Сергей Насекин (в центре)
Сергей Насекин (в центре)

«АУДИОФИЛЬСТВО И МЕЛОМАНИЯ — ЭТИ ДВЕ БОЛЕЗНИ СЛИВАЮТСЯ В ОДНУ»

— Сергей, для чего вы уже второй раз организовываете в Казани «Виниломанию»?

Вы знаете, во-первых, любой мало-мальский уважающий себя европейский город проводит такие мероприятия. Во-вторых, на мой взгляд, это определенный показатель уровня культуры. И показатель того, что в городе есть люди, готовые вкладываться в культуру. Я просто хочу, чтобы в Казани это происходило на самом деле.

Конечно, можно прийти на рынок, который у нас по воскресеньям работает недалеко от автовокзала. И там есть несколько людей, у которых в коробочках стоят разные недорогие пластинки. Это для них такой небольшой бизнес. Но в Казани существует достаточно большое количество коллекционеров, которые туда не ходят. Скажем, у них не тот заработок, что они там будут продавать? Им это неинтересно. Но у любого коллекционера есть излишки, я по себе это знаю, любой из них имеет две-три коробки пластинок, которые не нужны, те, которые он, к примеру, «апгрейдил». То есть нашел лучший экземпляр, а худший убрал туда. Или просто эта музыка не нужна. Знаю нескольких коллекционеров, у которых до нескольких сотен доходят эти излишки. И обычно эти излишки меняются, как-то там продаются, но вообще они лежат мертвым грузом дома. Именно этих коллекционеров и их коллекции, их винилы вытащить в эту субботу — самое ценное. Потому чтодля начинающего любителя или других коллекционеровнет шансов увидеть эти пластинки нигде.

В Казани есть два магазина, где есть винил, туда молодежь ходит, я прекрасно их знаю. Но там определенный набор этих пластинок. Один магазин специализируется на советских пластинках фирмы «Мелодия», другой на том, что выпускалось в 60 - 70-х. А молодежь интересуют 1980-90-е годы — то, что им близко. И там этого не найдешь. А у меня, например, есть.

Плюс это как любой клуб по интересам, где собираются люди «больные». Это болезнь, условно говоря, виниломания. Как я говорю, виниломания — лучшая из маний. Во-первых, никаких последствий. Во-вторых, многие коллекции по большому счету даже сейчас, когда цены выросли, можно себе купить за очень небольшие деньги. Можно за 5 тысяч рублей собрать вполне неплохую коллекцию. При том, что звук виниловый лучше — это ни для кого не секрет.

— Можете это как-то объяснить, доказать?

— Объясняется легко. Вот одна и та же мелодия слушается на компьютере, на «сидюке» и на виниле, на хорошем издании. Вот, собственно, и все. Все становится понятно.

Да, есть мнение, что это такое все-таки странное увлечение, ретрофутуризм определенный. Ну, действительно, это ретрофутуризм. Он в чем-то сходен с конной выездкой. Давно уже люди не перемещаются на конях, автомобили давно победили. Но тем не менее существуют конюшни, люди тратят кучу денег, все это дорого, содержать коней и прочее-прочее. Но они этим занимаются, потому что это круто. Пример, я считаю, близкий. При всем этом, в отличие от конной выездки, здесь есть варианты недорогого времяпрепровождения.

То есть если ты хочешь заниматься конной выездкой, по-любому надо кучу денег. А здесь, как я объяснил, за небольшие деньги можно купить какой-нибудь советский «вертак», восстановить его или не восстановить, поменять иглу или голову, в интернете можно купить за небольшие деньги. Вот вам и готовый «вертак», в идеале, за пару тысяч рублей. Купить тот же хороший усилитель советский, какой-нибудь «Амфитон» или «Одиссей», недорогую фирменную советскую акустику. Сейчас «бэушных» на Avito очень много продается, куча всякой техники.

С пластинками то же самое — можно купить пластинки «Мелодии», причем это миф, что «мелодийные» плохо записывали, это глупость. Они записывались в большинстве случаев очень неплохо.

— А сколько могут стоить все эти современные проигрыватели винила?

