Казанский модный бутик по продаже мужской одежды Corneliani на улице Волкова работает последние дни

«ПРОСТО БАЛАНСИРОВАТЬ НЕИНТЕРЕСНО»

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», последние дни работает казанский модный бутик по продаже мужской одежды Corneliani, входящий в модную группу Fashion Group Volkof. На окнах магазина, расположенного на улице Волкова, наклеены объявления «Ликвидация», а администраторы говорят по телефону, что он проработает, «возможно, еще неделю, или меньше». Бутик открылся в формате франчайзинга в 2008 году и продержался на казанском рынке 6,5 лет.

Собственник галереи Fashion Group Volkof Эльмира Писарева рассказала нашей газете, что причина закрытия Corneliani кроется в состоянии рынка и в отсутствии перспектив развития в ближайшем будущем. «Изменения экономики привели к падению потребительского спроса, и наиболее ощутимым оно оказалось в сегменте мужской одежды. На мой взгляд, сегодня данное направление превратилось больше в имиджевую составляющую бизнеса. У меня, как у его владельца, встал вопрос: хочу ли я платить за эту «картинку», если да, то какой экономический профит она даст в этой связи? Мой вывод — профита в ближайшие пару лет не будет, а просто балансировать неинтересно, — говорит наша собеседница. — На этом фоне нет желания нести дополнительные и немалые расходы. По-моему, это разумное решение с точки зрения оптимизации бизнеса. Моя компания будет продолжать работать с женской клиентурой по продаже одежды, обуви и аксессуаров. Здесь мы себя чувствуем уверенно. А дальнейшие действия будут зависеть от нашей внутренней экономической обстановки».

На вопрос о сумме вложений в закрывающийся бутик Писарева отвечает, что они «были такими же достойными, как и сам бренд». «Дизайн и оборудование были изготовлены итальянцами. Все было сделано очень профессионально», — отмечает она.

Эльмира Писарева рассказала, что причина закрытия Corneliani кроется в состоянии рынка и в отсутствии перспектив развития

Писарева также прокомментировала состояние рынка люксовой одежды в России и в Казани. «Рублевая выручка практически не изменилась, но изменилась цена валюты, а мы к ней привязаны, уменьшилось количество единиц проданного товара. Уже этих двух предложений достаточно, чтобы оценить состояние нашего рынка. Работать приходится гораздо больше. По всей России магазины уменьшают свои бюджеты на закупку товара, значит, будет страдать ассортимент. Конечно, мы максимально учитываем и будем учитывать потребности наших постоянных клиентов, но товарооборот будет сокращаться до тех пор, пока продолжит снижаться потребительский спрос в целом», — констатирует собеседница газеты.

Закрытие Corneliani — не единственная потеря рынка Казани в сегменте люкс в этом году. Как уточнила нашей газете руководитель ТЦ Suvar Plaza Татьяна Гусева, в первой декаде 2015 года из-за нестабильной геополитической ситуации западные торговые операторы были вынуждены сократить развитие в регионах. «Так, нас покинули такие игроки, как WEIL, Obliqie и Мayer. Но их место сразу заняли новые операторы, подходящие под нашу концепцию», — говорит она.

В начале сентября появилась информация о продаже Элиной Васьковой (еще одной бизнес-леди Казани) магазина Guess by Marciano на улице Баумана

В начале сентября на сайте объявлений Avito появилась информация о продаже еще одной бизнес-леди Казани — Элиной Васьковой — магазина Guess by Marciano на улице Баумана. А в самом начале 2015 года ее же бутик Guess Accessories был закрыт в ТЦ «Парк Хаус». «Магазин я закрыла по семейным обстоятельствам. Но, безусловно, в связи с повышением курса евро продажи резко сократились, покупательная способность у людей снизилась, — объяснила «БИЗНЕС Online» экс-владелица бутиков Guess в Казани. — Марка Marciano Guess к классу люкс не относится, хотя продажи снизились везде».

РОСТ НА РЫНОК ОДЕЖДЫ ВЕРНЕТСЯ НЕ РАНЕЕ 2017 ГОДА

Действительно, не только люксовые бренды испытывают проблемы. По статистике, в Татарстане сокращение розницы за январь-сентябрь по сравнению с тем же периодом прошлого года составило 12,7%. «Сетевые игроки отмечают падение продаж по количеству позиций в чеке; по нашим данным, в среднем падение продаж зафиксировано на уровне 9,5 процента по сравнению к прошлому году, но в зависимости от профиля деятельности ретейлера картина может кардинально отличаться, — рассказала нашей газете директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании JLL Марина Малахатько. — Обувной рынок чувствует себя лучше, чем одежный: падение продаж зафиксировано в среднем на 7,5 процента, а у отдельных брендов зафиксирован даже рост продаж в рублях в пределах 20 процентов».

