Дмитрия Ливанова привезли на гоночном грузовике
Дмитрий Ливанов приехал на полигон на гоночном грузовике

«ЧЕЛОВЕК НИ РУЛЯ НЕ КАСАЛСЯ, НИ ПЕДАЛЕЙ»

На площадке завода «Ремдизель» в Набережных Челнах министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов накануне опробовал в пассажирском кресле прототип беспилотного грузовика на шасси «КАМАЗа». В качестве образца министру предложили пожарную спецтехнику, а как моральную поддержку — водителя, который занимал свое место в кабине «на всякий пожарный». Сделав несколько кругов по площадке, Ливанов сообщил, что наблюдал за своим соседом и готов подтвердить — грузовик двигался без участия рук и ног водителя.

«Потрясающе!» — заявил министр, спрыгнув с подножки грузовика. На вопрос, не страшно ли было сидеть в машине, управляемой компьютером, он сказал: «Нет, мне было не страшно, все-таки рядом был человек. Я внимательно следил, но человек ни руля не касался, ни педалей».

На закономерный вопрос почему инспектировать проект приехал министр образования, а не промышленности или, допустим, транспорта, и какова роль минобраза в развитии беспилотников, Ливанов сообщил «БИЗНЕС Online», что министерство отвечает за исследовательскую часть «Национальной технологической инициативы» — программы, в рамках которой и запущен так называемый «Автонет», проект беспилотного транспорта. «Уже два года назад мы открыли финансирование целой исследовательской программы по разработке методов технического зрения. Это один из основных компонентов беспилотного автомобиля — ориентация на местности, характеристика встречных объектов и так далее. Естественно, сейчас по каждому из направлений — и «Автонет», и «Нейронет», и другим — будет сформирована целая исследовательская программа, которую мы будем поддерживать».

Впоследствии этот же вопрос — цель визита министра образования — прокомментировал и гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин: «Правительственная комиссия по модернизации приняла решение об утверждении четырех инновационных проектов. Один из них — проект «Автонет». Ответственным в правительстве за национальные технологические инициативы является министерство образования и науки. Очевидно, приезд министра на площадку, где начинается реализация одного из проектов, закономерна. Он приехал впервые».

Отметим, что после тестирования министр, а также присутствующие на мероприятии министр образования РТ Энгель Фаттахов и его предшественник Альберт Гильмутдинов, ректор КФУ Ильшат Гафуров, мэр Челнов Наиль Магдеев и Когогин остались на закрытое совещание, после чего делегация планировала посетить инжиниринговый центр КАМАЗа. Туда, к сожалению, прессу не пригласили, зато визит министра раскрыл другой секрет, с недавних пор мучающий челнинцев: кто же купил первый в городе американский суперкар Tesla, несколько раз замеченный на дорогах автограда? Вчера журналисты воочию увидели, как за рулем короля электромобилей встречать министра приехал Когогин.

qNu8Km-Fvoc.jpg
По словам Ливанова, пока на повестке дня рассматривается только гражданское применение беспилотника — в основном грузоперевозка, но в будущем спектр эксплуатации может быть расширен

В СОЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА РОБОТОТЕХНИКИ МОГУТ ПОУЧАСТВОВАТЬ «ТАТНЕФТЬ» И «СОЮЗ-АГРО»

Собственно шоу с участием министра внешне выглядело не особенно примечательно. Грузовик пожарной раскраски управлялся по Wi-Fi из стоящего неподалеку «НЕФАЗа», причем управлял им не человек, а программа. Сначала тестируемый автомобиль сделал несколько кругов без министра, потом повторил свои маневры уже с Ливановым внутри. Финальным выступлением стало следование за грузовиком, управляемым традиционным способом: там, где живой водитель маневрировал или подгазовывал, следующий за ним беспилотник копировал эти действия, демонстрируя способность двигаться в колонне. Показ прошел без сбоев. По словам Ливанова, пока на повестке дня рассматривается только гражданское применение беспилотника — в основном грузоперевозка, но в будущем спектр эксплуатации может быть расширен.

