Ford-Sollers в ближайшее время может остановить производство в Татарстане

FORD-SOLLERS МОЖЕТ ПРИОСТАНОВИТЬ СБОРКУ МАШИН В РТ

Почти пророческой оказалась вчерашняя публикация «БИЗНЕС Online» c заголовком о том, что «Ford, того и гляди, станет никому не нужен». Ford-Sollers в ближайшее время может остановить производство в Татарстане — сразу два источника среди поставщиков автокомпонентов сообщили об этом нашему изданию. Ранее завод уходил в отпуск в августе на две недели. Сейчас речь идет о полутора и более месяцах.

«Мы получили уведомления о том, что с начала ноября до середины января будет остановлено производство в Набережных Челнах, — сообщил знакомый с документом собеседник газеты, уточнив, что кнопку стоп, по его сведениям, нажмут в понедельник, 2 ноября. — А с начала декабря до середины января будет остановлен завод в Елабуге». Еще один источник, близкий к производителю, отмечает, что полной остановки не планируется, но возможна частичная: что-то в ноябре, что-то в декабре.

В самой компании «БИЗНЕС Online» не подтвердили, но и не опровергли эту информацию, заявив, что комментарии появятся не ранее чем в понедельник. «Дайте нам немножко времени, — попросила заместитель вице-президента по связям с общественностью Анастасия Кожевникова. — Мы сначала должны определиться внутри компании, потому что нет еще четкого понимания, что на самом деле будет. Мы определимся с датами и сроками, оповестим наших сотрудников, и только после этого сможем дать достоверную информацию. Как вы понимаете, достоверная информация не может исходить от сторонних организаций. Поставщиков мы еще ни о чем официально не оповещали. Странно, что они называют какие-то сроки».

На челнинскую биржу труда никаких заявлений о предстоящих массовых простоях со стороны Ford-Sollers пока не поступало — ни о сокращениях, ни о режиме неполной рабочей недели. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщила директор центра занятости Татьяна Быданова. А вот в елабужский центр занятости уведомление от Ford-Sollers пришло. Однако директор центра Юлия Демина сочла себя не вправе раскрывать подробности письма по социально значимому вопросу и предложила обращаться непосредственно к работодателю.

Социальную значимость обоих заводов действительно трудно переоценить. На заводе в ОЭЗ «Алабуга», согласно ранее публиковавшимся данным, работают свыше 1,5 тыс. человек, на заводе в Набережных Челнах — примерно 1,2 тыс. сотрудников.

DSC_9716-110413.jpg
Социальную значимость обоих заводов трудно переоценить: в ОЭЗ «Алабуга» работают свыше 1,5 тыс. человек, в Набережных Челнах — примерно 1,2 тыс. сотрудников

НА ФОНЕ ПИКИРУЮЩЕГО СПРОСА: МИНУС 57% В ТАТАРСТАНЕ

Напомним, 15 октября в Набережных Челнах представили первый Fiesta c двигателем российской сборки, здесь же выпускается субкомпактный кроссовер EcoSport. В Елабуге на конвейере стоят кроссовер Kuga, внедорожник Explorer и линейка коммерческих автомобилей Ford Transit.

Буквально в начале сентября Ford-Sollers громко рапортовал об успехах. Согласно распространенному пресс-релизу, продажи компании по итогам августа выросли на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Всего за месяц было продано более 4500 автомобилей. При этом продажи SUV линейки Ford, выпускаемой в Татарстане, включая Ford EcoSport, Ford Kuga, Ford Explorer, увеличились, по данным компании, на 5%. По итогам сентября бравурных реляций, впрочем, не было.

К сожалению, в распоряжении «БИЗНЕС Online» пока нет данных о продажах автомобилей Ford по России в целом, но и данные по Татарстану, где, казалось бы, у компании должен быть режим наибольшего благоприятствования, весьма показательны. По итогам трех кварталов в республике продано всего 122 Fiesta, 111 EcoSport. Продажи Kuga упали почти втрое — продано 105 кроссоверов против 299 год назад. Лишь 44 татарстанца присмотрели себе большой и мощный Explorer (в 2014 году их было 74).

Падение Ford оказалось глубже, чем рынка в целом: спрос на новые автомобили в Татарстане на 9-месячном отрезке сократился на 40,9%, а на автомобили Ford — на 57%. Всего было продано 743 машины. При этом суммарная мощность татарстанских площадок компании — 180 тыс. автомобилей в год.

