Если сравнивать стратегические интересы России с Турцией и Сирией, нет сомнений, что Турция предпочтительнее
Если сравнивать стратегические интересы России с Турцией и Сирией, нет сомнений, что Турция предпочтительнее

«ВИДИМО, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО УСТАЛО ОТ ОТКРЫТЫХ ГРАНИЦ»

Совсем недавно бредили мыслью о принятии Турции в ЕврАзЭС, и тут на тебе... Сбили бомбардировщик. В одночасье сменилась стратегия...

Логика противостояния хорошо прижилась в России. Или ты друг, или враг. Никаких других состояний. А жизнь не бывает черно-белой, даже на старых фотографиях есть полутона. Но это не для России, здесь все должно быть ясно, ты или с нами, или против нас. Такая семантика — источник многих бредовых идей.

Не успели сбить Су-24, как Турция стала злокозненной, проигиловской (ИГИЛ — террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.) и все 40 тысяч проклятий. Еще никто не разобрался в обстоятельствах на границе Турции, как глава МИД отказался от официальной поездки в страну, немедленно отменили намеченную на декабрь встречу президента Турции Реджепа Эрдогана и президента РФ Владимира Путина. У меня, конечно, устаревшие взгляды на внешнюю политику, поэтому я представляю дипломатов людьми солидными, спокойными, предельно взвешенными, но никак не в роли обвинителей вроде крикливого Владимира Жириновского. МИД нужен не для решительных обвинений, а для улаживания самых сложных международных отношений. Высшая дипломатия — удел сверхинтеллигентных людей, тем более для такой страны, как Россия, особенно в отношениях с членами НАТО. Для обвинительных приговоров в России есть депутаты Госдумы — они соревнуются друг с другом в жестких заявлениях, и даже слава Жириновского померкли на этом фоне.

Весь мир бредит санкциями. Видимо, человечество устало от открытых границ, от цивилизованных отношений, свободного рынка. Конец холодной войны привел к появлению локальных конфликтов, объявлению эмбарго и санкций, разжиганию торговых, продуктовых войн и, конечно же, информационных битв, где могут участвовать не только армии профессиональных журналистов, пиарщиков, политтехнологов, но также широкие массы и «партизанские отряды» хакеров.

Александр Ткачев в новой должности показал себя достойно, он на следующий же день после падения Су-24 нашел 15% вредных веществ в турецких продуктах. Спрашивается, где контрольные органы были раньше? Зря турки сбили бомбардировщик, можно было продолжать нас кормить сомнительными овощами. «Наших» можно кормить чем угодно, если, конечно, партнеры ведут себя лояльно. Если дружишь и поддерживаешь, тогда уж трави россиян сколько хочешь. Бредовая логика. Ткачев после слов об отравленных на 15% турецких продуктах заявил, что немедленно найдут замену в других странах, чтобы не допустить инфляции. Россия себя обеспечивает овощами только на 20%, видимо, территория маленькая. Присоединение Крыма не улучшило, а только ухудшило ситуацию. Теперь и Крыму не хватает многих, в частности молочных, продуктов. Украина не завозит их в Крым, а в России самим молока не хватает.

В ноябре Украина объявила о своих более тесных экономических связях с ЕС на основе подписанного ранее соглашения, что, естественно, меняет формат торговых отношений с Россией. Ответные меры со стороны РФ совершенно справедливые, меняется таможенный режим, страна должна защищать свои интересы. Это нормальная ситуация для любой страны. Но российская аргументация опять бредовая, куда, мол, теперь Украина денет свое молоко, которое в изрядном количестве продавалось в России. Теперь, мол, для нее рынки закрыты, ведь Европа не будет покупать некачественное молоко. Если бы Украина дружила с Россией, то продолжала бы продавать все что угодно в нашей стране.

«Наши» все съедят. Интересно, сколько отравы обнаружат в китайских продуктах, если вдруг испортятся наши отношения и на этом фронте? В Китае самая отвратительная экология. Это не Турция, которая много лет стремилась в Евросоюз и вводила евростандарты. При громадной протяженности российско-китайской границы у России с Китаем всякое может случиться. Я не знаю, как охраняется турецкая или китайская границы, но в России граница должна быть на замке. Интересно, как сложатся отношения России с Ираном после отмены международных санкций на продажу иранской нефти и газа, ведь цена может опуститься до $30 за баррель, а ОПЕК готова отступать до $25. Иран наверняка обрушит весь российский экспорт. Как его будем наказывать? И там обнаружится некондиционный товар. Пожалуй, лучше потреблять все татарстанское — надежнее.

