В президиуме заседания комиссии по модернизации экономики СПЧ рядом с Михаилом Федотовым (в центре) и Ириной Хакамадой был только один представитель Татарстана - Василь Шайхразиев
В президиуме заседания комиссии по модернизации экономики СПЧ рядом с Михаилом Федотовым (в центре) и Ириной Хакамадой был только один представитель Татарстана — Василь Шайхразиев

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ДЕСАНТ В КАЗАНИ

В минувшую пятницу в Казани прошло довольно знаменательное событие — в городской Ратуше состоялось выездное заседание постоянной комиссии по гражданскому участию в модернизации экономики совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). На встречу с известными российскими либеральными деятелями (такими как председатель СПЧ Михаил Федотов, руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и руководитель фонда «Либеральная миссия» Евгений Ясин, известная бизнес-вумен и бывший политик Ирина Хакамада) были приглашены представители различных татарстанских бизнес-сообществ, ТПП РТ, депутаты Госсовета РТ, бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов и чиновники министерства экономики РТ. Единственным представителем республики в президиуме оказался заместитель премьер-министра РТ Василь Шайхразиев.

Надо отметить, что приезд в Казань одного из самых известных либеральных экономистов России Ясина произошел на фоне довольно примечательных событий. Еще 25 мая нынешнего года минюст РФ включил в реестр иностранных агентов фонд «Династия» Дмитрия Зимина (почетный президент компании «Вымпелком»прим. ред.) и некоммерческую организацию «Научный фонд теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия», которую возглавляет Ясин. Сразу же после этого Зимин был вынужден покинуть Россию, а Ясин попал под жесткую критику СМИ. Однако уже через два месяца ситуация в отношении Ясина кардинально переменилась. В августе Владимир Путин ввел его в состав СПЧ, и уже в начале сентября он возглавил постоянную комиссию по гражданскому участию в модернизации экономики. 11 сентября Ясин окончательно «очистился» — его «Либеральная миссия» была исключена из списка «НКО-иностранных агентов». 1 октября Путин встречался с членами СПЧ и лично поприветствовал Ясина и благожелательно выслушал его доклад о необходимости реформ, выразив готовность обсуждать предложения известного экономиста.

Евгений Ясин (справа) приехал в Казань с намерением запустить прерванный в начале 2000-х годов процесс рыночных реформ
Евгений Ясин (справа) приехал в Казань с намерением запустить прерванный в начале 2000-х годов процесс рыночных реформ

СПАД ЭКОНОМИКИ РОССИИ В 2015 ГОДУ ПРОГНОЗИРУЕТСЯ НА УРОВНЕ 3,8 - 4,3%

Собравшиеся в зале татарстанцы вначале настороженно встретили гостей из Москвы, никак не отреагировав на их появление в зале. Установившаяся тишина как бы говорила: «Ну и что вы хотите тут нам сказать?»

После неловкой паузы пленарное заседание открыл Федотов, который объяснил интерес СПЧ к чисто экономическим проблемам тем, что развитие инновационной экономики и повышение благосостояния является одним из гарантов развития прав человека. Затем с докладом выступил Шайхразиев, который рассказал гостям, как власти республики взаимодействуют с малым бизнесом. Он подробно перечислял различные программы господдержки, сколько на эти цели тратится денег из федерального и республиканского бюджетов, как власти прислушиваются к местному бизнес-сообществу, как они вместе обсуждают стратегические документы развития экономики, а также рассказал о большом накопленном в Татарстане опыте предоставления электронных услуг и т. д.

Размеренная и неспешная речь Шайхразиева стала убаюкивать 81-летнего Ясина, и он начал даже клевать носом. Соседи по президиуму периодически подбадривали его. Впрочем, все москвичи выглядели не очень бодро, что объяснялось ранним авиаперелетом в Казань.

Когда Шайхразиев завершил свою речь утверждением, что в Татарстане есть все условия для развития гражданского общества, Ясин встрепенулся и сначала вяло, а потом все бодрее и бодрее начал свою речь. По старой преподавательской привычке начал ее издалека — с описания процессов, которые происходили в начале 90-х годов, когда при непосредственном участии Ясина закладывались основы российской рыночной экономики. По его словам, уже к 1997 году стали проявляться первые положительные результаты, инфляция упала с трехзначных значений до пристойных и по сегодняшним меркам 11%, начался пусть небольшой, но подъем экономики. Однако, по мнению Ясина, в 2003 - 2004 годах либеральные предпринимательские круги потерпели поражение и были вынуждены отступить, что вылилось в снижение бизнес-активности.

