Животрепещущую для стройкомплекса тему формирование цен обсудили в Казани участники стройсферы
Животрепещущую для стройкомплекса тему формирования цен обсудили в Казани участники стройсферы

«ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ТАЙНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС МОГ СУЩЕСТВОВАТЬ»

Вечно животрепещущую для стройкомплекса тему формирования цен обсуждали участники стройсферы в минувшую пятницу в «Корстоне». При этом в центре внимания оказался основной доклад о новой модели инвестиционно-строительного процесса в республике, с которым выступил помощник президента РТ Фарит Ханифов. За его плечами огромный опыт — он окончил КИСИ, с 1983 года и до конца 90-х трудился в строительных организациях, затем был правой рукой Ильшата Гафурова в администрации Елабуги, а в последние годы — первым заместителем министра строительства РТ Ирека Файзуллина. Не далее как в августе этого года президент РТ Рустам Минниханов забрал опытного строителя себе в помощники, так что слово его более чем весомо.

Начал Ханифов с комплимента советскому прошлому: за два десятка лет, которые прошли с крушения плановой экономики, культуру рыночных отношений во всех отраслях внедрить не удалось. Он дал понять, что ставка на невидимую руку рынка привела к печальным последствиям: «Все устали от того, что приходится делать какие-то тайны для того, чтобы строительный бизнес мог существовать, — заявил он. — Мы привыкли к тому, что в бизнесе как я заработал деньги — это мое дело. Такое положение дел привело к тому, что сегодня происходит не то что борьба, это слишком громкое слово, а возня между заказчиком и строителями. Нельзя так дальше жить! Мы чувствуем, что лучшие умы экономистов строительной отрасли, как со стороны заказчика, так и со стороны строителей, направлены на то, как бы друг друга обмануть».

Далее докладчик раскритиковал тендеры, на которых побеждает та компания, которая предложила более низкую цену. Хотя на смену печально знаменитому ФЗ-94 о госзакупках пришел более продвинутый ФЗ-44 о контрактной системе, по факту недобросовестные подрядчики по-прежнему демпингуют и, победив в тендере, вместо «четырех ножек у стула делают три» — экономя на качестве как самих работ, так и стройматериалов. «Мы стоим на рубеже принятия решения: либо мы соглашаемся с законом ФЗ-44, либо от него отходим. Одно дело — на торгах выбирать готовый продукт и другое — торговать продуктом, который есть только на бумаге», — привел аргумент Ханифов, предложив профсообществу и госорганам дать публичную оценку закону.

Фарит Ханифов раскритиковал тендеры, на которых побеждает та компания, которая предложила более низкую цену
Фарит Ханифов раскритиковал тендеры, на которых побеждает та компания, которая предложила более низкую цену

«ЗАКАЗЧИК И ПОДРЯДЧИК СИДЯТ В ОКОПАХ И ПЕРЕКИДЫВАЮТСЯ»

Вместо тендерной системы Ханифов предложил принципиально иную. Первым делом, по его словам, необходимо создать единую базу цен на услуги и стройматериалы. Чтобы все было прозрачно, закупать стройматериалы подрядчики должны будут только на электронных биржевых площадках. «Почему это важно? Мы никогда не выйдем на инвестиционную цену строительства, пока не будем знать в онлайн-режиме, сколько сегодня стоит кирпич и сколько он будет стоить завтра, — объяснил Ханифов. — Если раньше мы фиксировали, кто где что покупает по какой цене, то теперь мы будем фиксировать действительно покупку и продажу и фиксировать ее на биржевом столе. То есть не устойчивая пара будут между собой продавать и покупать, где можно договориться, а на биржах».

Отталкиваясь от реальной стоимости строительства объекта, заказчик сможет выбирать компании, которые проходят конкурсный отбор, с учетом их рейтинга. «Когда мы начинали разговор про рейтинг два года назад, мы понимали, что происходит в нашей стране что-то неправильное. Есть фирмы, которые шаг за шагом, плохо или хорошо работают на объектах, но вдруг появляется «папочная» фирма, у которой нет ничего за душой. И после строительства объекта она исчезает», — поделился болью Ханифов. Он привел цифры: в Татарстане в год из 1600 компаний уходят с рынка 160, то есть каждая десятая. И это только те, что зарегистрированы в СРО!