ЛОРД ПАЛМЕРСТОН: «КАК ТЯЖЕЛО ЖИТЬ, КОГДА С РОССИЕЙ НИКТО НЕ ВОЮЕТ»

Когда же наше население станет в глазах чиновников достойным уважения и когда логика «друзей» и «врагов» заменится на дипломатический язык? В свое время лорд Палмерстон произнес знаменитую фразу: «У Англии нет ни постоянных союзников, ни постоянных врагов. У Англии есть только постоянные интересы». Дипломатия России строится на совершенно иной максиме: у России нет ни вечных союзников, ни вечных врагов и нет никаких интересов.

Вопрос провокаций — это вопрос войны нервов. Это из той же серии мелких войн, которые теперь заменили одну большую холодную войну. Лидеры проверяются по их реакции на провокации. Если у страны есть стратегия, то она подключает дипломатию и нейтрализует негативные стороны провокации, параллельно предпринимая меры для недопущения повторения подобных событий. Лорд Палмерстон произнес еще одну сакраментальную фразу: «Как тяжело жить, когда с Россией никто не воюет». Значит, будут любители провокаций.

Международные отношения строятся не в зависимости от симпатий к лидеру страны. Эрдогана свои же турки критикуют похлеще, чем министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, ведь он спокойно может посадить своих журналистов за правду. И в случае с Су-24 ему ничего не стоит соврать, но и выжившему пилоту нет выбора в своих ответах. А вдруг он действительно нарушил границу на 17 секунд? Что же теперь, героя отдавать под трибунал? Никогда. Впрочем, в Турции сегодня правит Эрдоган, завтра может быть совершенно другой лидер, но страна и народ остаются.

Международные отношения — это проведение интересов страны. Какие у нас интересы с Сирией? Видимо, далеко идущие, раз надо защищать президента, который не способен управлять развалившейся страной. Конечно, для наземных операций нет другой армии, кроме воинских частей Башара Асада, но ведь и они недееспособны. Чего от них ждать? Если сравнивать стратегические интересы России с Турцией и Сирией, нет сомнений, что Турция предпочтительнее. Сравним торговый оборот России с этими двумя странами. В Сирию Россия просто закачивает средства без надежды на какую-либо отдачу. Говорят, в Тартусе существует 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Его значение связано с электронной разведкой. Нет сомнений в необходимости разведки, тем более если это связано с данными об исламистах. Но не слишком ли дорого обходится его содержание? Может, лучше заменить его на авианосец? Впрочем, это дело мудрых военных, которые лучше гражданских знают интересы страны. Они при любых обстоятельствах убедят, что военные расходы нужно увеличивать, даже если в стране экономический спад на 3,8% (по официальным данным). Впрочем, я явно погорячился, сегодня Россия без Украины, пожалуй, не сможет построить авианосец, а военная база на Средиземном море позарез нужна. Правильно, что туда завезли С-400. Знай наших!

«НО ЭРДОГАН ТОЖЕ КРУТОЙ МУЖИК, ЧЕМ-ТО ПОХОЖ НА БЕРЛУСКОНИ»

Неосторожно поступили российские летчики, слишком близко приблизившись к турецкой границе, к тому же на территории, где располагаются дружественные для Турции туркменские племена. Турецкие пограничники поступили провокационно или неосторожно, хотя, возможно, формально безупречно. Скорее всего, они воспользовались удобным моментом, ведь 17 секунд пролета через территорию Турции натовская сторона тоже может посчитать провокацией. Не стоило сразу сбивать Су-24, было бы правильнее вынудить наших посадить самолет в Турции и устроить разборки. Тогда бы Россию прижали по полной.

Но Эрдоган тоже крутой мужик, чем-то похож на Берлускони. Он мочит почем зря. Ясно, что НАТО, иначе говоря, Европа, США, Канада будут защищать своего стратегического партнера на южном фланге. Все закончится информационной войной. Это тоже неплохо. Российское население будет занято обсуждением российско-турецких отношений, заодно вспомнят и Крымскую войну, в которой зловредные татары взяли в плен Петра Великого, а турки отпустили его за немалый выкуп. Теперь за все обиды можно отомстить разом, введя эмбарго на продукты, одежду, мебель и т. д. В пылу горячки даже объявили о возможном разрыве проекта «Турецкий поток». Но осеклись и ждут извинений, которых, похоже, не будет. Через некоторое время надо будет послать Лаврова для улаживания дел по газовому проекту. Он вернется, скажет, что турки сожалеют о случившемся и готовы нормализовать отношения и трам-пам-пам, т. е. весь дипломатический набор пустых слов.