Впрочем, на саму российскую экономику это никак не повлияло. Рост бизнес-активности заменил рост цен на нефть и газ, что дало еще 7 лет интенсивного роста (порядка 7 - 8% в год) ВВП РФ. После кризиса 2008 - 2009 годов (когда ВВП снизился на 7,9%) рост возобновился, однако темпы роста начали снижаться. Если в 2011 году рост составил 4,3%, то в 2012 — 3,3%, в 2013 — 1,3%, а в 2014 — вообще символические 0,6%. И вот в 2015 году вновь валовый внутренний продукт РФ перешел в отрицательную зону, причем без резких внешних воздействий, как это было в 2008 - 2009 годах. По прогнозам Ясина, в этом году спад составит от 3,8 до 4,3%. По мнению экономиста, существующая модель экономики исчерпала себя.

Как изменить ситуацию? Дождаться нового роста цен на нефть и газ? Но период низких цен может затянуться надолго. Ясин предлагает продолжить прерванную в начале 2000-х годов работу по совершенствованию рыночных механизмов, в том числе по выстраиванию правовой системы, формированию политической конкуренции, развитию местного самоуправления, стимулированию деловой активности всего населения, а не только избранных чиновников и близких к ним бизнесменов. Он назвал малый бизнес резервом государства и фактором стабилизации социума. «Мы сейчас приступаем к решению этих задач, содействуя развитию гражданского общества в России. Надеюсь, что начинается новая полоса. Я не уверен, но надеюсь. Знаю лишь, что пока этого не будет, экономика не сможет уверенно расти», — подчеркнул Ясин.

ТЕМА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МУССИРУЕТСЯ УЖЕ 25 ЛЕТ, НО НИКАКОГО ПРОРЫВА ДО СИХ ПОР НЕ ПРОИЗОШЛО

В свою очередь, сопредседатель некоммерческого партнерства менеджеров и предпринимателей «Клуб-2015» Сергей Воробьев заявил, что члены СПЧ приехали в Татарстан учиться и узнать, на самом ли деле республика намерена делать ставку на развитие человеческого капитала, как это прописано в недавно принятой «Стратегии-2030», или же это просто пустая фраза, за которой реальных дел не последует.

Хакамада, которая в сентябре добровольно уступила Ясину пост руководителя постоянной комиссии, признала, что у либералов первой волны не хватило опыта создать адекватную рыночную экономику и не допустить «реакции» начала 2000-х годов. По ее словам, тема развития малого бизнеса муссируется уже 25 лет, но никакого прорыва до сих пор не произошло. Причина, на ее взгляд, кроется в том, что федеральная элита рассматривает малый бизнес как некий атавизм, наподобие копчика у людей, который остался от обезьяньего хвоста. «То есть никакой пользы от него нет, но и отрезать его не надо — вдруг будет хуже. Но стимулировать малый бизнес — это неестественно для России, страны крупных форм», — отметила она.

По словам бизнес-вумен, федеральная элита рассматривает малый бизнес как среду, где размножаются жулики и крутятся серые схемы. «За ними надо гоняться с утра до вечера с дубиной, чтобы, не дай бог, что-нибудь не украли. Но парадокс в том, что, когда случится форс-мажор, крупные компании становятся бедой страны, на их спасение нужны огромные бюджетные средства, а малый бизнес — как огромное количество муравьев, кто-то погибает, кто-то выдерживает новую нагрузку», — подчеркнула она. В России 72% работающих заняты на крупных предприятиях. Во всех других странах — от США до Сингапура — 72% работающих заняты в малом бизнесе. Именно поэтому там ситуация более стабильная.