В самом начале 2015 года был закрыт бутик Guess Accessories в ТЦ «Парк Хаус»

Если говорить в целом о России, то, по данным Малахатько, в этом году с рынка ушло сразу несколько международных брендов, в частности Rockport, Florian, Herve Leger, Lindex и другие. Однако при этом о входе в Россию заявили 11 международных брендов. По ее словам, стабилизация рынка еще не началась, небольшое оживление может случиться во втором квартале 2016 года в случае отсутствия новых экономических шоков.

«Домохозяйства сейчас предпочитают максимально откладывать приобретение товаров длительного пользования. Ожидается, что устойчивый рост продаж на рынке одежды начнется не ранее 2017 года, — считает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. — С российского рынка уходят сети Esprit, OVS, River Island, Gerry Weber, Seppala, Lindex и т. п. В отличие от рынка одежды рынок обуви стал сокращаться еще в 2014 году (на 8 процентов до 0,6 триллиона рублей). По итогам 2015 года рынок может просесть еще минимум на 10 - 15 процентов».

«Сегмент люкс (свыше 500 долларов в среднем за изделие) занимает около 4 процентов рынка одежды в денежном выражении. В 2015 году ожидается падение на 20 - 30 процентов в рублях на фоне снижения платежеспособного спроса», — говорит Нигматуллин. Малахатько подтверждает эти цифры. «Рынок люкса в России уже упал в целом почти на 20 процентов, и мы считаем, что в 2016 году ситуация кардинально не изменится, — отмечает она. — С точки зрения потребительского поведения мы видим, что клиенты люксовых брендов в целом не ушли в другой сегмент, а просто стали реже делать покупки, тогда как, к примеру, часть аудитории брендов категории «средний плюс» перешла на более доступные марки».

Сегмент люкс занимает около 4% рынка одежды в денежном выражении. В 2015 году ожидается падение на 20 - 30% в рублях на фоне снижения платежеспособного спроса

КАЗАНЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ «РОСКОШНУЮ КЛАССИКУ»

Но не все продавцы брендовой одежды, обуви и аксессуаров в Казани предпочитают ужиматься в условиях кризиса. Некоторые, напротив, стараются укрепить свои позиции на рынке. Модный холдинг VIP Group, за которым числятся интернет-магазин по продаже одежды, обуви и аксессуаров и 11 бутиков, буквально на днях пополнился еще одним — 12-м — Cheap and Chic. Цены в интернет-магазине позволяют составить представление о нынешних уровнях цен в сегменте люкс-одежды.

Так, цены на брендовые женские футболки достигают 31,5 тыс. рублей (здесь и далее — с учетом скидок), черные джинсы от JBrand обойдутся в 92,5 тыс. рублей, элегантный топ из кожи ягненка от The Row — 91 тыс. рублей, а пальто в черно-белой гамме от Haider Ackermann — 340,3 тыс. рублей. Не отстают и цены на мужскую одежду. Хлопковая рубашка от Balmain c нашивкой в виде американского флага стоит 53,2 тыс. рублей, свитер от Damir Doma — 57,2 тыс., а кроссовки из крокодиловой кожи от Dolce&Gabbana — 181,9 тыс. рублей.

Журнал SNC в октябрьском номере составил рейтинг «100 самых влиятельных персон русской моды»

Отметим, что известный российский глянцевый журнал SNC, главным редактором которого полтора года (до декабря 2014-го) была Ксения Собчак, в октябрьском номере составил рейтинг «100 самых влиятельных персон русской моды». В раздел «Активисты российской моды в регионах» рейтинга вошли Лина и Рамиль Курбановы — основатели и руководители VIP Group — главного татарстанского люксового ретейлера. Кстати, модный холдинг еще и выпускает собственный глянцевый журнал VIP Avenue.

В разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» Рамиль Курбанов объяснил открытие бутика в разгар кризиса тем, что компания всегда продолжала расширяться, на протяжении всего времени существования.

