Сергей Когогин презентовал на форуме «Открытые инновации» «дорожную карту» AutoNet

«ЭТО ТОЧНО РЕВОЛЮЦИЯ»

Вчера гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин презентовал на форуме «Открытые инновации» в Москве «дорожную карту» AutoNet национальной технологической инициативы (НТИ). Как известно, проект НТИ был обозначен как приоритетная задача еще в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. Суть сводится к разработке программы мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. AutoNet представляет из себя лишь одну из «дорожных карт» и посвящена созданию распределенной сети управления автотранспортом без водителя. Рабочую группу как раз возглавляет Когогин совместно с замминистра промышленности и торговли РФ Александром Морозовым. Поэтому директору завода, который уже работает над созданием беспилотника, выпала честь впервые публично представлять свою «дорожную карту».

«Давайте опустимся с небес на землю. Мы не стоим на пороге какой-то революции, она уже, собственно, произошла, — неожиданно начал Когогин свое выступление. — С моей точки зрения, происходит революция в части воздействия транспортных средств на всю экономику в целом, которое я сравниваю с воздействием на экономику появления автомобиля. Я не берусь утверждать, что глубина воздействия будет такая же, как появление автомобиля, но то, что это революция, — точно».

Революционным же для корреспондента «БИЗНЕС Online» пока было лишь само выступление Когогина в формате, уж очень напоминающем известные американские конференции TED Talk (Technology Entertainment Design). Поясним. Инновацией этого года на форуме «Открытые инновации» (прошу прощения за тавтологиюприм. авт.) была организация пространства зала, где выступал глава КАМАЗа: сцена представляла собой невысокий круглый помост, как бы выдвинутый к зрителям. Таким образом, спикер мог свободно по нему перемещаться и вести диалог с залом почти в неформальной атмосфере. Но если для известных американских экономистов, философов, выступавших еще с утра, такой формат привычен, то Когогин, пришедший в костюме без галстука, казалось, держался несколько скованно, устремив свой взгляд только на центральную часть зала, боковые сектора довольствовались лишь профилем топ-менеджера.

«Дорогу» по созданию автономных транспортных средств рабочая группа AutoNet уже начертила

«МЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ РОЛЬ АВТОМОБИЛЯ»

Но вернемся к выступлению. Пока Когогин рассуждал исключительно о природе автомобиля, начиная со времен Генри Форда и до наших дней, когда машина совершенствовалась и приобретала современный вид. Даже электромобили, над созданием которых КАМАЗ, кстати, тоже работает, Когогин считает лишь очередным «улучшением автомобиля». Иное дело, конечно, беспилотник. «Сказать, что принципиально изменится автомобиль, если будет автономным, я тоже не могу, но его воздействие на среду становится принципиально другим, — осторожничал он в оценках. — Мы должны будем переосмыслить роль автомобиля в нашей жизни».

В том, что уровень технического развития уже сегодня достаточен для создания робота, Когогин не сомневается. «Но как это будет воспринято обществом, насколько будет безопасно использование этих средств на дорогах общего пользования, мы пока ответить не можем», — аккуратно говорил он. Впрочем, основная загвоздка в нормативной базе, которая пока еще не разработана. Так что беспилотный «КАМАЗ», который Когогин на днях демонстрировал министру образования РФ Дмитрию Ливанову, не может выехать на дороги ни одного российского города.

Сейчас для КАМАЗа главная проблема и головная боль — полигон для испытаний, без которого все названные Когогиным даты так и останутся фантазиями на бумаге

«СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ» НАСТУПИТ 2035 ГОДУ

Тем не менее «дорогу» по созданию автономных транспортных средств рабочая группа AutoNet уже начертила. Первая «остановка» — 2019 год, когда КАМАЗ планирует на своей территории запустить пилотную опытно-промышленную партию для внутренних перевозок. «Мы сегодня на внутризаводских перевозках используем 300 единиц транспорта и считаем, что переход на беспилотники позволит в два раза снизить количество транспорта и повысить его эффективность, — надеется Когогин. — На внутренних дорогах мы без проблем сможем создать нормативную базу, отрегулировать со страховыми компаниями деятельность и добиться, чтобы человек не попадал в опасную зону движения».

К 2021 году все опыты должны быть завершены. Вот тогда уже создатели беспилотника надеются, что смогут с уверенностью сказать: «Транспортное средство готово». Поэтому еще спустя год и нормативная база подоспеет, то есть можно запускать в серийное производство. Впрочем, эта дата все равно «плавающая». Первоначально говорили, что производство беспилотников запустят только в 2025 году, затем срок передвинули на 2023-й, а теперь еще на год раньше. И все-таки массовое распространение автономные ТС получат все равно лишь к 2025 году, считает Когогин, когда удастся не только снять законодательные барьеры, но и добиться удешевления компонентной базы. Пока же беспилотник — крайне дорогое удовольствие. «Мы должны рассчитать, сколько потребителей готовы принять удорожание стоимости, чтобы он по-прежнему хотел приобретать такой автомобиль. По нашей оценке, наверное, это будет в пределах 10 тысяч евро, — заявил директор КАМАЗа. — Пока мы в автопроме не добьемся того, что такая компонентная база будет развиваться массово, мы не сможем добиться снижения себестоимости».

«Светлое будущее» видится Когогину только в 2035 году, когда 10% автомобилей будут полностью автономными. «Мечты этого будущего говорят, что 90% ТС в 2035 году будут продаваться только как автономные ТС», — прогнозирует он. Однако на полное замещение нынешнего огромного автопарка также уйдет не мало времени.

СПРОС — 70 ТЫСЯЧ ЕДИНИЦ В ГОД

Тем не менее пока это только мечты. Сейчас для КАМАЗа главная проблема и головная боль — полигон для испытаний, без которого все названные Когогиным даты так и останутся фантазиями на бумаге. На это указывала также в интервью «БИЗНЕС Online» Ольга Ускова, президент компании Cognitive Technologies, которая делает для беспилотника начинку. По ее словам, Татарстан уже подал заявку на строительство такой площадки под рабочим названием «Долина роботов». Не прояснил ситуацию и Ливанов, который упомянул, что полигон появится где-то недалеко от Набережных Челнов. Так или иначе, стоимость тестовой площадки ранее оценивалась в 5 млрд. рублей, которые должны входить в общую сумму бюджетного финансирования проекта — 18 млрд. рублей до 2019 года. Ускова же допускала увеличение стоимости проекта до 20 млрд. рублей.

«Будем создавать автомобили, которые позволят водителю расслабиться и отпустить руль, — тем временем Когогин оптимистично продолжал пиарить беспилотники. — Мы считаем, что можем в разы увеличить суточный пробег и, соответственно, повысить его эффективность». При этом при внедрении автономные транспортные средства в первую очередь будут использовать в горнодобывающей отрасли, сельском хозяйстве или там, где человеку находиться опасно, например, при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Рабочая группа AutoNet уже даже просчитала спрос на такие автомобили. По словам Когогина, это 70 тыс. единиц в год, из которых 30% пойдут на экспорт. Неплохая «прибавка», если учесть, что в этом году, как говорил руководитель пресс-службы предприятия Олег Афанасьев, КАМАЗ планирует продать 21,5 - 22 тыс. грузовиков плюс 7 тыс. за рубеж при рентабельности 30 - 40 тыс. автомобилей в год. «Думаю, мы с вами доживем до этого счастливого времени», — обнадеживающе завершил свое выступление Когогин. После чего умело улизнул от раунда вопросов, покинув зал еще до завершения сессии.