Крикливые комментаторы (у них, видимо, отбирают микрофоны) на всех телеканалах наперегонки подсчитывают, сколько потеряет Турция. Один из них показывает на картину с овощами, затем рвет на себе рубашку, тычет в джинсы, подсчитайте, мол, сколько даже на одном россиянине теряет Турция. А у меня возникла другая, совершенно дурацкая мысль: а сколько я потеряю? Но наши потери не в счет, зачем считаться с нашим народом, который привык ездить на две недельки в Анталью, чтобы почувствовать себя человеком на лазурном берегу с нормальным сервисом. Пусть едут в Крым, говорят, там будет свет. Я недавно вернулся из рабочей поездки по Крыму. Во многих кафе до сих пор подают комплексные обеды, меню сохранилось нетронутым с советского времени. В то время понятия сервиса не было, все так и осталось в этом заповеднике «наших».

Для Татарстана Турция — серьезный партнер
Для Татарстана Турция — серьезный партнер

«ТАТАРСТАН ВСЕГДА УМЕЛ НАХОДИТЬ ОБЩИЙ ЯЗЫК В САМЫХ ТРУДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ»

Потеря Турции как торгового партнера грозит России потерей европейского рынка газа. Уже сегодня Украина отказалась покупать российский газ за предложенную цену. Она отложила этот вопрос до Нового года, когда цены на мировом рынке упадут. Перебои с поставками газа в Европу приучили европейцев находить альтернативные источники энергии. Россия больше не рассматривается как надежный партнер, последняя ниточка осталась через Турцию. Может быть, хватит подсчитывать, сколько потеряет Турция, и пора начать подсчитывать, сколько теряет Россия? Дыры в федеральном бюджете не покрыть за счет дальнобойщиков и бесконечного повышения цены на бензин. Тем более эти два фактора непосредственно влияют на ухудшение состояния экономики. Нет дорог, дизельное топливо подорожало до безумия, поборы растут, сервиса на дорогах нет. Так за счет чего будет расти экономика? Все прогнозы говорят о падении цены на нефть и газ, компенсировать эти потери за счет снижения курса рубля невозможно. Рубль дешевеет, и наша жизнь дешевеет. Это не может длиться бесконечно.

Для Татарстана Турция — серьезный партнер. Она научила нас строить, завезла дешевые товары достаточно хорошего качества, инвестирует в нашу экономику. Какой смысл рвать эти отношения? Никакого. У военных есть проблемы в Сирии, пусть они вместе с Лавровым и решают эти проблемы. В патовой политической ситуации с Су-24 лучший подход — прагматический, т. е. заниматься экономикой, думать о сохранении уровня жизни населения в условиях роста инфляции и падения курса рубля. Для Татарстана важно не допустить стагнации экономики, чем грозит общероссийская ситуация.

До недавнего времени Татарстан и Турцию обвиняли в пантюркизме. Ясное дело, что об этом снова вспомнят горячие головы. Этот идеологический ход был изобретен Столыпиным для проведения судебного процесса над джадидами, на которых накатали доносы кадимисты-ханафиты. Это был сговор имамов-мазхабистов с охранкой. В начале ХХ века по всем краям и весям был разослан циркуляр с требованием выявить пантюркистов и панисламистов. Несмотря на жесткие предписания, ничего не удалось найти. Все губернаторы отвечали, что таковые среди татар не выявлены. Но сам трюк с пантюркизмом сохранился еще на целое столетие и успешно дожил до наших дней. Эту нафталинную идеологию обязательно вытащат, поскольку в головах политиков других бредовых идей не осталось.

Татарстан всегда умел находить общий язык в самых трудных политических ситуациях. Можно сказать, что у нас вся республика по натуре дипломатическая. Это наша фишка. Сохранив добрые отношения с Турцией, мы можем остаться той площадкой, на которой будет удобно проводить переговоры по восстановлению разорванных связей.