По мнению Хакамады, мы находимся в длинном тренде «турбулентности» мировой экономики, который может продолжаться порядка 20 лет
По мнению Хакамады, мы находимся в длинном тренде «турбулентности» мировой экономики, который может продолжаться порядка 20 лет

По ее мнению, мы находимся в длинном тренде «турбулентности» мировой экономики, который может продолжаться порядка 20 лет. «На рост цен на сырье надеяться не приходится, и поэтому нам нужна очень гибкая структура экономики, в основе которой должны быть малые предприятия. При этом их должно быть очень много», — сказала Хакамада. «Какая доля должна быть у малого бизнеса в ВРП?» — уточнил у нее Шайхразиев. «Не менее 50 процентов, а лучше 70 процентов, — ответила бизнес-вумен. — Да, они будут убегать от налогов, да, за всеми не уследишь. В этом есть определенный риск. Но государству нужно рискнуть и «отпустить» этот сектор, как это когда-то сделали Сингапур, Таиланд или Китай. Они внедряли простые формы налогообложения, патенты, давали доступ к пустующим производственным площадям — и дальше только копошитесь, работайте. В условиях сумасшедшей конкуренции из мелких предприятий за небольшой срок появляется много крупных компаний мирового уровня».

Впрочем, по мнению Хакамады, федеральные власти захотят «рискнуть» только тогда, когда региональные начнут активно поднимать этот вопрос. «Именно местные бюджеты заинтересованы в развитии малого бизнеса. Татарстану может быть полегче — у вас есть природные ресурсы. А что делать другим регионам, где нет ничего? Для них развитие малого бизнеса — это единственный способ решить социальные проблемы. Технопарки и бизнес-инкубаторы — это хорошо, но проблемы не решают. Они обеспечивают лишь точечное воздействие, а нужно поменять правила игры», — подчеркнула Хакамада.

Громкими аплодисментами было встречено краткое выступление члена СПЧ и секретаря союза журналистов России Леонида Никитинского, который в свое время ввел в оборот понятие «беспредел» в современном понимании. «Пока предприниматели трясутся перед силовиками, пока самый высокий доход приносит коррупционная рента и отъем чужого бизнеса, ни о каком росте малого бизнеса говорить не приходится. Надо развивать правовую систему», — сказал он.

«УМЕРЕТЬ ЛЕГКО. А ЧТО ПОТОМ?»

По завершении пленарной части к журналистам подошли Шайхразиев и Ясин. «Этот форум дает возможность сверить часы с экспертами мирового и федерального уровня. Они могут нам что-то подсказать. То, что было вчера, сегодня уже не интересно. Нам интересно то, что будет завтра», — вице-премьер обозначил интерес к новым ветрам, которые задули над башнями московского Кремля и забросили в Казань десант уже было почти списанных со счетов либералов.

Ясин же продолжил развивать начатую на пленарном заседании тему. По его словам, в России уже есть предприятия, которые успешно развиваются, осваивают новое производство и выпускают продукцию мирового качества. Однако правительство занимается не их поддержкой, а поддержкой тех предприятий, которые неэффективны. «Возможно, в Татарстане это не так, я не знаю, — Ясин посмотрел на Шайхразиева. — Но в России большинство людей в правительстве занимаются отстающими предприятиями, теми, кто не выползет сам. Все знают о том, что нужно создавать хороший инвестиционный климат. Но не понимают, что в основе хорошего инвестклимата лежит верховенство закона. Для рыночной экономики это абсолютная необходимость. Но для России это колоссальная перемена. Потому что у нас система абсолютной власти установилась еще в XII веке, чему способствовало монгольское нашествие», — сказал Ясин, подчеркнув, что фактически мы сейчас начинаем второй этап строительства рыночной экономики.

Евгений Ясин: «В основе хорошего инвестклимата лежит верховенство закона. Для рыночной экономики это абсолютная необходимость. Но для России это колоссальная перемена»
Евгений Ясин: «В основе хорошего инвестклимата лежит верховенство закона. Для рыночной экономики это абсолютная необходимость. Но для России это колоссальная перемена»

Шайхразиев не выдержал и попытался заступиться за политику властей. «В 2008 году во время кризиса государство поддержало основные предприятия через заказы, через субсидирование, через создание общественных рабочих мест. И благодаря этому мы вышли из того кризиса. Самое главное, что государство, отслеживая социально-экономическую ситуацию, дает шанс городам и предприятиям через господдержку», — сказал он. «Умереть легко, а что потом?» — обратился вице-премьер к Ясину.