Это вторая болезнь, аудиофильство называется. Вернее, аудиофильство и меломания пересекаются — эти две болезни сливаются в одну, но все-таки это разные болезни. Обычно для аудиофилов музыка вторична, для них важно бесконечно строить свой звук, тратить какие-то невероятные миллионы и доводить звук до идеала. Такие люди есть, в Казани у нас есть салон, который торгует такой техникой. И в любом огромном городе есть не один, а несколько салонов.

То есть ламповые усилители, фонокорректоры, стабилизаторы напряжения, чтобы звук шел только такой, колонки с размером огромный шкаф и так далее. Там суммы невероятные, системы иногда стоят дороже, чем автомобили класса люкс. Серьезно. Извините меня, кабели, соединяющие одно устройство с другим, а нужно несколько метров, блочные кабели... там доходит до нескольких сотен евро за погонный метр. И насколько я знаю, это не предел. Они делаются там из серебра, из какой-то специальной меди... Считаю, что это совсем болезнь, если честно. Хотя иногда звук у таких систем бывает хороший, я слушал. Но иногда слушаю и не понимаю, за что люди заплатили, потому что моя скромненькая системка, которая стоит на работе и на которую потрачено 30 тысяч рублей, звучит не хуже, мне так кажется.

Причем понятно, что аудиофилия не может быть без меломании, потому что надо же что-то слушать. И тем не менее есть такие сумасшедшие, у которых 30 пластинок максимум, и они бесконечно их ставят. Им не важна новая информация, новые впечатления. Я этого, откровенно говоря, не понимаю.

«К ВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ, КОМПАНИИ НАШИ, НО ПЕЧАТАЮТ ОНИ ВСЕ В ГЕРМАНИИ ИЛИ ЧЕХИИ»

— Самые востребованные пластинки, это, наверное, классика старого доброго рока?

— Да, самые популярные это, конечно, рок — Pink Floyd, Led Zeppelin, Deep Purple, Uriah Heep и так далее. То есть классический рок конца 60 - 70-х. The Beatles, The Rolling Stones, конечно же, — это самое востребованное, это всегда популярно. Есть дорогие издания, есть дешевые, потому что их переиздавали бесконечное количество раз. Хотя сейчас ситуация меняется, потому что то поколение людей отходит, а новое поколение меломанов — ему ближе 80-е. Уже ищут Depeche Mode, Talking Heads,то есть это уже New Wave, Post-Punk, Industrial. Более того, сейчас, например, очень дорогие пластинки, которые вышли именно в 90-е.

— Поскольку винил тогда уже уходил?

— Да. В начале 90-х все перешли на CD, а на виниле, во-первых, выходило не все. А во-вторых, то, что выходило, выходило очень маленькими тиражами. Depeche Mode, Faith no More, Ник Кейв на виниле тех времен стоят очень приличных денег. Например, на выставках зарубежных отдельно коробки стоят, на которых написано «ред. 90-е», то есть редкости 90-х годов.

— До каких сумм могут доходить редкие пластинки, скажем, Ника Кейва.

— У Ника Кейва есть редкие пластинки, раз он из начала 90-х. Например, они стоят 100 - 200 евро в зависимости от состояния.

— Сейчас стало модным выпускать что-то на виниле у классиков русского рока, например, «АукцЫон» этим занимается? Такие пластинки на рынке коллекционеров востребованы?

— «АукцЫон» еще выходил на виниле в свое время, их первые три пластинки востребованы. Сейчас даже есть московская компания «МИРУМИР», которая занялась тем, что переиздает на виниле всякую советскую классику, и пластинки довольно дорогие. Три года назад Moroz Records переиздали весь каталог группы «Кино» на виниле. К великому сожалению, компании наши, но печатают они все в Германии или Чехии. Я-то надеялся, что восстановят производство, но, к сожалению, не восстановили. Такая глупость получилась — чуть-чуть они не успели, все эти заводы распродали.

