В ближайшие 6 - 7 лет объем производства в Камской промышленной зоне должен увеличиться в 3 раза до 2 трлн. рублей. Одно из необходимых условий для этого — реконструкция части федеральной трассы М-7 «Волга» между Челнами и Казанью. Открытый накануне при участии президента РТ Рустама Минниханова новый 13-километровый участок в Мамадышском районе, по которому проехались и корреспонденты «БИЗНЕС Online», с пропускной способностью до 34 тыс. автомобилей в сутки сдан с гарантией на покрытие на 7 лет.
![]() |
«ЭТА СУДЬБОНОСНАЯ ТРАССА»
Рустам Минниханов в сопровождении руководителя федерального дорожного агентства («Росавтодор») Романа Старовойта, премьер-министра РТ Ильдара Халикова открыл накануне 13-километровый полностью реконструированный участок автотрассы М-7 в Мамадышском районе РТ. Первыми по новой дороге между 957-м и 970-м км проехали президентский кортеж, корреспонденты «БИЗНЕС Online» и те, кто ее реконструировал — водители большегрузов ОАО «Каздорстрой». Дорожники, как отметил руководитель Росавтодора, сумели сдать дорогу на четыре месяца раньше контрактного срока. Таким образом, на участке трассы Казань — Набережные Челны осталось реконструировать 60,9 километра.
Торжественное открытие автодороги провели на 964-м километре. То, что здесь планируется что-то праздничное, было заметно уже издалека. По обочинам трассы работники «Каздорстроя» водрузили флаги с символикой «Росавтодора» и своей компании. А импровизированную сцену, на которой должны были выступить высокие гости, украсили цветными шарами. Некоторые из проезжавших мимо автомобилистов снимали происходящее на мобильные телефоны, а кто-то даже сигналил, приветствуя таким образом долгожданное окончание масштабных работ. Прилетевший на вертолете Минниханов, видя, что в ожидании руководителей работники «Каздорстроя» и представители СМИ немного озябли, сразу перешел к делу. Поприветствовав всех участников дорожного строительства, он отметил, что открытие реконструированной дороги будет способствовать дальнейшему развитию Закамья, и одновременно с этим, обращаясь к руководителю «Росавтодора», выразил надежду, что к чемпионату мира по футболу 2018 года уже всю трассу М-7 можно будет классифицировать по категории 1Б (скоростная дорога с количеством полос от 4 и более).
«Сегодня для нас очень приятное событие: мы принимаем в эксплуатацию 13-километровый участок автодороги М-7. Это основная артерия не только нашей республики, это еще и федеральная трасса, и она является для Татарстана судьбоносной, — начал президент. — У нас три центра: Казань, Камская и Нефтяная зоны. И, конечно же, эта трасса и ее состояние будут влиять на дальнейшее развитие экономического потенциала нашей республики. У нас большие планы по развитию камского кластера. Только в ближайшие 6 - 7 лет по объему выпускаемой продукции он должен вырасти в 3 раза. В абсолютных цифрах это будет свыше 2 триллионов рублей. Выход на эти показатели потребует серьезной подготовки транспортной инфраструктуры, в том числе и для автомобильного транспорта. Впереди у нас чемпионат мира по футболу, чемпионат Worldskills в 2019 году. И, конечно же, хотелось бы, Роман Владимирович, к чемпионату мира трассу М-7 сделать полностью первой категории». Затем Минниханов поблагодарил (заочно) министра транспорта РФ Максима Соколова, проектировщиков, поставщиков, дорожных строителей, «которые выполнили эту серьезную работу».
![]() |
Старовойт, в свою очередь, передав наилучшие пожелания от Соколова, отметил, что дорога была сдана в эксплуатацию раньше намеченного срока, что говорит о высоком профессионализме подрядчика: «В прошедшее воскресенье мы отметили день работников дорожного хозяйства, и хорошей традицией у дорожников стал ввод в эксплуатацию новых участков дорог. Особенно приятно то, что сегодняшнее событие происходит намного раньше контрактного срока. Мы должны были здесь собраться в феврале следующего года. Это, конечно же, заслуга наших строителей. Мне очень приятно отметить, что компания «Каздорстрой», которая выполняла эти работы с высоким качеством и с высокими темпами, вышла за пределы республики и уже трудится на федеральных трассах в других регионах. Это говорит о качестве и высоком профессионализме».
Минниханов со Старовойтом отметили лучших работников «Каздорстроя», вручив им благодарственные письма и благодарности от президента РТ и главы Росавтодора. После чего главы республики и федерального агенства вместе с Халиковым и руководителем ФКУ «Волга-Вятскуправтодор» (заказчик объекта) Ильдаром Мингазовым перерезали классическую красную ленточку, открывающую движение на новом участке.