«БИЗНЕС Online» сегодня попытался также получить комментарии от некоторых автосалонов в Татарстане. Однако в «КАН-Авто», «Аларм Моторс», «ТрансТехСервис», «Барс Авто» оперативный ответ предоставить не смогли.

Пуск завода двигателей в ОЭЗ «Алабуга»
Одним из последних событий стал пуск завода двигателей в ОЭЗ «Алабуга» — объем инвестиций составил $275 миллионов

ПОД УГРОЗОЙ 40% ПРОИЗВОДСТВА В ЕЛАБУГЕ

Обиднее всего, что Ford-Sollers продолжает активно вкладываться в производство, углубляя локализацию сборки автомобилей Ford в России в соответствии со своими обязательствами по договору с минпромторгом РФ.

Одним из последних событий стал пуск завода двигателей в ОЭЗ «Алабуга» — объем инвестиций составил $275 млн., мощность производства — 105 тыс. двигателей в год с возможностью наращивания до 200 тыс. единиц. Сам завод автоматизирован на 95%, и обслуживают его всего 200 человек. Открыть завод площадью 42,6 тыс. кв. метров в «Алабугу» по традиции приехал президент РТ Рустам Минниханов, а с ним замминистра промышленности РФ Александр Морозов.

Линейка включает в себя моторы объемом 1,6 литра и мощностью 85, 105 и 120 л. с. Они ставятся не только на машины татарстанской сборки, но и на новый Ford Focus, который выпускает завод во Всеволжске. Моторное производство также имеет серьезную локализацию — алюминий, отливки коленчатых валов, крышки коренных подшипников, поршни, свечи зажигания закупаются в России. За счет пуска завода двигателей Ford довел локализацию своих машин в России до 50% и намеревается нарастить до 60% к 2018 году. К слову, вице-президент компании Адиль Ширинов в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» называл потолок локализации в 88%. В целом же объем инвестпрограммы, в результате которой «американцы» должны «обрусеть», оценивается в $1,5 млрд. в течение 5 лет. Ранее в этом году СП вложило $100 млн. в запуск производства Ford Transit на площадке в ОЭЗ «Алабуга», открывать завод в апреле также приезжал Минниханов.

Адиль Ширинов
Адиль Ширинов называл потолок локализации Ford в 88%

Однако кризис на авторынке в России больно ударил по положению Sollers. Из финансовой отчетности Sollers по МСФО стали известны результаты работы СП Ford-Sollers за 2014 год. Убыток составил 10,9 млрд. рублей при выручке 52,2 миллиарда. По итогам первого полугодия 2015 года за счет партнерства в СП c Ford-Sollers показал убыток в 7 млрд. рублей. Ранее, в апреле 2015 года, компания переуступила контроль над операционной деятельностью американским партнерам.

Положение дел в СП сильно отражается на экономической ситуации Елабуги. По итогам 2014 года индекс промпроизводства упал со 147 до 95%. Виной всему, как объясняли местные власти, резкое падение продаж автомобилей у Ford-Sollers, которое составило 60% по итогам 2014 года. Между тем на компанию приходится 40% выпуска промышленной продукции в городе.

Симптомом неблагополучия стала и смена руководства Ford-Sollers в июне этого года: место Теда Канниса на посту президента и СЕО занял бывший управляющий директор компании Ford в Великобритании Марк Овенден.

Перед тем, как уехать в США, Каннис дал довольно любопытное интервью «Ведомостям», в котором рассказал, что решения об инвестициях в Россию дались непросто: «На протяжении этого кризиса каждый смотрелся в зеркало и спрашивал себя: правильным ли путем мы идем? [Члены совета директоров] увидели, где мы были в самом начале и какой путь уже прошли; мы чувствуем, что у нас правильный модельный ряд в России, который охватывает 70 процентов рынка; мы серьезно вложились в локализацию производства — результаты этого еще не видны, но скоро станут очевидны. На основании всего этого и было принято решение о дополнительных инвестициях», — говорил он.

При этом положение дел на рынке он характеризовал крайне пессимистично: «Автоиндустрия чувствует себя хуже, чем кажется, лето будет плохим. А без программ господдержки была бы настоящая катастрофа».

Тимур Шагивалеев
Тимур Шагивалеев: «10 лет назад была совершена системная ошибка, когда в страну одновременно запустили порядка 20 компаний по сборке иностранных автомобилей»

ОЭЗ «АЛАБУГА»: НАСТАЛО ВРЕМЯ РАЗОРВАТЬ СОГЛАШЕНИЯ О ПРОМСБОРКЕ

В ОЭЗ «Алабуга», где размещается сборка автомобилей и завод двигателей Ford, не смогли подтвердить двухмесячную остановку производства.