«Тогда возник вопрос: почему мы стесняемся дать рейтинговую оценку организации — сколько лет работает, какие успехи, проблемы, как с техникой безопасности, — перечислял Ханифов. По его мнению, «идеальным институтом», который мог бы делать такой рейтинг, является СРО, но не исключил, что будет создано агентство по рейтингу строительных организаций.

В Татарстане в год из 1600 компаний уходят с рынка 160, то есть каждая десятая. И это только те, что зарегистрированы в СРО
В Татарстане в год из 1600 компаний уходят с рынка 160, то есть каждая десятая. И это только те, что зарегистрированы в СРО

Наконец, возникает немаловажный вопрос: какую норму прибыли давать подрядчику сверх расчетной цены? Ханифов отметил, что сегодня все, что происходит вокруг выделения прибыли, — тайна за 7 печатями. При этом, по его словам, сегодня крупные строительные организации уже готовы к тому, чтобы четко определить ту величину прибыли, которую они могли бы получать на объекте, «и довольствоваться этим». Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», он сослался на разговоры на этот счет с крупными застройщиками — ПСО «Казань», «КамГЭСэнергостроем» и других. Все они подтвердили, что устали от споров, сколько стоит стройка.

«Строитель думает: «Вы нам деньги недодаете». Заказчик: «Я вам переплачиваю». А здесь ставится вопрос так: «Давайте видеть все, что происходит на стройке: от начала земляных работ до завершения объекта. Сегодня у нас происходит ежесекундная борьба: кто кого... Как правило, война заканчивается ничьей. Наша модель позволит создать ситуацию, когда лучшие умы будут работать не друг против друга, а вместе. Взаимоотношения между подрядчиком и заказчиком надо поменять, пока же они сидят в разных окопах и перекидываются», — резюмировал Ханифов.

«РЕСПУБЛИКА ВСЕ ОБЪЕКТЫ УНИВЕРСИАДЫ, ПО СУТИ, ВВЕЛА В ЭТИ РАМКИ»

После мероприятия помощник президента РТ по просьбе «БИЗНЕС Online» оценил шансы на внедрение новой системы. По его словам, в Татарстане она потихоньку внедряется, осталось убедить Москву.

«Дело в том, что Государственный жилищный фонд при президенте РТ отдельными элементами пользуется уже давно. Республика все объекты Универсиады, по сути, ввела в эти рамки. Но сегодня для того, чтобы это все стартовало, у нас не хватало одного — чтобы Российская Федерация признала, что нам надо переходить на ресурсный метод в ценообразовании», — пояснил он.

Михаил Мень заявил, что строительная отрасль России к началу 2017 года перейдет с устаревшего индексно-базисного метода к современному ресурсному ценообразованию
Михаил Мень заявил, что строительная отрасль России к началу 2017 года перейдет с устаревшего индексно-базисного метода к современному ресурсному ценообразованию

Говоря о доброй воле федерального центра, Ханифов ссылается на заявление министра строительства Михаила Меня о том, что строительная отрасль России к началу 2017 года перейдет с устаревшего индексно-базисного метода к современному ресурсному ценообразованию. При этом как раз планируется создать единую базу цен на услуги и любые строительные материалы с постоянным мониторингом. «Михаил Мень заявление такое сделал, и мы считаем, что это очень удачно, просто бальзам на душу», — оценил Ханифов.

По словам Ханифова, не исключено, что в качестве пилотного проекта новая схема будет внедрена в ГЖФ. Отметим, что в фонде Талгата Абдуллина выбор подрядчиков уже сейчас не обременен тендерами и всегда был скорее политическим. Зато цены — директивные. И, кстати, это отнюдь не делает строителей счастливыми. Самый громкий публичный бунт против заниженных расценок датируется 2012 годом. Тогда на совещании в минстрое руководители «Казаньцентростроя», «Ак Таша», «Камгэсэнергостроя», «СМТ ДСК» Набережных Челнов, ЖИКа из Нижнекамска выступили единым фронтом, объявив, что по программе сложилась «очень критическая ситуация» и что они вынуждены работать себе в убыток. В ответ к ним в гости отправилось антикоррупционное управление при президенте РТ, дав понять, что всегда есть резерв затянуть пояса потуже. С тех пор открыто никто не возмущался, но это вовсе не означает, что проблема изжита.

