«МНОГО ЧЕГО ПРОСТО НЕ ДОХОДИТ ДО ЗРИТЕЛЯ, А КОГДА ДОЙДЕТ — Я НЕ ЗНАЮ»

У нас в Казани любителей артхауса не больше 4 тыс. человек. Но что приятно — с каждым годом на кинофестивали приходит все больше и больше зрителей. Взять, например, музыкальный фестиваль Beat weekend, прошедший недавно. Если сравнивать с прошлым годом, то по проходимости он собрал больше народа.

Зритель любит короткий метр из-за того, что за относительно небольшой промежуток времени, а это в среднем 1 час 30 минут — 1 час 40 минут, можно посмотреть 5 - 6 историй, и они все будут разными. Это может быть анимация, может быть комедия или драма продолжительностью от 1 минуты до 45 минут. Есть фестивали, которые берут только 10-минутные фильмы. Но в основном средний хронометраж — это 30 минут. Фильмам от 35 до 55 минут очень сложно пробиться в фестивальные программы, поэтому режиссеры должны сразу определять для себя, где потом будет показан их фильм: в программе фестиваля или в широком прокате. Многие режиссеры страдают, когда им предлагают срезать 10 минут, чтобы попасть по таймингу на 20 фестивалей, или оставить все как есть и в лучшем случае попасть на 3 фестиваля.

Я смотрел и документальное французское кино, и документальное израильское кино, и турецкую документалистику. И я не могу сказать, документальная школа какой страны сегодня самая сильная. По документальному кино очень много чего просто не доходит до зрителя, а когда дойдет — я не знаю. Кинотеатры связаны по рукам и ногам. Многие даже не знают, как работать с такими фильмами. У нас в основном рекламирует то кино, которое можно посмотреть и забыть, а понравится картина или нет — это уже не важно. Например, в рекламу «007: Спектр» вложено очень много денег, а фильм кроме как шоу ничего из себя не представляет. Многие, к сожалению, хотят прийти в кинотеатр, посмотреть ленту и, ни о чем не задумываясь, уйти. А документалистика — это особый вид искусства, который не все понимают. Но есть такие работы, которые обходят игровые фильмы по многим параметрам. Как фильм «Океаны», например. Это первое документальное кино, которое собрало столько денег. После него и до него никто так не собирал.

«НАШЕМУ РОССИЙСКОМУ КИНО ЗРИТЕЛЬ НЕ ОЧЕНЬ ДОВЕРЯЕТ»

Как составляется программа фестивалей? По опыту работы с правообладателями могу сказать, что первым делом программа показов согласовывается с посольством той страны, которая представляет фестиваль. У каждого фильма и у каждой программы есть хозяева, то есть прокатные организации, которые стараются собрать владельцев той или иной продукции в одну фестивальную программу. Компании работают напрямую с посольствами, а у посольств есть прямая задача — показать фильмы в определенных городах. Правда, по такому принципу собираются не все программы. В иных случаях люди, занимающиеся отбором фестивалей, могут посмотреть то или иное кино и найти режиссера или продюсера фильма в интернете — для этого созданы специализированные ресурсы.

Сегодня самый популярный фестиваль короткометражек — это Future Shorts. Его знают все. На данный момент подрастает популярность Манхэттенского фестиваля короткометражных фильмов, в рамках которого по всему миру проходит голосование за самую лучшую картину или актерский состав.

С полным метром сложнее, потому что достаточно сложно подобрать хорошую программу показов, чтобы при этом всех удовлетворить. В этом плане самым нашим любимым фестивалем является «Неделя французского кино», который мы показываем вместе с «Альянс Франсез — Казань» в нашем кинотеатре уже лет 7 - 8. В этом году на открытии было порядка 180 человек. Был фуршет, была живая музыка. Во второй день у нас прошла детская французская анимация, а она, честно говоря, на любителя. Тем не менее в зале было человек 40 - 50 и, что приятно, никто не ушел, все досмотрели до конца.

К сожалению, нашему российскому кино зритель не очень доверяет. Программа «Новые русские-2», которую мы показывали, шла параллельно с фестивалем Shnit. И на Shnit пришло гораздо больше зрителей, чем на фильмы «Нового русского», хотя по своей силе программа ничуть не уступала. Может быть, конечно, причина была в том, что у нас слишком много мероприятий на тот момент шло подряд. Сейчас мы стараемся разносить мероприятия и не накладывать одно на другое. Например, ради нас перенесли даты фестиваля «Новое британское кино». Первоначально он должен был идти параллельно с «Неделей французского кино» и попадать на начало «Недели польского кино». Мы пойти на это не могли, но отказываться тоже не хотели. И Британский Совет пошел нам навстречу. На фестивале британского кино у нас будет 6 фильмов. Откроет программу «Лобстер» — это фильм, взявший гран-при Каннского кинофестиваля. Это фильм, который обязательно нужно посмотреть. Кто-то, возможно, его не поймет, но гран-при в Каннах о многом говорит.

