КАМАЗ ПЕРЕШЕЛ К ПЕРЕСТРАХОВОЧНЫМ ПРОГНОЗАМ

Почти на четверть снизилась выручка ПАО «КАМАЗ» по итогам 9 месяцев 2015 года — такие данные содержатся в опубликованном накануне бухгалтерском отчете автогиганта. Если в прошлом году оборот компании за три квартала достиг 70,2 млрд. рублей, то нынче данный показатель составил 52,7 млрд. рублей — это слабейший результат 9 месяцев с посткризисного 2010 года. Учитывая, что себестоимость продукции автогиганта снизилась на 21% до 50,5 млрд. рублей, валовая прибыль за отчетный период упала на 4,05 млрд. рублей и составила 2,26 млрд. рублей. В сухом остатке КАМАЗ зафиксировал за январь-сентябрь 2,02 млрд. рублей чистого убытка против 1,52 млрд. рублей чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. Сравнимый убыток в последний раз завод получил в 2011 году — тогда цифра со знаком минус достигла 2,7 млрд. рублей.

Нельзя не отметить, что удержать себестоимость под контролем КАМАЗу удалось на фоне тотальной девальвации и встречного процесса подорожания автокомпонентов. Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отмечает, что ценники на часть комплектующих — в первую очередь российских, но также локализованных зарубежных и даже некоторых импортируемых — снизились. Однако подорожание иных компонентов составило от 30% до 60%. «Российский рынок за 9 месяцев упал на 62 процента, — напоминает Афанасьев. — Убыток в таких обстоятельствах неизбежен. Но нам удалось кардинально снизить себестоимость в агрессивных условиях. Это очень тяжело дается. За счет снижения коммерческих, управленческих расходов мы максимально сократили убыток, но компенсировать падение продаж невозможно. Для КАМАЗа примерная точка рентабельности в последние годы — это продажа 30 - 40 тысяч грузовиков в год. Сегодня при снижении себестоимости она смещается ближе к 30 тысячам, но по итогам года мы выйдем на 21,5 - 22 тысячи грузовиков. Плюс 7 тысяч продадим за рубеж».

Отметим, что коммерческие расходы компании сократились на 15,6%, управленческие — только на 1,4%. В этом отношении, видимо, сыграла роль полугодовая программа дополнительных работ, которые выручки не дают, но управленческих расходов требуют.

Напомним, что в сентябре совет директоров ПАО «КАМАЗ» заявил прогноз по 2015 году, согласно которому чистый убыток может достигнуть 3,59 млрд. рублей, а это еще минус 1,5 млрд. от текущего показателя. По словам Афанасьева, столь пессимистичный бизнес-план — это всего лишь перестраховка на случай нового обвала рубля. «Мы как ответственная компания предупредили наших инвесторов и акционеров о такой возможности, — говорит Афанасьев. — В прошлом году именно на четвертый квартал пришлись основные негативные явления в экономике, мы учли возможность повторения сценария. Фактически же у нас на четвертый квартал достаточно солидный объем заказов. Активно продается новый модельный ряд, который и стоит уже по-другому, и торгуется в новом для нас сегменте. Естественно, по нашим внутренним прогнозам, четвертый квартал будет лучше. С июня по сентябрь у нас продажи уже выросли на 13 процентов, в октябре выйдем примерно на тот же уровень. Где-то около 3 тысяч в месяц мы будем продавать на российском рынке. Если по итогам полугодия у нас падение продаж составляло 53 процента, то в сентябре — только 40 процентов. За тот же период общий рынок укрепился на 10 процентов, немного похуже, чем КАМАЗ. К концу года мы рассчитываем отбить еще где-то 5 процентов продаж в зависимости от ситуации».

Экспортные продажи, по расчетам КАМАЗа, по итогам года вырастут примерно на 1 тыс. грузовиков по сравнению с прошлым годом. Интересно, что казахстанский рынок, который до сих пор давал основной спрос на «КАМАЗы» за рубежом, сейчас падает вслед за российским, однако компании, по словам Афанасьева, удалось компенсировать потери за счет других рынков и все равно выйти в плюс.

«В ИТОГЕ ДЕВАЛЬВАЦИЯ СЫГРАЕТ КАМАЗУ НА РУКУ...»

Эксперты финансового рынка усилия КАМАЗа оценивают скорее положительно. Директор отдела финансового анализа BPS Consult Нарек Авакян, в частности, не считает, что перестраховочный бизнес-план компании реализуется и убытки вырастут в полтора раза. «Я думаю, убыток по году составит порядка 2,5 миллиарда рублей, — полагает Авакян. — Все факторы, которые можно было учесть, уже учтены. В 2014 году первые три квартала прошли относительно спокойно, только в четвертом рубль стал резко дешеветь. База с того периода оставалась низкой, и я не ожидаю каких-то новых серьезных факторов, которые могли бы сказаться на снижении выручки и значительном росте убытков. Зафиксированный спад на 3,5 миллиарда за год нельзя считать каким-то провалом, поскольку есть объективные факторы — это девальвация рубля. Не секрет, что часть комплектующих компания приобретает за рубежом, поэтому финансовый результат отрицательный. Но в итоге девальвация сыграет КАМАЗу на руку, поскольку продукция завода становится более конкурентоспособной, он увеличивает свою долю на рынке. Год назад доля КАМАЗа была 45 процентов, а сейчас уже больше 50 процентов. Снижение себестоимости производства — еще одна позитивная тенденция. Разумеется, нужна и некоторая господдержка, в первую очередь в виде госгарантий».