![]() |
ПОДРЯДЧИК ПОТРАТИЛ НА ДОРОГУ 397 МЛН. СВОИХ ДЕНЕГ
Напомним, что автодорога между Набережными Челнами и Казанью была построена в 1970 - 1980 годах. До недавних пор она соответствовала II технической категории, имея две полосы движения. С годами стало понятно, что в том виде трасса не справляется с возросшим потоком автотранспорта. И все чаще стали звучать заявления, что дорогу необходимо расширять. В частности, об этом неоднократно говорил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Постепенно работы по переводу трассы в четыре полосы движения проводились, но решение о масштабной реконструкции трассы М-7 «Волга» на участке между автоградом и столицей РТ было принято в 2012 году. Сообщил об этом Минниханов три года назад на отчетной сессии горсовета автограда, когда ему из зала поступила записка с вопросом об автодороге. «Гендиректор КАМАЗа ставил этот вопрос еще лет 7 назад, конечно, нам надо бы активнее проводить работы, ведь это узкое горлышко, мешающее развитию нашей республики», — сказал тогда Минниханов и добавил, что выделяется 6 млрд. рублей на эти цели.
Об этом случае вспомнил в своем комментарии «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, который считает строительство новых дорог крайне необходимым. «У нас все грузопотоки от КАМАЗа и в его сторону идут по автодорогам, — сказал он. — Доля железнодорожного транспорта в нашей логистике сегодня очень маленькая. И еще три-четыре года назад стало совершенно очевидно, что трасса М-7 в том виде, в котором она была между Челнами и Казанью, не справляется с потоком грузовиков. Были большие задержки, особенно зимой в гололед. У нас даже было несколько случаев остановки конвейера из-за проблем с подвозом комплектующих. Поэтому Сергей Анатольевич и поднимал эту тему».
![]() |
Как сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Регина Шакирова,тендер на выполнение реконструкции данного участка состоялся в июне 2013 года. Тогда заявки подали три организации. В результате конкурсная комиссия победителем определила ОАО «Каздорстрой», так как у этой компании из всех претендентов наибольший опыт выполнения подобных работ. Кроме того, сумму исполнения госконтракта фирма предложила оптимальную — меньше первоначальной на 180 млн. рублей.
Работы на этом участке стартовали в том же 2013 году, а завершиться должны были, как уже упоминалось, в феврале 2016-го. Об этом журналистам рассказал генеральный директор ОАО «Каздорстрой» Валерий Тимашов: «Если говорить по срокам сдачи, то мы этот участок должны были завершить в феврале 2016 года. Но мы решили отработать часть дороги за свой счет. И поэтому сдаем участок сегодня. Реконструкция 1 километра дороги обошлась порядка 160 миллионов рублей. За свой счет мы отработали 397 миллионов рублей. Эти деньги мы пока не получили, но заказчик (ВКУ «Волго-Вятскуправтодор» — прим. ред.) обещает, что до конца года получим».
![]() |
Тимашов также добавил, что 13-километровый участок имеет ряд особенностей. В частности, он повышает уровень безопасности, так как тут установлены дополнительные барьерные ограждения как снаружи трассы, так и со стороны разделительной полосы. Предполагается, что это сведет число аварий на данном участке к минимуму. «Что очень важно, — говорит Тимашов, — здесь применена новая технология укладки покрытия. Тип дорожной одежды — капитальный, с покрытием из щебеночно-мастичного асфальтобетона. Это значит — повышенное сцепление с дорогой. Если вы едете на легковом автомобиле, то на старом покрытии тормозной путь составит 30 метров, а на этом — метров 10 - 12. И гарантия на это покрытие дается на 7 лет». Иными словами, если до 2022 года на данном участке появятся ямы или трещины, «Каздорстрой» отремонтирует покрытие за свой счет. Впрочем, уверен Тимашов, этого не будет. По словам гендиректора компании-подрядчика, разметка на всем участке выполнена из термопластика, что означает ее долговечность. Пропускная способность на этих 13 км будет обеспечена на уровне 30 - 34 тыс. автомобилей в сутки.
Кроме того, Тимашов сказал, что за «Каздорстроем» закреплены еще два участка трассы М-7 «Волга», которые подлежат капитальной реконструкции. Один из них протяженностью 10 км, второй — 14. По плану сданы они должны быть в 2018 году. Оставшуюся часть дороги реконструировать будут другие подрядчики, которые определятся на условиях тендера.
«ВСЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРАССЫ НА ТЕРРИТОРИИ ТАТАРСТАНА ВКЛЮЧЕНЫ В ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ»
Также вчера глава Росавтодора в компании премьер-министра РТ и руководителя татарстанского минтранса Ленара Сафина побывал на открытии разноуровневой транспортной развязки автодороги Йошкар-Ола — Казань около деревни Сафоново. После приветственных речей по новой развязке стоимостью 680 млн. рублей под марш «Время, вперед!» проехала строительная техника подрядной организации ООО «ПСО «Казань».