Старый либерал мгновенно парировал: «Я слышал, у вас два предприятия Ford-Sollers в Елабуге и Набережных Челнах закрываются?» «Да, приостанавливают работу, — смущенно ответил вице-премьер. — Государство должно нам четко сказать: помогаем или хороним такие предприятия? Мы хотим, чтобы государство через господдержку помогало им». Видя, что тема брифинга становится опасной, Шайхразиев завершил его.

«ТЕ, КТО ХОТЕЛ МЕНЯ УТОПИТЬ, ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил у Ясина, что означают изменения в его судьбе, которые произошли за последние два-три месяца. «На самом деле была определенная борьба разных людей, и те люди, которые хотели меня утопить, а вместе со мной утопить и Дмитрия Зимина, потерпели некоторое поражение. В итоге Путин распорядился вычеркнуть фонд «Либеральная миссия» из списка иностранных агентов. Михаил Федотов, который выручил нас, попросил меня возглавить эту комиссию и подумать над тем, что мы можем со стороны СПЧ предпринять для помощи бизнесу. По моему мнению, наши усилия должны быть направлены на то, чтобы в России сложилась нормальная обстановка для ведения бизнеса. Закон должен исполняться как бизнесменами, так и чиновниками».

При этом Ясин признался, что предпочел бы приехать в Казань на неделю раньше, чтобы пообщаться с местными бизнесменами и общественными деятелями, чтобы узнать, как в Татарстане идут дела. «По бумагам, в Татарстане дела идут не плохо», — отметил Ясин.

Тимур Нагуманов (в центре) презентовал московским гостям проект «Бизнес и власть: откровенный разговор»
Тимур Нагуманов (в центре) презентовал гостям проект «Бизнес и власть: откровенный разговор»

«БУЙНЫХ НЕ ТАК МНОГО, И ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ, ТО У НАС, МОЖЕТ, ЧТО-ТО И ПОЛУЧИТСЯ»

Затем участники выездного заседания подкомиссии СПЧ разбились на три дискуссионные площадки и с помощью татарстанских бизнесменов выясняли, какие каналы коммуникаций власти и бизнеса более действенны, как должно взаимодействовать гражданское общество с малым бизнесом и в чем состоит роль государства в развитии предпринимательства. С презентацией проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» выступил татарстанский бизнес-омбудсмен Нагуманов, который был сомодератором одной из дискуссионных площадок. Большое впечатление на гостей оказали также выступления генерального директора ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Якова Геллера, опыт которого Хакамада посчитала достойным для популяризации на федеральном уровне. Надо отметить, что москвичам по ходу выездного заседания комиссии удалось растопить лед недоверия татарстанских предпринимателей, которые весьма охотно и остро выступали на площадках.

В целом же, подводя итоги дискуссий, Воробьев отметил, что без институциональных преобразований на федеральном уровне не обойтись. «Я увидел людей, которым не все равно, — сказал он. — Буйных не так много, и если мы будем чаще встречаться, то у нас, может, что-то и получится».

По мнению Хакамады, малым бизнесом занимается слишком много структур: совет по правам предпринимателей, уполномоченный, различные общественные организации: «Деловая Россия», «ОПОРА России». В итоге их голос размывается, и власть его не слышит. Нужен один консолидированный орган, который будет защищать интересы бизнеса перед руководством страны. «В регионах плодится прорва организаций, которые убеждают в своей эффективности. Надо взять себя в руки и объединиться либо на основе уже существующей федеральной структуры, ведя с ней жесткий диалог, либо создавать собственную федеральную организацию для лоббирования интересов малого бизнеса. «Ты либо сильный и равный, или с тобой никто говорить не будет, — подчеркнула она. — Регионы должны постоянно генерировать темы для обсуждения, спорить с федеральной властью, предлагать альтернативное видение развития экономики. Но пока же этого нет и в помине. Непонятно, зачем нужны бизнес-ассоциации, если они не готовы брать на себя риски, отстаивая интересы своих членов?» — задала она вопрос, глядя на представителей татарстанских бизнес-сообществ.

«В целом мы провели насыщенный день и получили впечатления о проблемах и достижениях Татарстана. Это хороший урок, надо будет обдумать полученную информацию», — подвел итог Ясин.