Хотя ответные санкции против России не намечаются официальной Анкарой даже в проекте, пролив Босфор становится труднопроходимым для российских судов. Об этом рассказал телеканал RT, опубликовав видео, на котором можно различить несколько десятков судов под флагом РФ, вынужденных ждать часами у входа в пролив.

Впрочем, наши моряки в долгу не остались и, как пишет блогер eagle_rost, перестали поднимать при прохождении Босфора турецкие флаги. «Поднятие флага Турции ранее было просто знаком уважения и обязательным не является», — отмечает блогер.