m2.jpg
Александр Маклыгин

«Я НЕ СРАЗУ ПОВЕРИЛ, ЧТО СТЭНЛИ ДЖОРДАН ПРИЕДЕТ В КАЗАНЬ»

Надо отдать должное Татарской филармонии — они взяли достаточно высокую планку в подборе участников фестиваля. Если посмотреть на первый фестиваль, его открыл оркестр Олега Лундстрема, что очень примечательно, поскольку Казань, джаз, Лундстрем — это триада-символ. Или, скажем, выступление Мариана Петреску на прошлом фестивале. Он меня совершенно изумил. Я давно таких пианистов не слышал, если вообще когда-либо слышал живьем. Конечно, планка профессиональная достаточно высока. И дай бог сохранить ее и в будущем. Собрать на фестивале музыкантов такого элитного круга — дело во всех отношениях не такое и простое. Я в этом смысле с уважением отношусь к руководству филармонии. Они смогли пригласить действительно элитных музыкантов. Когда я увидел в списке нынешних участников фестиваля имя Стэнли Джордана, я даже, честно говоря, не поверил. Думал, может, какой-то двойник приезжает. Нет, оригинал! Имя мировое. Это создатель целого направления в современном джазе в стиле игры на гитаре. Поэтому у «Джазовой Казани» есть все основания стать элитным джазовым фестивалем.

«ПОРТРЕТ ДЖАЗМЕНА КАЗАНИ — ЭТО ВАСИЛЕВСКИЙ, ПИТЕРА — ГОЛОЩЕКИН»

Давид Голощекин — это также уникальное явление, я уточню, не питерского, а российского джаза. Поскольку джаз создавался в разных городах и явление Голощекина выходит за пределы Питера. И все те перепады отношения к джазу касались 50-х, 60-х годов, они прошли через поколения тех музыкантов, которых и представляет Голощекин. Для меня Голощекин — это история советского джаза, воплощенная в его творческой эволюции, в его творческой судьбе. Мало того, это не только крупный музыкант-мультиинструменталист, он по духу очень джазовый. Джазмен для меня — это тот человек, который все 24 часа в сутки свингует. Даже когда спит, у него звучат ритмы. Таким я считаю Голощекина, таким я считаю нашего казанского Анатолия Василевского. Для меня портрет джазмена в Казани — это Василевский, в Петербурге — это Голощекин. Человек, для которого джаз стал некой религией. Он подвижник джаза, пропагандист джаза и верный ему служитель. Не так много музыкантов, которые заставили трактовать джаз как полноценную часть отечественной музыкальной культуры.

Оркестр-им.-О.jpg
Оркестр имени Лундстрема и Филармонический джаз-оркестр РТ

«КАЗАНЬ — ГОРОД МЕЙНСТРИМОВСКИЙ, ЗДЕСЬ ПРЕДПОЧИТАЮТ СВИНГОВЫЙ ДЖАЗ»

Что касается оркестра Гленна Миллера, то здесь интересно то, что на Западе музыкант уходит, но имя его остается. У них старая традиция: есть оркестр Эллингтона, хотя Эллингтона давно нет. У нас, пожалуй, таким является оркестр имени Олега Лундстрема — первый музыкальный джазовый коллектив, в котором увековечено имя его создателя. Концерт с участием музыкантов оркестра Гленна Миллера — это большой подарок для любителей классического или, как принято говорить, традиционного джаза, потому что Казань принято считать мейнстримовским городом, здесь предпочитают свинговый джаз. Для любителей джаза, идеалом которых являются «Серенада солнечной долины» или незабываемые песни Джерома Керна, несомненно, это будет большим подарком.

Филармонический-джаз-оркестр-РТ-и-Nev-York-Voices.jpg
Филармонический джаз-оркестр РТ и New York Voices

Стэнли Джордан и Энвер Измайлов — создатели теппинга

Ну а пропустить концерт Стэнли Джордана для любого любителя джаза — явление, выходящее за пределы разумного. Он создал новый стиль игры, так называемый теппинг. В Казани этот стиль хорошо знают, его здесь часто представляет уникальный симферопольский музыкант Энвер Измайлов. Конечно, каждый, кто оказывался на концертах Измайлова, был поражен самим стилем, когда на грифе гитары играют двумя руками. Вот создание этого стиля и приписывается Джордану. Но мы в Казани будем считать, что единовременно этот стиль был создан и Джорданом — там, и Измайловым — здесь.

Чувство настоящего драйва всегда формируется после игры с американцами, с носителями так называемой «черной традиции». Казанский оркестр — оркестр с давними традициями, в последние годы с разными траекториями движения, но узловые моменты в его истории — это, конечно, выступления с такими именитыми мастерами.

II-Джазовая-Казань.jpg

Анатолий Василевский — заслуженый деятель искусств Татарстана, дирижер Филармонического джаз-оркестра:

— Казани нужно много фестивалей, пропагандирующих хорошую, профессиональную музыку. Состав исполнителей «Джазовой Казани» подобран очень грамотно, профессионально, с учетом вкусов казанского зрителя. Первый фестиваль был настоящим праздником для джазменов города. Я очень надеюсь, что и второй запомнится казанцам надолго.

Ренат Закиров — заместитель директора Татарской филармонии по концертной работе:

— Планы фестиваля 2015 года наметились уже осенью 2014 года, начались переговоры с артистами. Оперативность — первая причина того, что мы получаем тех звезд, которых хотели бы видеть на фестивале. Участники первого фестиваля были очарованы хорошим приемом, четкой организацией, слаженной работой всех служб и красивым залом филармонии. Американский New York Voices и сейчас нам об этом пишет.

Состав следующего фестиваля тоже уже сформирован, но пока мы не будем его раскрывать.

Зимфира Гильмутдинова

16+