«ЭТА СУДЬБОНОСНАЯ ТРАССА»

Рустам Минниханов в сопровождении руководителя федерального дорожного агентства («Росавтодор») Романа Старовойта, премьер-министра РТ Ильдара Халикова открыл накануне 13-километровый полностью реконструированный участок автотрассы М-7 в Мамадышском районе РТ. Первыми по новой дороге между 957-м и 970-м км проехали президентский кортеж, корреспонденты «БИЗНЕС Online» и те, кто ее реконструировал — водители большегрузов ОАО «Каздорстрой». Дорожники, как отметил руководитель Росавтодора, сумели сдать дорогу на четыре месяца раньше контрактного срока. Таким образом, на участке трассы Казань — Набережные Челны осталось реконструировать 60,9 километра.

Торжественное открытие автодороги провели на 964-м километре. То, что здесь планируется что-то праздничное, было заметно уже издалека. По обочинам трассы работники «Каздорстроя» водрузили флаги с символикой «Росавтодора» и своей компании. А импровизированную сцену, на которой должны были выступить высокие гости, украсили цветными шарами. Некоторые из проезжавших мимо автомобилистов снимали происходящее на мобильные телефоны, а кто-то даже сигналил, приветствуя таким образом долгожданное окончание масштабных работ. Прилетевший на вертолете Минниханов, видя, что в ожидании руководителей работники «Каздорстроя» и представители СМИ немного озябли, сразу перешел к делу. Поприветствовав всех участников дорожного строительства, он отметил, что открытие реконструированной дороги будет способствовать дальнейшему развитию Закамья, и одновременно с этим, обращаясь к руководителю «Росавтодора», выразил надежду, что к чемпионату мира по футболу 2018 года уже всю трассу М-7 можно будет классифицировать по категории 1Б (скоростная дорога с количеством полос от 4 и более).

«Сегодня для нас очень приятное событие: мы принимаем в эксплуатацию 13-километровый участок автодороги М-7. Это основная артерия не только нашей республики, это еще и федеральная трасса, и она является для Татарстана судьбоносной, — начал президент. — У нас три центра: Казань, Камская и Нефтяная зоны. И, конечно же, эта трасса и ее состояние будут влиять на дальнейшее развитие экономического потенциала нашей республики. У нас большие планы по развитию камского кластера. Только в ближайшие 6 - 7 лет по объему выпускаемой продукции он должен вырасти в 3 раза. В абсолютных цифрах это будет свыше 2 триллионов рублей. Выход на эти показатели потребует серьезной подготовки транспортной инфраструктуры, в том числе и для автомобильного транспорта. Впереди у нас чемпионат мира по футболу, чемпионат Worldskills в 2019 году. И, конечно же, хотелось бы, Роман Владимирович, к чемпионату мира трассу М-7 сделать полностью первой категории». Затем Минниханов поблагодарил (заочно) министра транспорта РФ Максима Соколова, проектировщиков, поставщиков, дорожных строителей, «которые выполнили эту серьезную работу».

Старовойт, в свою очередь, передав наилучшие пожелания от Соколова, отметил, что дорога была сдана в эксплуатацию раньше намеченного срока, что говорит о высоком профессионализме подрядчика: «В прошедшее воскресенье мы отметили день работников дорожного хозяйства, и хорошей традицией у дорожников стал ввод в эксплуатацию новых участков дорог. Особенно приятно то, что сегодняшнее событие происходит намного раньше контрактного срока. Мы должны были здесь собраться в феврале следующего года. Это, конечно же, заслуга наших строителей. Мне очень приятно отметить, что компания «Каздорстрой», которая выполняла эти работы с высоким качеством и с высокими темпами, вышла за пределы республики и уже трудится на федеральных трассах в других регионах. Это говорит о качестве и высоком профессионализме».

Минниханов со Старовойтом отметили лучших работников «Каздорстроя», вручив им благодарственные письма и благодарности от президента РТ и главы Росавтодора. После чего главы республики и федерального агенства вместе с Халиковым и руководителем ФКУ «Волга-Вятскуправтодор» (заказчик объекта) Ильдаром Мингазовым перерезали классическую красную ленточку, открывающую движение на новом участке.

DSCN0006.jpg

ПОДРЯДЧИК ПОТРАТИЛ НА ДОРОГУ 397 МЛН. СВОИХ ДЕНЕГ

Напомним, что автодорога между Набережными Челнами и Казанью была построена в 1970 - 1980 годах. До недавних пор она соответствовала II технической категории, имея две полосы движения. С годами стало понятно, что в том виде трасса не справляется с возросшим потоком автотранспорта. И все чаще стали звучать заявления, что дорогу необходимо расширять. В частности, об этом неоднократно говорил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Постепенно работы по переводу трассы в четыре полосы движения проводились, но решение о масштабной реконструкции трассы М-7 «Волга» на участке между автоградом и столицей РТ было принято в 2012 году. Сообщил об этом Минниханов три года назад на отчетной сессии горсовета автограда, когда ему из зала поступила записка с вопросом об автодороге. «Гендиректор КАМАЗа ставил этот вопрос еще лет 7 назад, конечно, нам надо бы активнее проводить работы, ведь это узкое горлышко, мешающее развитию нашей республики», — сказал тогда Минниханов и добавил, что выделяется 6 млрд. рублей на эти цели.