Напомним, что о бюджетном инвестировании проекта через минпромторг России на 18 млрд. рублей до 2019 года стало известно еще в апреле. Пока что, по словам Когогина, КАМАЗ вкладывает только собственные средства, хотя вложений особых не наблюдается — по сути, вчера автогигант лишь продемонстрировал, что грузовиком можно управлять так же, как радиомоделью, дистанционно в километровом радиусе. При этом электронную начинку для КАМАЗа разрабатывает, как известно, компания Cognitive Technologies, именно с ней на сегодня и контактирует в рабочем режиме министерство образования. Месяц назад в интервью «БИЗНЕС Online» президент Cognitive Technologies Ольга Ускова рассказывала, что Ливанов держит работу компании на жестком контроле постоянными экспертизами и мониторингом. Совместными усилиями они подошли к созданию единого центра роботизации на базе университета МИСиС, который объединит основные компетенции в этой области от разработки систем искусственного интеллекта до создания перспективных металлических соединений и сплавов, причем об участии в проекте уже предварительно заявили 7 международных вузов. Кстати, пресс-служба КАМАЗа впоследствии сообщила, что в создании центра возможно организационное и финансовое участие татарстанских компаний ПАО «Татнефть» и ООО «Союз-Агро», но степень этого участия пока не определена.

Грузовик дистанционно управлялся программой
Грузовик дистанционно управлялся программой

Министр о перспективах робоцентра ничего нового не сообщил. «Мы хотим создать федеральный центр интеллектуальной робототехники, в том числе и для реализации проекта беспилотного автомобиля, это крайне важно, — убедительно заявил Ливанов «БИЗНЕС Online». — Но перспективы шире — и для беспилотных кораблей, и для летательных аппаратов, и еще для целого ряда областей роботы с обратной связью, с искусственным интеллектом просто необходимы».

Не менее нужным компонентом программы остается тестовая площадка. Напомним, что из выделяемых государством 18 млрд. рублей порядка 5 млрд. по предварительному плану было отпущено на создание испытательного полигона для беспилотников, однако ни место, ни сроки строительства окончательно не уточнялись. Известно, что Татарстан уже сделал заявку на строительство полигона под рабочим названием «Долина роботов», Ливанов и этот вопрос прояснил «БИЗНЕС Online» в минимальном объеме — сообщил лишь, что полигон все-таки решено строить где-то под Челнами. «В рамках проекта «Автонет», который является частью национальной технологической инициативы, будет создан полигон для испытаний беспилотных автомобилей. Он будет здесь, недалеко от Набережных Челнов, от основной площадки реализации «Автонета». Источник финансирования в федеральном бюджете есть, стоимость полигона определится по мере выполнения проектных работ», — сказал федеральный министр.

UNoLlSI8rRI.jpg
Министр образования следил за руками и ногами водителя

СЕРИЙНУЮ СБОРКУ БЕСПИЛОТНИКА ПРИБЛИЗИЛИ ЕЩЕ НА ГОД. ИЛИ НА ТРИ?

Сроки реализации проекта пока «плавают». Если летом серийное производство беспилотников заявлялось планом 2025 года, затем сроки выхода на рынок сместились на 2023 год, то вчера Когогин назвал датой серийного выпуска уже 2022 год. Вечером появилось сообщение пресс-службы компании, в котором говорится: «Данный проект, задачей которого является создание к 2020 году беспилотного транспортного средства нового поколения, входит в число отобранных и профинансированных министерством . Проект, реализуемый ПАО «КАМАЗ» совместно с компанией Cognitive Technologies, получил финансирование от минобрнауки России в размере 300 миллионов рублей». С таким ускорением справедливо было бы ожидать реализации проекта и к концу следующего года, однако по легкости заявлений видно, что разработчики пока не особо задумываются о четкости временных рамок — будет день, будет и хлеб.

Датчики на кузове ведущего автомобиля помогали ведомому двигаться в колонне
Датчики на кузове ведущего автомобиля помогали ведомому двигаться в колонне

Между тем не стоит рассчитывать, что КАМАЗ останется монополистом гипотетического рынка беспилотников. Ливанов по этому поводу пояснил, что ключевым исполнителем проекта «Автонет» действительно выбран камский автогигант, но идея предполагает формирование консорциума участников. Ими станут передовые промышленные предприятия, научные и образовательные организации, прежде всего ведущие технические университеты. «Но интеллектуальный и технологический центр самого проекта будет здесь, в Набережных Челнах», — подчеркнул министр. Также он добавил, что поскольку смысл программы национальных технологических инициатив заключается в обеспечении лидерства России в технологиях второй четверти XXI века, то и разрабатываться они будут на своей территории страны. Впрочем, Ливанов не рискнул утверждать, что начинка беспилотников будет стопроцентно отечественная, оценив долю местных продуктов словосочетанием «в основном»...