«Вместе с тем мы находимся в регулярном контакте с компанией Ford-Sollers Елабуга и понимаем, что ситуация на российском рынке требует от них корректировки реального объема производства, чтобы не было перепроизводства в связи с сокращением автомобильного рынка», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев.

За этим кризисом он видит куда более глобальные проблемы в сфере автопрома. Как раз сейчас, когда близится срок завершения ряда договоров о промсборке с западными производителями, наступило время для правительства принимать непопулярные решения в этой сфере.

«10 лет назад была совершена системная ошибка, когда в страну одновременно запустили порядка 20 компаний по сборке иностранных автомобилей, — констатирует Шагивалеев. — Всем им были предоставлены таможенные льготы на ввоз компонентов. Все они пообещали обеспечить локализацию. А вместе с тем, как мы уже знаем, серьезная локализация возможна, начиная от производства 200 тысяч автомобилей. Если это происходит, то имеет смысл и двигатели под них делать, и другие компоненты. При производстве 10 - 20 тысяч автомобилей это экономически не выгодно».

Заход в Россию такого количества сборочных производств — серьезная стратегическая ошибка, считает гендиректор «Алабуги». Лучше было бы выбрать два-три бренда и дать им возможность по-настоящему локализоваться. Сейчас, когда льготы предоставлены всем, они находятся в состоянии неконструктивной конкуренции, когда ни один из брендов не может обеспечить достаточных объемов для своих поставщиков компонентов.

_MG_3603_684.jpg
ОЭЗ «Алабуга» призывает Дениса Мантурова отобрать льготы у автоконцернов, не наращивающих локализацию

«Поэтому сейчас, когда истекают сроки соглашений о промышленной сборке, нужно принять непопулярные меры и большинство таких соглашений разорвать в связи с невыполнением локализации, — предложил Шагивалеев жесткие меры ведомству Дениса Мантурова. — Останутся два-три серьезных бренда, которые должны делать двигатели и не менее 200 тысяч автомобилей. И это будет уже настоящее автомобильное производство, а не крупноузловая сборка».

Такие меры необходимы, если мы хотим развивать в России автопром. Что происходит сейчас, когда идет девальвация рубля? Цена машин идет вверх, поскольку иностранные компоненты сильно подорожали. «Маятник качнулся. Если физически компоненты не локализованы, то поставляемые импортные компоненты стали «тянуть» в объеме локализации больше — в долларах они стоят столько же, а в рублях в два раза дороже», — пояснил Шагивалеев.

По его словам, Ford-Sollers — один из лидеров по локализации (50% от стоимости машины). И сейчас важно этот показатель сохранить. В России, к слову, высокий уровень локализации обеспечивают также Hyundai, Renault и Volkswagen — у двоих последних в РФ есть производство двигателей. А ярким примером обратного поведения зарубежного автопрома стала позиция GM: вместо повышения уровня локализации американцы просто отозвали свои намерения. И объявили об уходе из России.

К слову, сигналы о том, что минпромторг всерьез задумалось над ревизией соглашений о промсборке, уже появились. Однако тут же под угрозой оказались СП КАМАЗа, которые из-за роста цен на импортные детали и затоваривания складов оказались под угрозой потери льгот.

P.S. После публикации редакция получила оперативный комментарий агентства «Автостат». По итогам 9 месяцев продажи Ford в России сократились на 43,1% до 22,5 тыс. автомобилей, отмечает аналитик агентства Алексей Муханов. Одним из важнейших факторов, на которые опираются потребители, становится цена автомобиля, особенно в массовом сегменте.

«В текущей ситуации, вызвавшей резкий рост цен на автомобили, трудности испытывают большинство автопроизводителей, и в ближайшей перспективе ситуация не изменится, — говорит Муханов. — Проблемы у Ford начались ранее, когда российские покупатели довольно холодно приняли новый Focus. Скромные успехи демонстрирует и кроссовер EcoSport. Продажи Fiesta за 9 месяцев 2015 года составили 2,4 тысячи штук, учитывая, что в прошлом году модель не была представлена на нашем рынке. И многое также будет зависеть от эффективности продвижения на рынке новой Fiesta, с которой Ford пытается вернуться в «бюджетный» сегмент. Число проданных Kuga сократилось на 52,5 процента до 5 тысяч штук, а Explorer — на 61 процент до 1,1 тысячи штук. Ford-Sollers заявлял о начале поставок собираемых в Татарстане EcoSport в Казахстан. За пределы ЕАЭС в настоящее время автомобили не экспортируются».