У меня есть друг в Лейпциге — это Восточная Германия. Я был у него в гостях, и его друзья там открыли небольшой заводик по производству винила. Он сам им увлекается и говорит: «Хочешь, я экскурсию тебе проведу?». Отличные ребята, они провели меня по всему циклу: как делается матрица, как она устанавливается, прессы, которые штампуют, где течет винил и оттиск делается. Смотрю, а на одном написано «Балкантон» (Болгария), а на другом — «Ташкентский завод». Я думаю, ни фига себе, и спрашиваю: «А что это такое?». Оказывается, они купили прессы болгарского и ташкентского завода. Говорят, что это самая большая сложность в производстве — найти эти прессы. Потому что их давным-давно не делают. И только вторичный рынок покупает старые прессы, их восстанавливают и используют. Вообще, в Европе очень популярна тема винила. Гораздо популярнее, чем у нас.
Есть еще и так называемый диджейский винил. Раньше все диджеи играли на виниле, сейчас, правда, мало кто. Диджейский винил в хорошем состоянии тоже стоит денег. А то, что мы собираемся — это уникально: когда старое поколение, старые люди и люди молодого поколения, диджеи, которые увлечены винилом — все в одном банке. Они, правда, друга друга плохо понимают, но тем не менее.

А еще есть одна тенденция — очень подорожал в последние годы так называемый советский винил. Не весь, конечно. Скажем, Высоцкий, который выходил миллионными тиражами, как стоил копейки, так и стоит. Но винил, который выходил в начале 90-х, те же «АукцЫон» или «Звуки Му», например, стоят очень приличных денег: альбом «Звуков Му» под названием «Крым» стоит на аукционах 200 - 300 евро, даже до 400 доходит. Это как раз одна из немногих советских пластинок, которой у меня нет. Никак не могу найти.

«ЕСТЬ АЛЛА ПУГАЧЕВА, ВЫПУЩЕННАЯ НА КРАСНОМ ВИНИЛЕ»

— Если говорить о вашей коллекции, какая ваша главная жемчужина, которой можно похвастаться перед любым европейским коллекционером?

— Я такой «умеренно помешанный меломан» — меня, прежде всего, интересует музыкальный материал. Если пластинка с точки зрения музыки мне не интересна, она не будет представлять для меня никакой ценности. Я ее не куплю, даже если она будет дешево продаваться. Если же она интересна с музыкальной точки зрения, то стараюсь купить первый пресс. В пределах разумного, конечно. А из интересных у меня есть, например, первый альбом Jethro Tull под названием This Was. Первый пресс с огромным плакатом — это 1968 год. C огромным плакатом, что большая редкость, в идеальном состоянии. Я ее в свое время совершенно случайно купил за какие-то смешные деньги, это было очень давно. Сейчас пластинка стоит в районе 700 - 800 евро. Я покупал его за 50, если не ошибаюсь. Это не в том смысле, что вложение, это просто очень хороший альбом. Я не большой фанат Jethro Tull, но первый альбом мне очень нравится.
Например, из советских пластинок что-то недавно достаточно редкое откопал, нашел, аж удивился. Мало кто знает, что «Мелодия» (я сам это поздно узнал, хотя всю жизнь занимался), выпускала небольшие тиражи известных артистов на цветном виниле — красном или голубом. И они очень серьезных денег стоят. Например, есть Алла Пугачева, выпущенная на красном виниле. Причем он не красный, а такой полупрозрачно-красный.

— А есть такие пластинки, которые в 80-х годах выпускала «Мелодия», где альбомы иностранных рок-групп и их названия давались в русской транскрипции? Например, группа «Сексуальные пистолеты»...

— Sex Pistols «Мелодия», конечно, не выпускала никогда, но такое есть, да. Это смешно. В Советском Союзе переводилось абсолютно все , например, очень забавно писали название группы Uriah Heeр. И там еще такой смешной снимок, эти волосатые дяденьки с цветами сидят. Очень смешно.

«У МЕНЯ ПОКА СКРОМНАЯ МЕЧТА, ЧТОБЫ ЭТИ НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОХОДИЛИ РЕГУЛЯРНО»

— А вы сами заглядываете на тот казанский рынок около автовокзала?

— Заглядываю.

— Можно там неожиданно обнаружить какие-то редкости?

— Я там смотрю что-то, но не смотрю те развалы, которые торгуют зарубежными импортными пластинками, потому что ничего интересного для меня там точно нет. Я смотрю советские пластинки. Вот там действительно можно за копейки, если ты разбираешься, что-нибудь купить. Я не буду говорить что, не буду себе копать яму (смеется), но кое-что покупал. Недавно буквально.