Об этом случае вспомнил в своем комментарии «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, который считает строительство новых дорог крайне необходимым. «У нас все грузопотоки от КАМАЗа и в его сторону идут по автодорогам, — сказал он. — Доля железнодорожного транспорта в нашей логистике сегодня очень маленькая. И еще три-четыре года назад стало совершенно очевидно, что трасса М-7 в том виде, в котором она была между Челнами и Казанью, не справляется с потоком грузовиков. Были большие задержки, особенно зимой в гололед. У нас даже было несколько случаев остановки конвейера из-за проблем с подвозом комплектующих. Поэтому Сергей Анатольевич и поднимал эту тему».

Как сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Регина Шакирова,тендер на выполнение реконструкции данного участка состоялся в июне 2013 года. Тогда заявки подали три организации. В результате конкурсная комиссия победителем определила ОАО «Каздорстрой», так как у этой компании из всех претендентов наибольший опыт выполнения подобных работ. Кроме того, сумму исполнения госконтракта фирма предложила оптимальную — меньше первоначальной на 180 млн. рублей.

Работы на этом участке стартовали в том же 2013 году, а завершиться должны были, как уже упоминалось, в феврале 2016-го. Об этом журналистам рассказал генеральный директор ОАО «Каздорстрой» Валерий Тимашов: «Если говорить по срокам сдачи, то мы этот участок должны были завершить в феврале 2016 года. Но мы решили отработать часть дороги за свой счет. И поэтому сдаем участок сегодня. Реконструкция 1 километра дороги обошлась порядка 160 миллионов рублей. За свой счет мы отработали 397 миллионов рублей. Эти деньги мы пока не получили, но заказчик (ВКУ «Волго-Вятскуправтодор»прим. ред.) обещает, что до конца года получим».

Тимашов также добавил, что 13-километровый участок имеет ряд особенностей. В частности, он повышает уровень безопасности, так как тут установлены дополнительные барьерные ограждения как снаружи трассы, так и со стороны разделительной полосы. Предполагается, что это сведет число аварий на данном участке к минимуму. «Что очень важно, — говорит Тимашов, — здесь применена новая технология укладки покрытия. Тип дорожной одежды — капитальный, с покрытием из щебеночно-мастичного асфальтобетона. Это значит — повышенное сцепление с дорогой. Если вы едете на легковом автомобиле, то на старом покрытии тормозной путь составит 30 метров, а на этом — метров 10 - 12. И гарантия на это покрытие дается на 7 лет». Иными словами, если до 2022 года на данном участке появятся ямы или трещины, «Каздорстрой» отремонтирует покрытие за свой счет. Впрочем, уверен Тимашов, этого не будет. По словам гендиректора компании-подрядчика, разметка на всем участке выполнена из термопластика, что означает ее долговечность. Пропускная способность на этих 13 км будет обеспечена на уровне 30 - 34 тыс. автомобилей в сутки.

Кроме того, Тимашов сказал, что за «Каздорстроем» закреплены еще два участка трассы М-7 «Волга», которые подлежат капитальной реконструкции. Один из них протяженностью 10 км, второй — 14. По плану сданы они должны быть в 2018 году. Оставшуюся часть дороги реконструировать будут другие подрядчики, которые определятся на условиях тендера.

«ВСЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРАССЫ НА ТЕРРИТОРИИ ТАТАРСТАНА ВКЛЮЧЕНЫ В ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ»

Также вчера глава Росавтодора в компании премьер-министра РТ и руководителя татарстанского минтранса Ленара Сафина побывал на открытии разноуровневой транспортной развязки автодороги Йошкар-Ола — Казань около деревни Сафоново. После приветственных речей по новой развязке стоимостью 680 млн. рублей под марш «Время, вперед!» проехала строительная техника подрядной организации ООО «ПСО «Казань».

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Старовойт сообщил, что развязка имеет первую техкатегорию с двумя полосами в обе стороны, поэтому в перспективе она сможет обеспечить пропуск до 35 - 45 тыс. автомобилей. В подрядной организации не смогли сообщить поток автомобилей до строительства, но во время работ пробка растягивалась порой до поворота на Раифский монастырь, а это ни много ни мало 4 километра. «В последние годы при развитии Казани мы в Зеленодольске испытывали очень серьезные проблемы с транспортным потоком», — объяснил причину строительства развязки в этом месте Халиков. К слову, работы на объекте начались в 2013 году, разработка проекта была завершена еще раньше — в 2011-м.