Профессиональные аудиторы тоже склонны видеть за общей ситуацией положительные предпосылки для автогиганта. Директор по аудиту компании «Аудэкс» Виктор Тимохин полагает, что КАМАЗ может улучшить свое экономическое состояние к концу года, политика компании, которая привела к снижению себестоимости производства, — тому свидетельство. «Другое дело, что двигаться дальше в этом направлении предприятию будет тяжело, сокращение расходов должно стать более вдумчивым, — считает Тимохин. — Кадровый состав надо сохранять, ведь любой кризис заканчивается... По нашим сведениям, компания потратила много времени и ресурсов на продвижение на экспортных рынках, зато заложила для себя большие перспективы. Поэтому я не ориентируюсь на прогнозируемые по году 3,6 миллиарда рублей убытка. Любой пытается соломинку подстелить, но для таких негативных показателей должно произойти что-то катастрофическое. Напротив, я думаю, что работа, проделанная менеджментом, даст свои плоды и четвертый квартал для КАМАЗа будет более успешным, чем первые 9 месяцев года».

Несколько иного мнения придерживается совладелец ООО «Региональная ТелеМедика», бывший главный бухгалтер КАМАЗа Евгений Гольдфайн. Падение с 1,5 млрд. рублей прибыли до 2 млрд. рублей убытка он считает слишком стремительным, чтобы относить его только на счет состояния рынка, затраты и девальвацию. Гольдфайн предполагает, что такой провал может быть обусловлен не вполне четкой прошлогодней отчетностью: «Не исключаю, что отчетность за 9 месяцев 2014 года могла быть законным способом несколько улучшена с тем, чтобы хорошо выглядеть перед Daimler. Ведь год назад у КАМАЗа была цель продать Daimler свои акции по хорошей цене. Когда эта цель отпала, какие-то накопившиеся бухгалтерские операции, не отраженные ранее или не оцененные правильно, могли быть представлены в нынешней отчетности. Это законно и нормально для крупных корпораций — всегда остается возможность для некоторых отклонений в сторону улучшения или ухудшения отчетности до тех пор, пока цели не меняются. Сейчас КАМАЗу нет нужды «накачивать» стоимость своих акций».

Что касается перспектив, то и совладелец ООО «Региональная ТелеМедика» оптимистичен в прогнозах. Четвертый квартал он видит в контексте оздоровления ситуации, рост убытков предполагает незначительным. «Был такой риск серьезного удорожания комплектующих иностранного производства, в том числе и от Daimler, но КАМАЗу удалось эту проблему минимизировать. Кроме того, резерв бережливого производства еще не исчерпан, компании надо продолжать двигаться в этом направлении».

В КОНЦЕ ГОДА НАЧИНАЕТСЯ МАССОВАЯ ЗАКУПКА СУБСИДИРУЕМОЙ ТЕХНИКИ

Все эксперты единогласно заявляют о необходимости дальнейшей плотной работы КАМАЗа с государством. «КАМАЗ может реально уменьшить присутствие иномарок на наших дорогах и увеличить свой спрос, отрабатывая федеральные проекты по транспортной безопасности страны, снижению логистических издержек в себестоимости отечественных товаров, — уверен Гольдфайн. — Но этот процесс должен быть подкреплен налоговыми льготами в пользу потребителей. Будут льготы — потребитель начнет отказываться от китайской или европейской продукции».

Напомним, что в этом году, в отличие от 2014-го, прямой поддержки автопроизводителей госзаказами не было. Их место заняла стимулирующая продажи политика, которая, по мнению Афанасьева, тоже спасла ситуацию. Если новых проектов, связанных с господдержкой, в этом году для КАМАЗа уже не предвидится, то действующие программы — в частности, льготного лизинга и субсидирования муниципальных закупок техники — только развернутся в полную силу. «К концу года доходят бюджетные деньги до конечных потребителей, они начинают платить за технику, — напоминает Афанасьев. — Поэтому в первом квартале со стороны тех же муниципалитетов практически никаких закупок нет, во втором — начинаются, к концу года идет массовая закупка».

Руководитель пресс-службы также сравнил текущее состояние автогиганта с обстоятельствами прошлого кризиса. «Когда люди видят 2 миллиарда убытка, все начинают хвататься за голову, как будто жизнь остановилась. Но у нас в 2009 году убыток был больше 3 миллиардов, хотя российский рынок в тот период чувствовал себя даже лучше».

Еще одним показательным фактом опубликованной отчетности стал баланс процентных поступлений и выплат. Выплаты по процентам для КАМАЗа выросли на 695 млн. рублей до 1,62 млрд. рублей, а отрицательное сальдо процентных поступлений и расходов увеличилось в 2,6 раза до 929 млн. рублей. Из отчета следует, что погоду в этом отношении сделали долгосрочные займы, которые «потяжелели» сразу на 8,39 млрд. рублей до 20,48 млрд. рублей. В целом кредитный портфель увеличился на 36% — с 23,2 млрд. рублей на 30 сентября 2014 года до 31,6 млрд. рублей на 30 сентября 2015 года.

«У нас есть график погашения платежей по кредитам и займам. На определенные месяцы приходится вал расчетов, в том числе с поставщиками, — поясняет Афанасьев. — Что касается долгосрочных займов, то речь тут идет о наших облигациях, которые мы размещаем для финансирования нашей инвестиционной программы модернизации производства. Не далее как 30 сентября мы погасили облигации БО-03 на 2 миллиарда рублей и на 104,7 миллиона рублей выплатили купонный доход. Никаких проблем с погашением займов мы не испытываем, все идет по плану. Хотя с показанным убытком здесь прямой зависимости нет, в глобальном отношении выплаты влияют на показатели, ведь мы расплачиваемся за модернизацию. Мы же закупаем огромное количество нового оборудования. У нас новый цех сварки, на двигательном производстве идут серьезные преобразования, на автомобильном заводе, на литейке модернизируются печи. Это огромные траты, которые тоже ложатся в финансовую отчетность».