В фонде Талгата Абдуллина выбор подрядчиков уже сейчас не обременен тендерами и всегда был скорее политическим
В фонде Талгата Абдуллина выбор подрядчиков уже сейчас не обременен тендерами и всегда был скорее политическим

У главного госзаказчика Татарстана ГИСУ ценообразование тоже не отдано во власть рыночной стихии. Механизм займов с их последующим закрытием выполненными объемами играет куда большую роль, чем тендеры, которые, чего греха таить, порой проводятся уже после того, как объект построен. Достаточно сказать, что за сметы для строительства гособъектов отвечает целая структура — ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования РТ по строительству и архитектуре», которое в феврале возглавил глава Альметьевска Мазит Салихов. Само управление тоже было создано в начале года и объединило управления государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре (возглавляет Вадим Маркелов) и республиканский инженерно-технический центр (ООО «РИТЦ»). И именно этими, расчетными, а не тендерными ценами, как правило, и недовольны строители (см. комментарии ниже), жалуясь, что идти на госстройки вынуждены не ради прибыли, а чтобы хоть как-то загрузить мощности. Сделает ли предложенная Ханифовым схема цены более справделивыми или государство по-прежнему предпочтет считать в свою пользу, пока непонятно.

«ПО «БЭЛЭКЭЧ» МЫ ПОНЕСЛИ УБЫТКИ В 15 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ — БОЛЬШЕ НЕ СВЯЗЫВАЕМСЯ»

Эксперты прокомментировали для газеты «БИЗНЕС Online» формирование цен в строительстве.

Рустам Юнусов — гендиректор ООО «Фарус»:

— Те цены, которые заложены в индексах минстроя, по которым строятся государственные объекты, в принципе, нереальны. За такие деньги невозможно строителя нанять, чтобы он работал. Я могу ошибаться, но буквально года два назад для каменщика была заложена зарплата в 16 тысяч рублей. Это же смешно! Сегодня разнорабочий, который ведра с песком таскает, за такие деньги на стройке работать не будет. А из сметы выходить нельзя, то есть как хочешь, так и работай. В 2011 году в программе «Бэлэкэч» мы построили два садика, понесли убытки в 15 миллионов рублей. Больше не связываемся.

Дело в том, что есть строительные коэффициенты, цены 1994 года, вот каждый год они и меняются, по каждому объекту проектировщиками делается смета, и в нее закладывается зарплата, стоимость услуг. Основная затратная часть строительства — это стоимость материалов и зарплата, поэтому я плохо представляю, как умудряются подрядчики работать.

Что необходимо сделать? Во-первых, выявить среднюю по рынку стоимость работ. То есть коэффициенты не по государственным расценкам проводить, а те, которые за такую стоимость могут сделать рабочие, загнать ее в реальную смету. Во-вторых, стоимость материалов тоже частенько закладывают в госсметах очень дешевую, не выясняя, возможно ли поставить столько материалов по такой цене.

Райхан Газизуллин — исполнительный директор ООО «Актюбинское СМУ»:

— Заказчик хочет как можно дешевле, а лучше бесплатно, при отсутствии конкретной документации построить объект. А мы, подрядчики, хотим иметь полный пакет документации, изучить его, предложить свои варианты и выполнить работу с учетом квалификации и соответствующей защиты наших работников.

На самом деле, нужно, чтобы была, как в советское время, полная проектно-сметная документация. Мы сегодня говорим, что она неполная, некомплектная, а строить надо. И в процессе строительства вносим изменения, а добиться изменения цены продукта не всегда удается.

Мы уже обожглись и теперь, конечно, больше этим заняты — тем, чтобы лучше просчитать, прежде чем приступить к работам.