«Я ВСЕГДА ОЩУЩАЛ СЕБЯ РЯДОМ С НИМ МАЛЬЧИКОМ»

В театре им. Камала субботним вечером было людно. Среди зрителей, которые пришли посмотреть спектакль «Зятья Гэргэри» в постановке Марселя Салимжанова, в холле скромно стояли и лауреаты премии имени режиссера. Она присуждается в этом году впервые — «за значительный вклад в развитие профессионального театрального искусства РТ». И вручаться будет раз в два года в день рождения многолетнего худрука театра им. Камала, ушедшего из жизни еще в 2002-м. Конкурсная комиссия во главе с министром культуры РТ Айратом Сибагатуллиным определила победителей еще в августе, но публично итоги ее работы были оглашены только сейчас.

«О том, что премия имени Салимжанова учреждена, я узнал из газет. А о том, что меня сюда пригласят как лауреата, не знал», — сказал в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Гумер Марданов, основатель Атнинского государственного драматического театра им. Тукая и его главный режиссер с 1966 по 2005 год. — Об этом мне сообщили неделю назад. Сначала не поверил и переспросил: «За что?» Ответили, что за 30-летнее сотрудничество и общение с ним. Марсель Салимжанов действительно приезжал к нам практически каждый год, почти всегда с какими-то предложениями о сотрудничестве. Я всегда терялся, он был для меня величиной, я всегда ощущал себя рядом с ним мальчиком».

Об учреждении новой государственной премии в области театрального искусства было объявлено в сентябре. Причем, что любопытно, в Татарстане уже есть государственная театральная премия «Тантана», и вот минкульт РТ создал ей своеобразного конкурента, да еще имеющего серьезную финансовую составляющую — каждый лауреат премии им. Салимжанова получит по 200 тыс. рублей. Однако первый опыт четко показывает — новая награда предназначена для поддержки национального театра в отличие от более демократичной «Тантаны». Хотя в постановлении кабмина РТ об учреждении «республиканской премии в области театрального искусства имени Марселя Салимжанова» никаких прямых указаний на это нет. Но состав конкурсной комиссии, куда помимо известных деятелей культуры входит, к примеру, глава Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, да и сама первая церемония награждения, включая речи официальных лиц, четко показывают — лауреатами премии будут становиться те, кто внес серьезный вклад в развитие именно татарского театрального искусства.

«НЕ ДЕНОМИНИРОВАННЫЕ РУБЛИ И НЕ ДОЛЛАРЫ»

Видимо, для того чтобы объяснить, почему именно Марданов стал одним из первых лауреатов премии, на официальной части мероприятия зрителям показали архивное видео, где сам Салимжанов рассказывает о теперь уже бывшем главном режиссере Атнинского театра: «У меня часто спрашивают, почему я постоянно езжу в Атню, почему постоянно им помогаю. А потому что Марданов смог меня заинтересовать, сблизил наши театры. Он влюблен в сцену. Поэтому я очень счастлив, что там есть Марданов, я хочу, чтобы он долго работал».

Вслед за этим зрителям показали еще одно видеовоспоминание о другом лауреате премии — гораздо более известном широкой публике актере театра им. Камала Ринате Тазетдинове. «Конечно, он большой талант. Но одним талантом такого уровня не добиться. Во время репетиций я никогда не слышал от него слова «устал», даже ночью, когда мы репетировали до двух-трех ночи — некоторые уже посматривали на часы, но не он. Репетировал снова и снова, причем неважно, где выступление — в какой-то забытой деревне или Москве», — такими были воспоминания из прошлого от Салимжанова в адрес своего многолетнего соратника.

Саму же церемонию награждения начал председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. «Cегодня историческая дата — день рождения Марселя Салимжанова. Сегодня же мы будем вручать первую премию его имени. Недавно был еще один особенный день — республика отпраздновала День Конституции, которая была принята и защищена в течение 20 лет», — начал он и добавил, что РТ также смогла сохранить национальный театр. Эта премия и должна остаться благодарностью тем людям, которые сохранили национальный театр.

Мухаметшин пригласил лауреатов премии на сцену — кроме Тазетдинова и Марданова лауреатом стал главный режиссер Нижнекамского государственного театра Рустем Галиев. Им передали медали и денежный сертификат. «Вот вам 200 тысяч рублей — заплатка для вашего бюджета. Не деноминированные рубли, не доллары», — пошутил Мухаметшин.

Лауреаты премии обратились к зрителям с небольшими выступлениями, однако все они неизбежно вспоминали человека, чьим именем названа премия. «Это огромное событие для татарского театра. «Золотая маска» — это для Москвы и Петербурга, а мы должны отмечать свои успехи, — сказал Тазетдинов. — Я помню, что Марсель [Салимжанов] поставил спектакль «Баскетболист» в свои последние дни, все за него переживали, он болел и вскоре умер. Настолько он был трудолюбивым. Это большой режиссер для театрального мира. Я очень рад, что его имя увековечили. Возраст такой, что я рюмочками не балуюсь, но в честь дня рождения поднять, наверное, придется. Потому что это очень большое событие для меня. Мне кажется, я достоин этой премии — я играл у него все большие роли и все премии получал за его спектакли».

«МЫ ВСЕ РАВНО ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НЕ ХОТИМ»

Галиев же отказался от речи в пользу небольшого шуточного стихотворения, как он сам выразился, «по-туфановски», которое под смех зрителей прочитал в микрофон:

«Я не смог стать Камалом, моим именем не назван этот красивый театр,
Я не смог стать Марселем, не родился в семье артистов,
Не смог стать Празатом, не поставил на сцене большого русского классика.
Что бы я делал на их месте?
Быть Рустемом Галиевым и так очень трудно».

(«Мин Камал да була алмадым, шушы матур театрга исемемне куя алмадым,
Мин Марсель да була алмадым, артистлар гаилəсенда дөньяга килə алмадым,
Празат та була алмадым, зур рус классигын сəхнəгə куя алмадым.
Нишлəр идем икəн мин булсам алар урынында?
Рустем Галиев булуы да бик авыр əле монда».)

После вручения награды корреспондент «БИЗНЕС Online» задал Галиеву несколько вопросов. Он признался, что был уверен — премию дадут именно ему. «Дело в том, что я единственный ученик Салимжанова, который создал театр, — объяснил Галиев. — Помню, что он пришел на первый спектакль в новом театре и подарил мне большую картину, которая до сих пор там висит. В тот день он сказал: «Если начал — не останавливайся». Я, кажется, не останавливаюсь, может быть, премию мне дали именно за это».

«Эта фраза типичная для него — Марсель Салимжанов всегда держал своих учеников под контролем, — продолжает наш собеседник. — Например, говорил: «Вышел роман Аяза Гилязова, кто читал?» И все прочитывали к следующему уроку. На следующем уроке он говорил: «У Магдиева вышло что-то в журнале «Казанские огни», кто видел?» Он заставлял нас читать татарскую литературу, потому что все мы знали, что он это спросит. Сейчас спрашивать с нас так, как он, никто не будет. Но мы все равно останавливаться не хотим».