Конечно, мы опасаемся того, что народ от такой насыщенной фестивальной жизни немного устанет и какие-то достойные фильмы от этого пострадают, но, к сожалению, мы ничего не можем поделать — такой график.

Некоторые программы фестивальные прокатчики не дают нам. Например, посмотрев программу фестиваля документального кино США Show US, я захотел взять абсолютно все фильмы. Мне отказали, потому что на Казань выделили только два фильма.

Show US в Казани мы представим двумя документальными фильмами: «Американская медсестра» и «Продолжайте идти вперед». Это чистокровное американское документальное кино, которое не показывают нигде. И приедет сам режиссер «Американской медсестры» Кэролин Джонс. Она снимала для журналов Interview, Esquire, Self, Vogue и в 1994 году опубликовала свою первую книгу фотографий «Живое доказательство: мужество перед лицом СПИДа». В 2012-м Джонс выпустила книгу фотографий «Американская медсестра», и позже проект разросся до специального портала, посвященного труженикам американской медицины, и полнометражного документального фильма, который удостоился премии «Кристофер», награды, ежегодно вручаемой за произведения искусства, воспевающие стойкость и щедрость человеческого духа.

В КАЗАНЬ СНОВА ПРИЕДЕТ КШИШТОФ ЗАНУССИ

Ноябрь-декабрь выдадутся в этом плане очень насыщенными. Тем самым мы хотим поставить точку в конце года и уже начать с нового года Год российского кино, на протяжении которого будем делать ставку именно на отечественные фильмы — как российские, так и наши татарстанские. Мы уже разработали примерную программу, чтобы дата показа не совпадала ни с одним другим мероприятием. Скорее всего, это будет вечер выходного дня, чтобы посмотреть работы могли все желающие. У нас даже есть желание делать ретроспективные показы с приглашением режиссеров, потому что когда в прошлом году на фестиваль мусульманского кино приезжал представитель петербургской школы кино режиссер Константин Лопушанский, он выразил желание показать в Казани и другие свои фильмы.

Но у нас нет такого большого финансирования, чтобы привезти всех режиссеров, разместить их здесь, накормить и тому подобное. Если у нас все получится, то раз в месяц мы будем показывать российский фильм, раз в месяц — наш татарстанский. Главное для нас — не разорваться, потому что помимо этого нужно продвигать и зарубежное массовое кино.

Если брать фестиваль мусульманского кино, то география представленных работ на нем была еще шире, чем это бывает обычно: Россия, Кыргызстан, Иран, Ирак, Индия, Таджикистан, Египет, Норвегия, Франция и другие. В ноябре-декабре мы планируем устроить своеобразное эхо фестиваля. В программу будут включены самые лучшие показы, потому что в этом году в «Мире» шли только параллельные показы фестивальных работ, мастер-классы и встречи с режиссерами. Зрители, которые не смогли по тем или иным причинам посмотреть самые сливки фестиваля, получат такую возможность.

Мы регулярно проводим у себя мастер-классы и творческие встречи. На Дни польского кино к нам снова приезжает известный польский кинорежиссер, сценарист и продюсер, лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», обладатель множества международных и национальных наград Кшиштоф Занусси. На этот раз он представит свой фильм «Инородное тело», но и творческая встреча со зрителем после просмотра картины, скорее всего, тоже состоится. Если не ошибаюсь, этот фильм мало кто из кинотеатров показывал. На фестивале мусульманского кино он читал мастер-класс, и зрители сидели все те три часа, что он шел. Никто не ушел. Он отвечал на все вопросы, а вопросов было много, и они все никак не заканчивались. В какой-то момент Арсений Гончуков стал переживать, что из-за затянувшейся встречи с Занусси на показ его фильма никто не придет, потому что вся думающая аудитория собрана там. Мы переместили мастер-класс польского мэтра на второй этаж, где они еще достаточно долго обсуждали положение дел в современном кинематографе. И опасения Гончукова не подтвердились — пришел полный зал. И это был совершенно другой зритель, но не менее думающий.

Александр Ишимов