«Рынок упал повсеместно, это естественно. Везде и у всех. Все же взаимосвязано. Что такое люкс? Это же не небожители, это такие же люди, — дал свою оценку ситуации собеседник газеты и прокомментировал вопрос о прогнозах по восстановлению рынка. — Я знаю, что во многих маленьких городах с населением до 300 тысяч человек магазины просто закрываются, не выдерживают. Слишком высокое соотношение рубля и евро, поэтому в такой ситуации людям очень сложно тратить деньги. И такой расклад затрагивает абсолютно всех и вся».

В раздел «Активисты российской моды в регионах» рейтинга вошли Лина и Рамиль Курбановы — основатели и руководители VIP Group

На вопрос газеты о том, как же в такой ситуации холдингу удается прирастать новыми объектами, Курбанов ответил, что изыскиваются правильные средства. «Мы открыли Cheap and Chic — это стоковый магазин. Сейчас значительно больше людей идут именно в стоковые магазины, потому что товар там хороший. Люди просто могут год не приходить в магазин и ничего не покупать, потому что вещи качественные, но съезжать со своей планки очень сложно. Если сравнивать хорошие вещи, сделанные из правильных материалов, и подобные, но дешевые, вы поймете колоссальную разницу. Все уже обожглись, поэтому стараются отдохнуть, посмотреть, как изменится ситуация», — рассказал основатель модного холдинга. По его словам, та же самая ситуация сегодня и в Москве, и в Санкт-Петербурге. «Спад везде. Нет такого, чтобы где-то был подъем. Знаю одно — надо выживать. Останавливаться нельзя — это ошибка», — резюмировал Курбанов.

Открывались в этом году новые проекты и у другой крупной модной компании — Podium Group. «У нас в этом году было два открытия. Первое — меховой салон F&A в ГТРК «Корстон» по продаже премиальных шуб, меховых изделий для женщин и мужчин со скидкой 50 процентов. Второе крупное открытие этого года — наш онлайн-проект podiumluxe.ru. Продажи с него идут по всей России, и мы предлагаем бесплатную доставку, бесплатную примерку перед покупкой, удобный возврат, — рассказал нашей газете креативный директор и главный байер компании Глеб Ядринцев и дал оценку рынку. — У премиум-сегмента всегда все отлично. Наши клиенты всегда с нами, наши закупки в люксовых бутиках осуществляются по принципу максимальной клиентоориентированности. У каждого нашего бутика есть своя аудитория, под которую мы совершаем закупки. Спрос этой осенью по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в принципе, остался на том же уровне благодаря клиентам, которые любят и выбирают нас».

Джорджио Армани и Глеб Ядринцев

Что касается прогнозов, по словам собеседника газеты, дела уже пошли в гору. «У нас стабильная ситуация, и мы рассчитываем на увеличение оборота в следующем году на 15 - 20 процентов, — прогнозирует Ядринцев и рассказывает о выборе жителей столицы Татарстана. — Предпочтения в покупках сейчас отдаются тотал-луку, который подбирают наши профессиональные стилисты. Сейчас активно вырос спрос на верхнюю одежду. Лидеры продаж — парки, пуховики и дубленки. Остаются востребованными коллекции брендов Patrizia Pepe, первой линии Roberto Cavalli и британского дизайнера Mary Katrantzou, что еще раз подтверждает любовь казанцев к роскошной классике».

«НЕКОТОРЫЕ ДОНАШИВАЮТ СТАРОЕ»

Однако, характеризуя рынок в целом, все эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», в один голос говорят о падении и прогнозируют непростой 2016 год.

«Спрос на одежду в Казани этой осенью по сравнению с прошлым годом упал на 20 - 25 процентов», — говорит директор f-people concept store Айдар Зарипов. Продажи в денежном эквиваленте, по его словам, снизились на 20 - 30 процентов, сейчас покупатель экономит, ситуация сложная, в первую очередь из-за нестабильного курса рубля.

Сравнивая нынешний кризис и 2008 года, собственник галереи Fashion Group Volkof вспоминает, что 2008-й был для нее очень памятным годом, потому что именно с ним связано открытие новых магазинов, в том числе и франчайзинговых (Escada, Escada Sport, Corneliani). «Я очень хорошо помню тревожный вид наших покупателей в августе 2008-го. Но общество как-то быстро адаптировалось, настроения поменялись. Через два месяца торговая деятельность начала оживляться. То, что происходит сейчас, — это серьезнее и продолжительнее. Пролонгированный стресс, который, как кокон, обволакивает все слои населения, независимо от достатка, становится нормой, — рассказала Писарева. — Естественно, это отражается на желании совершать покупки. Общество достаточно образованно, чтобы анализировать и обобщать, и когда в текущем мощном информационном потоке экономические программы станут приоритетными, то бизнес отреагирует, получит сигнал, что «поезд тронется» и можно задуматься о развитии и новых проектах».