— Там можно встретить кого-то из ваших знакомых, из числа людей бизнеса, когда человек на большой дорогой машине вдруг приезжает и роется среди всего этого великолепия?

— Есть известный коллекционер Михаил, самый крупный в городе, у него самая большая коллекция пластинок в Казани. Он тоже будет пластинки выставлять в эту субботу на «Виниломании», он говорит, что у него 30 тысяч пластинок, ну, может, немного завышает. Хотя, даже если 20 тысяч — это тоже очень и очень много. Вот он тоже приезжает в хорошую погоду пройтись — почему бы и нет. Если ты даже ничего не купишь там.

— У вас нет желания, помимо этих ежегодных встреч, открыть, условно говоря, музей винила в Казани?

— У меня пока очень скромная мечта, чтобы эти наши мероприятия проходили регулярно. Потому что прошлое было очень успешным, я даже удивился, честно говоря, тогда приложил много усилий. Но оно было весной 2014 года, и вы видите, что прошло почти полтора года. А раз прошло успешно , хотелось бы, чтобы мероприятие было регулярным. Сначала предлагали раз в месяц, но решили, что хотя бы осенью и весной. И вот видите, осень пропустили, весну пропустили — и вот сейчас. Я хочу, чтобы они стали регулярными, и не надо было прилагать массу усилий, чтобы люди знали, что осенью будет «Виниломания», и народ пришел. И с каждым разом людей становилось больше, чтобы компания была интересна и друга другу, и людям, приходящим со стороны.

А по поводу музея винила... Знаете, несколько лет назад в московском центре «Гараж», когда он еще был на старом месте, была выставка большого коллекционера, по-моему, англичанина. Причем это была выставка обложек. Он собирает коллекцию и подошел к этой выставке с точки зрения обложки. Там была огромная выставка действительно известных обложек, которые с музыкальной точки зрения могут быть неинтересны, но интересны с точки зрения дизайна.

Выставка была так интересно сделана: стояли серверы, у всех обложек были номера, и можно было надеть наушники и послушать каждый номер. Удобно было сделано. Причем, насколько я знаю, эта выставка блуждает по миру. Было очень интересно и послушать, и посмотреть — люди сидели и слушали, что скрывается за этой картинкой.

Плюс это ведь все отдельный мир, и мне это очень интересно еще и как дизайнеру. Не секрет, что кучу обложек делали знаменитые люди: Энди Уорхол, например, делал известную обложку Velvet Underground с бананом. Потом он сделал тоже знаменитую обложку The Rolling Stones — Sticky Fingers, где джинсы с настоящим зиппером, вшитым туда, — заглядываешь, а там трусы. Кстати, обе обложки были на той выставке.

Энди Уорхола все знают, но были и другие очень известные дизайнеры обложек. Например, очень известный современный австрийский графический дизайнер Стефан Зогмейстер. Он делал кучу обложек, в том числе и The Rolling Stones — Bridges to Babylon. Он рассказывал, как позвонил Мик Джаггер и спросил, не хочет ли он сделать обложку к альбому Bridges to Babylon. Дизайнер ответил: «Да, хочу. Мик ответил:«Хорошо, я пришлю за тобой самолет».

— У вас есть мечта сделать подобное в Казани, или хотя бы привезти какую-то интересную выставку?

— Да. Например, очень часто в первые прессы вкладывались постеры в пластинки. Скажем, все знают Pink Floyd и их альбом The Dark Side of the Moon — туда было вложено два постера: один с изображением группы, другой с пирамидами в Египте. И таких много. У Бориса Гребенщикова в «Русском альбоме» вышел постер, я даже не знал. Небольшой, но тем не менее. У того же «АукцЫона» был достаточно провокационный постер в альбоме «Дупло».

Так вот я хотел бы сделать выставку этих постеров, потому что многие даже не знают, что эти пластинки снабжены постерами. А с постерами найти очень тяжело, кстати говоря. Потому что их все вынимали и вешали на стеночку в 70 - 80-е годы. Поэтому пластинки с постером тех времен стоят значительно дороже, И полный комплект ты сейчас практически не найдешь. А мне с точки зрения дизайна интересно, и я стараюсь такие вещи находить.