![]() |
Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Старовойт сообщил, что развязка имеет первую техкатегорию с двумя полосами в обе стороны, поэтому в перспективе она сможет обеспечить пропуск до 35 - 45 тыс. автомобилей. В подрядной организации не смогли сообщить поток автомобилей до строительства, но во время работ пробка растягивалась порой до поворота на Раифский монастырь, а это ни много ни мало 4 километра. «В последние годы при развитии Казани мы в Зеленодольске испытывали очень серьезные проблемы с транспортным потоком», — объяснил причину строительства развязки в этом месте Халиков. К слову, работы на объекте начались в 2013 году, разработка проекта была завершена еще раньше — в 2011-м.
«Все федеральные трассы, которые находятся на территории Татарстана, включены в целевую программу, адресную инвестиционную программу, — заявил Старовойт. — В следующем году, несмотря на все решения по оптимизации бюджета, все законтрактованные объекты будут исполнены». На следующий год глава «Росавтодора» оценил объем финансирования по федеральным дорогам в РТ и ближайших к нему регионам в 6 млрд. рублей. «Офис федерального управления дорог находится в Казани, на самом деле его работа распространяется на пять субъектов Федерации, — уточнил Старовойт. — В общем котле татарстанские деньги выделить тяжело. Основное направление — это трасса М-7 «Волга», нам нужно до 2018 года, до чемпионата мира по футболу, завершить строительство дороги Казань — Набережные Челны». «Это одна из тех задач, которые обсуждались на совещании у президента Татарстана, — упомянул Халиков. — Активное развитие Закамской зоны, формирование нового кластера требует завершения этой работы».
Старовойт напомнил, что с 15 ноября владельцы 12-тонников будут производить оплату за пройденное по федеральным трассам расстояние. Пользуясь случаем, он призвал всех автовладельцев регистрироваться в электронной системе. «Подчеркиваю, сегодня это можно сделать бесплатно», — сказал глава «Росавтодора», уточнив, что эту процедуру надо пройти максимально быстро. На сегодняшний день в системе уже зарегистрировано свыше 150 тыс. грузовых автомобилей.
Всего на строительстве развязки в Зеленодольском районе переместили более 750 тыс. кубометров грунта, глубина развязки местами достигает 8 метров. По словам инженера ООО «ПИ «Волгаавтодорпроект» из Нижнего Новгорода Ильи Морозова, сложности возникали именно из-за грунта — суглинка, «благодаря» чему местность пришлось укреплять сваями. «Это развязка по типу «труба», клеверная развязка здесь бы не получилась, потому что в форме клевера делают на пересечении четырех магистралей, и вопрос здесь не в стоимости, по цене они сопоставимы», — сказал Морозов.
![]() |
АЛЬТЕРНАТИВА — ПЛАТНАЯ ДОРОГА
Для развития транспортной инфраструктуры Татарстана рассматриваются разные варианты. Например, минтранс РТ в этом году задумался о строительства новой платной дороги между Мамадышем и автоградом. Идея в том, что магистраль будет ответвляться от федеральной трассы М-7 «Волга», далее в районе деревни Соколки Мамадышского района будет построен мост через Каму, и затем, обогнув автоград и Нижнекамск, транспортная артерия вновь примкнет к трассе Москва — Уфа. Чтобы оценить, насколько эта идея хороша, минтранс объявил тендер стоимостью 14,9 млн. рублей на разработку финансово-экономического обоснования проекта, который уже реализуется на условиях государственно-частного партнерства.
Пресс-секретарь минтранса РТ Наиля Клевлеева пояснила «БИЗНЕС Online», что главная цель строительства новой дороги — разгрузка части федеральной трассы М-7 и обеспечение надежной транспортной доступности Казани с Закамьем, поскольку из Нижнекамска в западном направлении можно будет ехать не вокруг, а напрямую. По словам Клевлеевой, за счет этого удастся сократить путь аж на 120 километров. Разгрузится и плотина Нижнекамской ГЭС, считают в ведомстве, так как автотранспорт из западных регионов РФ предпочтет двигаться по новой трассе.
![]() |
Во что бюджету и частному инвестору, если таковой появится, обойдется строительство дороги, пока, конечно, неизвестно. Однако, как заявили «БИЗНЕС Online» эксперты, километр такой дороги, по самым приблизительным подсчетам, будет стоить порядка 350 - 400 млн. рублей. Учитывая, что планируемая дорога будет протяженностью около 100 км, она обойдется соответственно в 35 - 40 млрд. Плюс каждая развязка стоит около 1 млрд. рублей, а таковых нужно построить как минимум две. Что касается стоимости строительства моста через Каму в районе Соколок, то для сравнения можем сообщить, что второй мостовой переход через Вятку в том же Мамадышском районе, построенный в 2009 - 2011 годах, обошелся в 2,7 млрд. рублей. Итого очень приблизительная стоимость новой дороги составит 43 - 48 млрд. рублей.
Будет ли построена новая платная дорога, пока однозначно сказать невозможно. Тендером на разработку финансово-экономического обоснования магистрали занимается питерское ООО «Научно-исследовательский и проектный институт транспортной инфраструктуры» (НИПИ ТИ). Этой работой исполнитель сейчас и занимается. Предоставить необходимые исследования минтрансу компания из Санкт-Петербурга должна в начале декабря.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.