«Все федеральные трассы, которые находятся на территории Татарстана, включены в целевую программу, адресную инвестиционную программу, — заявил Старовойт. — В следующем году, несмотря на все решения по оптимизации бюджета, все законтрактованные объекты будут исполнены». На следующий год глава «Росавтодора» оценил объем финансирования по федеральным дорогам в РТ и ближайших к нему регионам в 6 млрд. рублей. «Офис федерального управления дорог находится в Казани, на самом деле его работа распространяется на пять субъектов Федерации, — уточнил Старовойт. — В общем котле татарстанские деньги выделить тяжело. Основное направление — это трасса М-7 «Волга», нам нужно до 2018 года, до чемпионата мира по футболу, завершить строительство дороги Казань — Набережные Челны». «Это одна из тех задач, которые обсуждались на совещании у президента Татарстана, — упомянул Халиков. — Активное развитие Закамской зоны, формирование нового кластера требует завершения этой работы».

Старовойт напомнил, что с 15 ноября владельцы 12-тонников будут производить оплату за пройденное по федеральным трассам расстояние. Пользуясь случаем, он призвал всех автовладельцев регистрироваться в электронной системе. «Подчеркиваю, сегодня это можно сделать бесплатно», — сказал глава «Росавтодора», уточнив, что эту процедуру надо пройти максимально быстро. На сегодняшний день в системе уже зарегистрировано свыше 150 тыс. грузовых автомобилей.

Всего на строительстве развязки в Зеленодольском районе переместили более 750 тыс. кубометров грунта, глубина развязки местами достигает 8 метров. По словам инженера ООО «ПИ «Волгаавтодорпроект» из Нижнего Новгорода Ильи Морозова, сложности возникали именно из-за грунта — суглинка, «благодаря» чему местность пришлось укреплять сваями. «Это развязка по типу «труба», клеверная развязка здесь бы не получилась, потому что в форме клевера делают на пересечении четырех магистралей, и вопрос здесь не в стоимости, по цене они сопоставимы», — сказал Морозов.

АЛЬТЕРНАТИВА — ПЛАТНАЯ ДОРОГА

Для развития транспортной инфраструктуры Татарстана рассматриваются разные варианты. Например, минтранс РТ в этом году задумался о строительства новой платной дороги между Мамадышем и автоградом. Идея в том, что магистраль будет ответвляться от федеральной трассы М-7 «Волга», далее в районе деревни Соколки Мамадышского района будет построен мост через Каму, и затем, обогнув автоград и Нижнекамск, транспортная артерия вновь примкнет к трассе Москва — Уфа. Чтобы оценить, насколько эта идея хороша, минтранс объявил тендер стоимостью 14,9 млн. рублей на разработку финансово-экономического обоснования проекта, который уже реализуется на условиях государственно-частного партнерства.

Пресс-секретарь минтранса РТ Наиля Клевлеева пояснила «БИЗНЕС Online», что главная цель строительства новой дороги — разгрузка части федеральной трассы М-7 и обеспечение надежной транспортной доступности Казани с Закамьем, поскольку из Нижнекамска в западном направлении можно будет ехать не вокруг, а напрямую. По словам Клевлеевой, за счет этого удастся сократить путь аж на 120 километров. Разгрузится и плотина Нижнекамской ГЭС, считают в ведомстве, так как автотранспорт из западных регионов РФ предпочтет двигаться по новой трассе.

Во что бюджету и частному инвестору, если таковой появится, обойдется строительство дороги, пока, конечно, неизвестно. Однако, как заявили «БИЗНЕС Online» эксперты, километр такой дороги, по самым приблизительным подсчетам, будет стоить порядка 350 - 400 млн. рублей. Учитывая, что планируемая дорога будет протяженностью около 100 км, она обойдется соответственно в 35 - 40 млрд. Плюс каждая развязка стоит около 1 млрд. рублей, а таковых нужно построить как минимум две. Что касается стоимости строительства моста через Каму в районе Соколок, то для сравнения можем сообщить, что второй мостовой переход через Вятку в том же Мамадышском районе, построенный в 2009 - 2011 годах, обошелся в 2,7 млрд. рублей. Итого очень приблизительная стоимость новой дороги составит 43 - 48 млрд. рублей.

Будет ли построена новая платная дорога, пока однозначно сказать невозможно. Тендером на разработку финансово-экономического обоснования магистрали занимается питерское ООО «Научно-исследовательский и проектный институт транспортной инфраструктуры» (НИПИ ТИ). Этой работой исполнитель сейчас и занимается. Предоставить необходимые исследования минтрансу компания из Санкт-Петербурга должна в начале декабря.