«Одеваться в люксе для многих стало недоступным из-за повышения цен в три раза. Народу сейчас мало везде, даже в Москве магазины пустуют, многие закрываются»

По мнению стилиста и колумниста телеканала «Эфир 24» Эльмиры Минкиной, покупатель сейчас стал более избирательным и при покупке одежды обращает внимание на ее практичность. «Именно поэтому на первый план выходит поиск качественных базовых вещей. В этом плане казанские магазины, предлагающие классические вещи, находятся в более выгодном положении, — говорит она. — Также в начале 2015 года прогнозировалось повышение интереса к отечественным маркам, потому что казалось, что при сложной международно-экономической обстановке они будут доступнее, однако по цене они практически не уступают европейским».

Экс-владелица Guess говорит, что в сегменте люкс часть клиентов с хорошим достатком как покупали, так и будут покупать, но таких 3%, а остальные сократили свои траты. «Люди стали более обдуманно покупать вещи, не так, как раньше, некоторые донашивают старое. Одеваться в люксе для многих стало недоступным из-за повышения цен в три раза. Народу сейчас мало везде, даже в Москве магазины пустуют, многие закрываются, — рассказывает собеседница газеты о происходящем на рынке. — Все чаще звонят такие бутики, как Chanel, Ralph Lauren, Agent Provocateur, приглашают на новые коллекции. Отсюда можно сделать вывод, что тяжело даже там, не говоря уже о регионах. Владельцы бутиков стараются минимизировать свои расходы, сокращают бюджеты, договариваются с производителями о дополнительных скидках. Могу сказать одно — 2016 год будет очень трудным, нужно его пережить, выживут сильнейшие!»

В торговом центре Suvar Plaza, известном «люксовым наполнением» (на сегодня там 56 моно- и мультбрендовых бутиков), несмотря на острую экономическую ситуацию в связи с нестабильным курсом валюты, наполняемость осталась практически неизменной. По словам руководителя торгового центра Гусевой, если сравнивать показатели за соответствующий период 2014 года и сейчас, оттока посетителей не наблюдается. «Наоборот, мы зафиксировали некий ажиотаж на товары известных брендов, представленных в Suvar Plaza. Наряду с одежными и обувными марками большим спросом также пользуются свадебные изделия и аксессуары», — отмечает она.

В торговом центре Suvar Plaza, известном «люксовым наполнением», оттока посетителей, по словам руководителя ТЦ, не наблюдается

Что касается рынка обуви, то, по словам заместителя директора по связям с общественностью компании «Обувь России» Натальи Паули, основное падение спроса на рынке произошло весной 2015 года — на 20 - 25%, тогда же был и достаточно существенный скачок цен. «Сейчас темпы падения замедлились — во втором полугодии снижение будет на 10 - 15 процентов. В целом по итогам 2015 года мы ожидаем, что обувной рынок в натуральном выражении сократится на 18 - 20 процентов, — говорит она. — Сейчас нормально себя чувствуют крупные игроки, поскольку у них есть резервы для развития, налаженные отношения с банками и партнерами, есть возможности договариваться с поставщиками о более выгодных условиях за счет больших объемов закупа. Из России ушел ряд европейских брендов. Основная причина — это рост цен, уменьшение спроса со стороны населения, высокие риски для дальнейшего освоения рынка — невозможность предсказать, что будет дальше происходить».

По словам собеседницы газеты, в Казани и в целом по розничной сети наиболее востребована в этом сезоне обувь стиля «городской комфорт» — это низкий каблук, голенище-труба — модно и удобно. Также популярными стали сапоги-дутики. Модельная обувь на каблуках стала менее популярна, но спрос на нее есть.

«Массового перетекания из сегмента в сегмент не наблюдается, хотя частота покупок снизилась, мы видим, что покупатели экономят, поскольку выросла популярность нашей услуги продаж в рассрочку. И в целом востребован ассортимент, более доступный по цене, — рассказала Паули. — Если говорить о премиальном сегменте, то его доля на обувном рынке не очень большая, он менее подвержен колебаниям спроса, поскольку покупатели этого сегмента практически не чувствительны к цене».